Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного Национального проекта "Здоровье"

реферат

3. Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.

Были намечены основные цели работы в среднесрочной перспективе на 2006-2008 годы:

1. Повышение благосостояния населения, снижение уровня бедности, дифференциации денежных доходов.

2. Повышение качества и доступности медицинской помощи, улучшение лекарственного обеспечения, в первую очередь, льготных категорий граждан.

3. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.

4. Улучшение положения семей с детьми и создание социально-благоприятных условий для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

5. Повышение эффективности системы социальной защиты, в первую очередь пожилых людей.

6. Содействие продуктивной занятости и обеспечения граждан в сфере труда.

Особое внимание было уделено проблеме модернизации здравоохранения - разработке комплекса мероприятий для обеспечения качественной и доступной медицинской помощи, мер по улучшению лекарственного обеспечения граждан, совершенствованию программ оказания бесплатной медицинской помощи, дальнейшему развитию профилактической направленности здравоохранения, а также инвестиционного проекта по созданию высокотехнологических медицинских центров.

1. СИСТЕМА ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН РФ

В Российской Федерации основополагающими законами, регламентирующими охрану здоровья граждан являются Конституция РФ (12.12.93), «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993, 2005), закон «О медицинском страховании граждан РФ» (1991, 1993).

В Основах четко определено понятие «охрана здоровья граждан» как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Основными принципами охраны здоровья граждан определены: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и управления, предприятий и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Согласно действующего законодательства гражданам РФ гарантирована первичная медико-санитарная помощь (ПМСП), которая включает лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других неотложных состояний, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний, санитарно-гигиеническое образование, проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства. Объем ПМСП устанавливается местной администрацией в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. ПМСП обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы, а также государственной и частной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскими организациями. Финансирование ПМСП осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, муниципального бюджета, целевых фондов и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Основах определен порядок оказания скорой медицинской помощи. Важно отметить, что скорая медицинская помощь осуществляется бесплатно и безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной) гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, в соответствии с Основами является расходным обязательством муниципального образования.

Здесь же определяется порядок оказания специализированной медицинской помощи, которая осуществляется врачами специалистами при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских организациях (за исключением федеральных специализированных медицинских организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) в соответствии с настоящими Основами является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, оказываемой Правительством Российской Федерации, в соответствии с настоящими Основами является расходным обязательством Российской Федерации.

Экстенсивный характер развития здравоохранения, недостаточное финансирование, отсутствие экономических форм управления отраслью привели к развитию кризиса системы здравоохранения в конце ХХ века. А это в свою очередь привело к тому, что за последние 15 лет ухудшилось состояние здоровья населения РФ.

2. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ К НАЧАЛУ РЕФОРМ

Численность населения страны, начиная с 1995 года, постоянно снижается. На 01.01.2006 года она составила 142,7 млн., в том числе трудоспособного населения - 62,4%, детей от 0 до 15 лет - 17,3%, пожилых (старше 55 и 60 лет) - 20,3%. В последние пять лет уменьшение идет с темпом около 700 тыс. человек в год.

В 2004 году ожидаемая продолжительность жизни населения России составляла 65,3 года, мужчин - 58,9, женщин - 72,4 года. По продолжительности жизни мужчин в мире Россия занимает 136 место, женщин - 91-е. От Японии мы отстаем на 16 лет, от США на 12, от Китая на 5,7 лет.

Основную роль в снижении ожидаемой продолжительности жизни, начиная с 1990 года, играет рост смертности людей трудоспособного возраста.

Общий коэффициент смертности населения России начал увеличиваться с 1990 года (11,2 на 1000 населения). Первый пик наблюдался в 1995 году, а с 1998 года коэффициент смертности постоянно рос, и в 2004 году стал в 2,1 раза больше, чем в Канаде, в 1,9 раза, чем в США и, в 1,7 раз больше, чем в «старых» странах Евросоюза. В последние 4 года коэффициент смертности равен 16,0 - 15,2 на 1000 населения.

