Методика гидрореабилитации детей 6-7 лет, имеющих круглую спину

дипломная работа

1.1 Опорно двигательный аппарат детей 6-7 лет

Прежде чем приступить к обсуждению этиологии и патогенеза нарушений осанки у детей дошкольного возраста целесообразно кратко охарактеризовать анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы в этом возрастном периоде.

Скелет дошкольника состоит преимущественно из хрящевой ткани, что обусловливает возможности его дальнейшего роста. Однако, в отличие от детей дошкольного или раннего возраста в данном возрастном периоде уже появляются зоны окостенения, что делает кости более прочными. Тем не менее, костная ткань детей бедна минеральными солями и, напротив, богата органическими веществами и водой. В результате она характеризуется мягкостью, податливостью, легко изменяет форму под действием нагрузок. Окостенение скелета (замена хрящевой ткани на костную) идет неравномерно: окостенение кистей заканчивается в 6-7 лет, а стоп- лишь к 20 годам, поэтому напряженная ручная работа в дошкольном возрасте, ношение неудобной обуви ведет к искривлениям костей, нарушениям работы суставов.

Позвоночник ребенка дошкольного возраста очень эластичен и легко подвержен искривлениям в неблагоприятных условиях развития. Позвоночный столб состоит из отдельных сегментов позвонков, накладывающихся друг на друга с прослойкой хряща - межпозвонковых дисков, придающих позвоночнику гибкость и оказывающих известное противодействие нагрузке на позвоночник. Межпозвоночные диски у детей относительно толще, чем у взрослых. С возрастом диски теряют эластичность, студенистое ядро между позвонками уменьшается в размерах и толщина дисков становится меньше. К дошкольному возрасту на протяжении всего позвоночника уже ясно видны 4 физиологических изгиба. Однако, они хорошо визуализируются только при ходьбе; при лежании они выравниваются, так как позвоночник детей очень эластичен. Грудной кифоз окончательно формируется в 6--7 лет, поясничный лордоз -- в школьном возрасте (Капитан Т.В., 2006).

Своеобразна и мышечная система в дошкольном возрасте. Мышечные волокна довольно короткие, тонкие, богаты водой, показатели мышечной силы очень низки. По мере роста ребенка происходит развитие мышечной системы, но этот процесс происходит неравномерно. Так, в первые годы жизни формируются крупные мышцы плеч и предплечий, в связи с чем до 5--6 лет развиваются основные двигательные умения, но страдает мелкая моторика. Мышцы кисти развиваются медленно - в результате лишь после 6--7 лет развиваются способности к письму, лепке, рисованию. Мышцы стопы у дошкольников развиты слабо, поэтому в этом возрасте следует ограничивать бег, спрыгивания с высоты.

Детям дошкольного возраста свойственна низкая выносливость мышечной системы. Поэтому дошкольники не в состоянии выполнять одинаковые движения, идти спокойным шагом.

В дошкольном возрасте изменяется и характер сочленения костей в суставах. В 6-10 лет наблюдается усложнение в строении суставной капсулы, увеличивается количество ворсинок и складок синовиальной мембраны, происходит формирование сосудистых сетей нервных окончаний синовиальной мембраны. В фиброзной мембране суставной капсулы у детей с 3 до 8 лет увеличивается количество коллагеновых волокон, которые сильно утолщаются, обеспечивая ее прочность (Геппе Н.А., Подчерняева Н.С., 2009).

Анализируя приведенные выше анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей, становится очевидным, что они имеют предрасположенность к костным деформациям и, в частности, к нарушению осанки.

Делись добром ;)