Психология общения медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях

контрольная работа

VI. Особенности психологии общения медицинской сестры

По мере совершенствования лечебно-диагностического процесса, внедрения современных методов лечения и организации сестринского ухода неизбежно повышаются требования к медицинской сестре, к ее личностным и профессиональным качествам.

Возрастает также необходимость индивидуального подхода к пациенту на всех этапах лечебно-диагностического процесса.

В связи с этим от медицинской сестры требуется не только высокий профессионализм, но и знание психологии общения, глубокое усвоение этических норм и правил деонтологии.

Медицинская сестра всегда должна помнить главную заповедь по отношению к пациенту, сформулированную еще во времена Гиппократа, -- «не навреди».

При общении с пациентом медицинская сестра должна помнить о том, что любое заболевание является достаточно сильным фактором, вызывающим стресс (процесс, ведущий к напряжению всех функциональных систем организма), а это неизбежно сказывается на его психическом состоянии, даже если и не осознается самим пациентом.

Напряжение различных функциональных систем организма способствует общей астенизации (ослаблению и истощению адаптационных механизмов и в первую очередь центральной нервной системы) и невротизации (появлению различных патологических личностных реакций), особенно при длительном, хроническом течении заболевания. Все это усложняет процесс общения и взаимодействия с пациентом.

Медицинская сестра должна уметь своевременно оценить нервно-психическое состояние больного и по возможности оказать благотворное и позитивное воздействие на пациента в процессе общения с ним.

Кроме того, она должна уметь оценить влияние на психику пациента особенностей течения болезни, диагностических процедур, эффекта проводимого лечения, особенно при таком симптоме, как боль, занимающем центральное место, например при паллиативном лечении. При этом боль является главенствующим симптомом, и успешное преодоление его будет основным фактором помощи пациенту.

Если же пациент замыкается в себе, становится вялым, безразличным, это будет свидетельствовать о значительном ухудшении его состояния.

В других случаях, и довольно часто, ухудшение состояния в первую очередь проявится в виде тревожного беспокойства, раздражительности, даже агрессивности, что должно быть своевременно распознано и адекватно оценено.

Обо всех случаях изменения самочувствия и состояния пациента медицинская сестра должна срочно поставить в известность врача.

Вся деятельность медицинской сестры совместно с врачом должна быть направлена на восстановление у пациента оптимального для него уровня физической и психической активности, на максимальное восстановление всех функций организма.

В связи с этим важной психологической задачей медсестры является достижение контакта с пациентом и побуждение его к активному участию в процессе лечения. В случае паллиативного лечения, когда надежда на благополучное выздоровление мала, пациенту необходимо обеспечить достойное качество жизни.

В процессе лечебной деятельности формируются особые взаимоотношения между медсестрой и больным, целью которых является повышение эффективности проводимых больному лечебных мероприятий.

Для того чтобы эта помощь была действенной, медицинской сестре необходимо знать психологические особенности пациента, а также правила бесконфликтного общения и взаимодействия с ним. Можно даже сказать, что психологическая компетентность входит в спектр обязанностей медицинской сестры, так как эффективность диагностического и лечебного процесса напрямую зависит и от этого качества.

Общение с пациентом является одним из главных элементов лечебного процесса. Поэтому важной задачей является понимание особенностей личности, жизненных целей, установок и мотивов больного человека, а также возможность прогнозирования реагирования на различные ситуации, возникающие в процессе лечения (например, инвазивные методы исследования).

Является неоспоримым тот факт, что медицинская сестра проводит с пациентом гораздо больше времени, чем врач. Именно к медицинской сестре в первую очередь больной обращается за сочувствием и пониманием.

Каждая профессия накладывает свой психологический отпечаток на личность человека, по-своему «деформируя» ее, то есть, заостряя те или иные качества в ущерб общей гармонии развития. Не является исключением и профессия медицинской сестры. На основе многолетнего опыта работы И.Харди (1983) выделил шесть типов медицинских сестер. Естественно, что данная классификация является определенным упрощением, но она помогает взглянуть на деятельность медсестры «глазами пациентов».

1. «Сестра-рутинер» («робот»).

Она как правило достаточно скрупулезно, тщательно, аккуратно выполняет все свои обязанности, действуя строго по инструкции. Проявляет усердие, ловкость и умение для осуществления ухода за больным, но совершенно не вкладывает в свою работу психологического содержания. Пациент в данном случае воспринимается как своего рода дополнение к инструкции, так как она работает механически, автоматически, эмоционально не переживая за больных и не проявляя сочувствия к их страданиям.

2. «Сестра-актер» («сестра, играющая заученную роль»). Такая медсестра в процессе своей работы старается играть какую-либо роль или следовать (выбранному) понравившемуся ей идеалу. В наиболее крайних случаях это приводит к тому, что в поведении такой сестры исчезают искренность, непосредственность, открытость и появляются наигранность, искусственность. Результатом такой неадаптивной формы поведения являются трудности в установлении контакта с людьми, в частности с пациентами, что, естественно, отражается на эффективности работы медсестры.

3. «Нервная» сестра.

Как правило такого типа медсестры -- это люди с довольно трудным характером, склонностью к невротическим реакциям, фобиям, проявлениям грубости и агрессии.

Такая сестра обычно довольно хмурого вида, напряженная, вспыльчивая, раздражительная, всем недовольная, легко обижающаяся по пустякам. Часто она боится заразиться каким-либо инфекционным заболеванием, в результате может проявлять брезгливость и даже отказываться от выполнения каких-либо процедур и манипуляций под благовидным предлогом.

Естественно, что такая медсестра довольно негативно влияет на психологическое состояние больных.

С точки зрения медицинской профессиональной этики такой тип медсестры не должен встречаться в лечебном учреждении.

4. «Мужеподобная» сестра («сестра-гренадер»).

Такая медсестра видна (или слышна) издалека: решительная, настойчивая, бескомпромиссная, с зычным, «командным» голосом, любящая порядок, четкость, точность, нетерпимая к любым нарушениям дисциплины.

Может быть резкой и даже грубой в отношениях с больными, однако ответственна и точна в работе.

5. Сестра «материнского типа» («мать» или «сестричка»). Такие медсестры в своей работе проявляют максимальную внимательность, сочувствие и заботу по отношению к пациентам, перенося на работу с больными свои теплые семейные отношения или компенсируя отсутствие таковых. Они с искренней любовью относятся к людям, и проявление заботы является для них истинным призванием.

Как правило они являются хорошими специалистами в своей профессиональной деятельности, относятся к работе ответственно, к тому же все умеют и везде успевают.

Естественно, что их психологическое влияние на пациентов чрезвычайно благотворно и позитивно.

6. «Сестра-специалист» («эксперт»).

Такие медсестры, как правило, обладают особыми способностями, особым интересом или свойствами личности, которые они реализуют в каких-либо узких областях сестринского дела (клиническая лаборатория, рентгеновский кабинет, физиотерапевтический кабинет и т.п.).

Делись добром ;)