Неблагоприятная демографическая ситуация в стране усугублялась снижением рождаемости. В нашей стране с 1987 по 1999 год коэффициент рождаемости упал более, чем в 2 раза (с 17,2 до 8,3). В 2006 году он составил 10,4 и сравнялся с его значением в странах Евросоюза. Однако, плохо то, что он ниже коэффициента общей смертности в 1,4 раза.

Для простого воспроизводства численности населения суммарный коэффициент рождаемости должен составлять 2,14 рождений на одну женщину в течение жизни, в 2004 году он составлял у нас всего 1,34.

С начала 90-х годов отмечается резкое увеличение числа детей, родившихся больными. Так, в 2004 году больными оказались 40% родившихся детей.

Динамика изменения возрастной структуры населения России характеризуется уменьшением числа лиц молодого возраста и ростом лиц в возрасте 60 и более лет. Двадцать лет назад дети в возрасте до 15 лет составляли около 25% населения России, а на долю лиц 60 лет и старше приходилось 14%. Сейчас доля детей до 15 лет снизилась до 17,3%. Причина этого - низкий последние 15 лет коэффициент рождаемости.

Если в период с 2006 по 2025 годы суммарные коэффициенты рождаемости сохранятся на уровне 1,2 - 1,3, то при существующем общем коэффициенте смертности доля детей до 15 лет в структуре населения страны упадет до 13%, а доля людей старше 60 лет составит более 25% от общего населения России.

Уровень общей заболеваемости по данным обращаемости населения в учреждения здравоохранения, имеет тенденцию к росту практически среди всех возрастных групп населения и по большинству классов заболеваний. Большая доля в структуре общей заболеваемости приходится на болезни органов дыхания - 24,2%, болезни системы кровообращения - 13,3%, болезни органов пищеварения - 7,7%, болезни костно-мышечной системы - 7,5% и болезни глаз - 7,1%.

Коэффициент общей заболеваемости с 1990 по 2005 год увеличился на 36,5%. При этом, число случаев болезней на 100 тыс. населения, приводящих к высокой смертности (болезни системы кровообращения и новообразования), увеличилось на 96% и 61% соответственно. Число болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, приводящих к высокой инвалидизации, выросло на 89%, осложнений беременности, родов и послеродового периода на 100 тыс. женщин в возрасте от 15 до 49 лет - на 82%.

Хронические неинфекционные заболевания определяют основное бремя расходов на здравоохранение в странах мира с высокой долей пожилого населения, к которым относится и Россия. Около 80% потерянных населением активных лет жизни (за счет преждевременной смертности и инвалидности) обусловлены соматическими неинфекционными заболеваниями. К наиболее значимым неинфекционным заболеваниям относятся болезни системы кровообращения. В Российской Федерации на их долю приходится около 12% случаев временной утраты трудоспособности, около половины всех случаев инвалидности и 55% случаев смертности. Сравнение стандартизованных по возрасту показателей смертности от болезней системы кровообращения (Европейский стандарт) в России с аналогичными показателями таких стран как Канада, США, Франция, Швеция, Великобритания свидетельствуют о том, что уровень смертности в нашей стране по этим причинам в 2 - 3,5 раза превышает показатели вышеназванных стран. В России средняя продолжительность жизни больных с хроническими неинфекционными заболеваниями после впервые установленного диагноза составляет 7 лет, а в странах Евросоюза и других экономически развитых странах - 18 - 20 лет.

Ежегодно в России впервые признаются инвалидами примерно 550 тыс. человек трудоспособного возраста, что составляет 40 - 55% от всей группы лиц, впервые признанных инвалидами.

По данным ВОЗ за период 2005 - 2015 гг. потеря ВВП в России из-за преждевременных смертей от инфаркта, инсультов и осложнений сахарного диабета может составить 8,2 триллиона рублей (объем ВВП России в 2006 году - 25,8 трлн. руб.).

Серьезного внимания требует состояние здоровья детей и подростков, которое по данным обращаемости продолжает ухудшаться. Имеется выраженная тенденция к росту общей заболеваемости этого контингента практически по всем классам болезней, особенно по заболеваниям костно-мышечной системы, эндокринной системы, болезней крови и кроветворных органов, новообразований и врожденных аномалий развития.

