Открытие нового аптечного учреждения
1.1 Статус аптечных организаций, аптечная организация как учреждение здравоохранения и торговая организация
Лекарственное обеспечение является основополагающей частью системы традиционного здравоохранения. В то же время, лекарственное обеспечение может рассматриваться как самостоятельная отрасль со всеми особенностями, характерными для процессов производства и реализации продукции. Поэтому возникает противоречие между государственными социальными гарантиями на медицинскую, в том числе и лекарственную, помощь и интересами производителей, поставщиков, промежуточных и конечных потребителей фармацевтической продукции. Кроме того, лекарственное обеспечение является одной из самых сложных проблем реформирования здравоохранения в связи с тем, что:
1) постоянно возрастает роль медикаментозной составляющей в лечебно-диагностическом процессе;
2) увеличивается номенклатура лекарственных средств на фармацевтическом рынке России, в том числе появляется большое количество аналогичных по действию препаратов, значительно различающихся по стоимости;
3) появляются новые поставщики лекарственных средств, осуществляющие агрессивную стратегию продвижения своих товаров на фармацевтический рынок;
4) не снижается количество низкокачественных отечественных и импортных лекарств, поступающих на российский фармацевтический рынок, кроме того, из года в год в стране растут объемы изготовления и реализации через аптечную сеть фальсифицированных лекарственных препаратов;
5) медицинские и фармацевтические работники на данном этапе не обладают возможностью получения полной и качественной информации обо всех новых лекарственных средствах ввиду большого количества новых торговых наименований предлагаемых лекарственных средств и рекламного характера представляемых сведений;
6) существующая система контроля за фармацевтической деятельностью не в состоянии выполнять свои функции в полной мере из-за большого количества оптовых, мелкооптовых и розничных организаций, реализующих лекарственные средства.
Все вышеуказанные тенденции являются мотивами для разработки современной концепции лекарственного обеспечения населения. Концепция позволит определить роль и место фармацевтической службы, статус аптечных организаций, роль государственных аптечных предприятий, которые должны стать центральным звеном для проведения национальной политики в области лекарственного обеспечения населения.
Фармацевтическая деятельность- деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или)розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
В приказе МЗСР РФ №553н от 27 июля 2010 "Об утверждении видов аптечных организаций"
2. Виды аптечных организаций:
- Аптека: готовых лекарственных форм, производственная, производственная м правом на изготовления асептических лекарственных препаратов.
- Аптечный пункт
- Аптечный киоск
В соответствии со статьей 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 №61 "Об обращении лекарственных средств". Виды аптечных организаций и правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями, расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с приказом МЗСР РФ №80 от 4 марта 2003 Об утверждении отраслевого стандарта " Правила отпуска лекарственных средств в аптечных организациях"
Аптечная организация может осуществлять следующие функции.
Аптека:
-реализацию населению готовых лекарственных препаратов
-изготовлению лекарственных препаратов по рецептам врачей и требованиям учреждений здравоохранения
-отпуск лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой отдельным группам населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
-реализации лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, изделий медицинского назначения, дезинфицирующих средств, предметов личной гигиены, оптики, лечебного, детского и диетического питания, косметическую и парфюмерную продукцию
-отпуск предметов через пункт проката в соответствии с установленным порядком,
-предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях,
- предоставление медицинскими работниками необходимой информации об имеющихся в аптеке лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах,
-оказание первой медицинской помощи,
-оказание консультативной помощи в целях обеспечения отвественного самолечения.
Аптечная организация - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
Приходя в аптеку, посетители не просто выбирают и покупают товар в зависимости от своих вкусов и материальных возможностей. Они должны купить или получить особый товар, который им необходим либо по жизненным показаниям, либо для поддержания качества жизни, - ЛС. В аптеке посетителя встречают специалисты со специальным фармацевтическим образованием, которые не просто продают, а осуществляют отпуск по назначению врача. Отпуск ЛС сопровождается проверкой правильности назначения (дозировка, совместимость и т. д.) и соответствующим информационным обеспечением. В случае необходимости специалист связывается с врачом, уточняя дозировку, форму выпуска, возможность замены, совместимость ЛС. В критических ситуациях в аптеке может быть оказана первая медицинская помощь.
Планирование ассортимента
Планирование ассортимента -- это процесс определения перспективных торговых наименований, которые будут наполнять ассортиментный портфель, удовлетворять потребностям потребителей и обеспечивать аптечному предприятию прибыльную работу.
Комплексный подход к планированию возможен только на основе полной информации об ассортименте аптечных учреждений конкретного региона, объеме продаж каждой товарной позиции и группы товаров, учитывая особенности месторасположения и организации работы самого аптечного учреждения, и, конечно же, о потребностях и предпочтениях покупателей. На наполнение ассортимента также оказывает влияние промоционная активность производителей, поэтому следует учитывать влияние рекламы и деятельности медпредставителей.
Формирование ассортимента.
На формирование ассортимента влияет много факторов, среди которых -- месторасположение аптечного учреждения, его размер и тип, а также форма организации торговли. Так, структура потребления в аптеках, расположенных в спальных или центральных районах города, в оживленных местах и в аптеках самообслуживания будет иметь свою специфику. Также деятельность по формированию ассортимента предусматривает изучение информации об особенностях рынка, выбор дистрибьюторов и определение ценовой политики, необходимые для эффективной прибыльной работы.
Товарная политика в сфере лекарственного обеспечения тесно связана с законодательством, которое регламентирует производство, распределение и потребление ЛС, о чем свидетельствуют ограничения в виде нормативных документов:
1. Государственный регистр ЛС, разрешенных к отпуску на территории РФ
2. Перечень наркотических средств и психотропных веществ, который строго регламентирует обращение этих ЛС на территории РФ - определяет ПП РФ №681 с изм.
3. Перечень лекарственных средств, отпуск которых разрешен без рецепта врача - приказ МЗ СР РФ №578 от 13.09.2005
4. О минимальном ассортименте ЛС - приказ МЗ и СР РФ №805н
5. Перечень жизненно необходимых и важнейших ЛС - утвержден
Распоряжением Правительства РФ от30 июля 2012 №1378-р
В связи с этим выделяют следующие факторы, которые влияют на формирование аптечного ассортимента:
- Местоположение аптеки
- Контингент жителей, которых обслуживает аптека
- Профиль ЛПУ, который обслуживается аптекой по договору
- Специализация аптеки
- Учитывается заболеваемость, сезонность
- Проведение маркетинговых исследований, АВС, ХУZ - анализа
- Есть или нет договор на обслуживание льготных категорий населения
- Какие виды деятельности прописаны для аптеки в лицензии, разрешен или нет оборот наркотических и психотропных веществ и т.д.