Среди детей и подростков продолжается рост социально-обусловленных заболеваний, в том числе алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем и туберкулеза. По данным специальных исследований до 70% школьников употребляют алкоголь, из них 10% составляют группу риска по развитию алкоголизма, до 30% школьников курят, до 6% время от времени употребляют наркотики.

За последнее десятилетие значительно ухудшились показатели физического развития, полового созревания, заболеваемости школьников. Так, в 1,5 раза увеличилось число школьников с дефицитом массы тела, частота выявляемых функциональных нарушений и хронических болезней возросла почти на 20%, более чем у 25% школьников-подростков отмечается задержка полового созревания. Причинами формирования вредных привычек и столь многочисленных расстройств психического и физического здоровья в большинстве случаев являются социально-бытовые факторы, отягощенная наследственность, неблагоприятные экологические воздействия, недостаточно полноценное питание, несвоевременная медико-психологическая и педагогическая коррекция.

В связи с интенсификацией учебного процесса, особенно в образовательных учреждениях нового типа (лицеи, гимназии) у подростков регистрируются синдромные проявления усталости - повышение артериального давления, неврозоподобные реакции, нарушения сна, гиподинамия. В результате значительное число детей, оканчивающих школу, имеет множество хронических заболеваний. Так, у 75% девочек по окончании школы имеются хронические болезни, 40% юношей последних призывов в армию не могли выполнить нормативы по физической подготовке, 11,5% имели дефицит веса, а у 28% обнаружилось отставание умственного развития. Каждый четвертый из новобранцев требовал медицинского контроля по причине ослабленного здоровья и наличия хронических заболеваний.

Если не преодолеть демографический кризис и отрицательную динамику показателей здоровья населения России, то возникнет прямая угроза национальной безопасности страны и сохранению российского уклада жизни. Численность населения России к 2025 г. сократится с 142,3 млн. до 125 млн. человек, а к 2050 г. уменьшится на 30%, т.е. до 100 млн. человек. Экономический рост будет замедляться, так как он существенно зависит от роста численности здоровых и обученных взрослых лиц молодого и среднего возраста.

3. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗДОРОВЬЕ». ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

К 2006 году Российское здравоохранение пришло со следующими накопившимися проблемами:

· недофинансирование отрасли;

· устаревшая материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений;

· низкая заработная плата медицинских работников;

· структурные диспропорции;

· устаревшие методы управления лечебными учреждениями (неэффективное использование ресурсов отрасли).

Кроме того, существенным недостатком системы здравоохранения явилось ослабление профилактической направленности, медико-санитарного просвещения населения и формирования здорового образа жизни.

Отсутствие результатов реформ, проводимых в 80 - 90-е годы ХХ столетия и продолжающийся кризис общественного здоровья привели к необходимости пересмотра государственной политики в отношении здравоохранения.

Для исправления сложившейся ситуации по предложению Президента России Министерством здравоохранения и социального развития РФ был разработан, и 21 декабря 2005 года утвержден национальной проект «Здоровье», основными приоритетами которого являются:

1. Развитие первичной медико-санитарной помощи:

ь осуществление денежных выплат врачам общей (семейной) практики, участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам и медицинским сестрам участковых врачей-терапевтов и участковых врачей-педиатров с учетом объема и результатов их деятельности;

ь подготовка и переподготовка врачей общей (семейной практики, участковых врачей терапевтов и участковых врачей-педиатров;

ь организация открытия офисов врачей общей практики

ь оснащение диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений

ь оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения на основе родовых сертификатов;

ь оснащение автомобилями скорой помощи, в том числе реанимобилями;

2. Усиление профилактической направленности здравоохранения:

ь формирование у значительной части населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению;

ь дополнительная диспансеризация работающего населения;

ь иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;

ь профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;

ь обследование новорожденных детей на галактоземию, адреногенитальный синдром и муковисцидоз;

Делись добром ;)