logo
Роль медицинской сестры в отделении специализированного медико-социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов

2.2 Исследования медико-социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в г. Зеленогорске

Микромодель исследуемого объекта состояла из 20 человек, из которых 4-мужчины, 16-женщин.

Рис. 1. Соотношение опрошенных респондентов мужчин и женщин

Респонденты были опрошены медицинским работником, методом стандартизированного интервью (анкетирование). Предварительно с каждым анкетированным был проведен подробный инструктаж по вопросам заполнения анкет.

Анкета состояла из 2-х частей. В первой части медицинский работник должен был записать сведения о клиенте: категория, размер дохода, состав семьи, условия проживания, а так же характеризовать эмоциональное состояние клиента в первое посещение. Вторая часть анкеты - вопросы к клиенту (анкеты прилагаются).

Исследуя клиентов, мы узнали, что 25% опрошенных в возрасте 65-74 лет, 55% - в возрасте 75-85 лет и 20% - от 86 до 94 лет.

Рис. 2. Возраст опрошенных

Так же в ходе опроса выяснилось, что 90% опрошенных клиентов инвалиды 1-ой группы: из них 15 % инвалиды по зрению, онкобольные инвалиды 10%, инвалиды опорнодвигательного аппарата - 15%. 10% опрошенных - инвалиды 2-ой группы.

Рис. 3. Соотношение категории инвалидов с различными заболеваниями

Ветераны труда - 25%, труженики тыла - 10%, участники войны - 25%.

Рис. 4. Соотношение респондентов по категориям

Изучение состояния здоровья обслуживаемых пенсионеров показало, что практически у всех имеются заболевания сердечнососудистой системы 95%, у трети опрошенных заболевания опорнодвигательного аппарата - 30%, атеросклероз головного мозга - 50%, перенесшие инсульты - 15%.

Рис. 5. Наиболее частые заболевания пациентов

Наблюдаются также сахарный диабет, заболевания легких, желез внутренней, аденома предстательной железы, катаракта, глаукома и т.д.

Анализируя проблемы, заставившие пенсионеров обращаться за помощью в Центр, мы выяснили, что самым характерным был ответ: «Необходимость посторонней помощи, потеря способности к самообслуживанию в связи с состоянием здоровья».

90% отмечали «болезнь, недомогание, старость, немощь». Многие пенсионеры имеют заболевания, приводящие к снижению способности к самообслуживанию, предрасполагающие множественным физическим, психологическим и социальным проблемам. Фактически для обследуемых пожилых людей характерно одновременное развитие трех - пяти и более заболеваний.

Входе опроса мы выяснили, что среди клиентов отделения медицинского обслуживания на дому одиноко проживающих граждан 70%, супружеских пар 30%.

Таким образом, 95% находящихся на обслуживании имеют родственников, но не могут рассчитывать на постоянную помощь.

Опрос показал, что 25% пенсионеры получают пенсию ниже прожиточного минимума.

10% опрошенных не имеют коммунальных удобств.

90% живут в квартирах с удобствами.

Несмотря на условия, в которых находятся наши клиенты, хорошие и нормальные отношения с родственниками отметили 70% сложные и удовлетворительные отношения 20% обслуживаемых. Не поддерживают никаких отношений 5%. Нет родственников 5%.

Рис. 6. Отношения с родственниками

Таким образом, мы видим некоторое несоответствие при хорошем отношении с родственниками люди все-таки обращаются за помощью медицинского и социального работника.

Пытаясь доказать динамику эмоционально-психологического состояния клиентов, во второй части анкеты обслуживаемому предлагалось самому описать свое эмоциональное состояние также методом подбора наиболее подходящих определений.

Применив сравнительный анализ, подсчитав результаты и сделав следующий вывод: динамика психологического состояния в положительную сторону наблюдаются у 35% клиентов, а в отрицательную у 5%. Осталось без изменения в хорошем, оптимальном, расположении духа 25% клиентов. У 35% настроение не улучшилось и осталось плохим, как и было до того, как их стали посещать медицинские работники. Однако странно то, что практически все опрошенные отметили ощутимую помощь медицинских работников.

Рис. 7. Динамика психологического состояния респондентов

Очевидно, для морального и психологического благополучия пожилого человека особое значение приобретают доброжелательные, наполненные заботой и пониманием взаимоотношение с медицинским работником. 95% респондентов (в основном категория одиноких и одиноко проживающих граждан, которые остро нуждаются в человеческой теплоте и доброте) подчеркнули необходимость поддержки со стороны близкого человека. И только 5% клиентов из числа супружеских пар не нуждаются в такой поддержке или нуждаются иногда.

Всегда с медицинским работником помогают преодолеть жизненные трудности 100% респондентов. Некоторые из них даже указали, что «очень помогает».

Все обслуживаемые, участвующие в опросе, отметили, что их устраивает качество оказываемых услуг («очень устраивает, очень довольны»). «Очень внимательная и уважительная»- говорят они о медицинских и социальных работниках.

100% опрошенных собираются и дальше пользоваться помощью, оказываемой им КУСОН.

Клиенты перечислили услуги, оказываемые медицинским работником. На первом месте 85% изменение давления, пульса, вызова врача на дом, оказание первой помощи, выписка рецептов в поликлинике, консультации специалистов, покупка лекарственных препаратов.

На втором месте 50% ответили, что сопровождение в поликлинику, на прием к специалистам. Оформление ИПР (индивидуальной программы реабилитации).

35% опрошенных нуждаются в помощи санитарной гигиены, стрижки ногтей, расчесывания, помощь в смене постельного и нательного белья. Вынос судна.

15% опрошенных нуждаются в помощи приготовлении пищи и кормление ослабленных больных.

75% опрошенных нуждаются в психологических беседах, санитарно-просветительных работах. Или нужно напоминать о приеме лекарственных препаратах, научить как пользоваться тем или иным препаратом. Проследить когда оканчивается курс приема лекарств.

Рис. 8. Наиболее необходимые услуги медицинских сестер

Почти у 70% опрошенных не изменились потребности в услугах за время обслуживания, т.е. перечень услуг, который им требовался на момент «прикрепления» к Центру, не увеличился и не уменьшился.

У остальных 30% по истечении нескольких месяцев после начала обслуживания появились другие потребности в услугах. Например, при постановке на учет клиенту требовалось только покупка лекарственных препаратов, выписка льготных лекарств и измерение АД и пульса затем он стал просить сопроводить его на консультацию к специалисту, вызвать врача, а потом и помощь в санитарной гигиены и приготовление пищи.

В рамках задач нашего исследования необходимо было узнать, как проводят свое время клиенты Центра. 25% опрошенных не имеют комнатных растений и животных в доме, остальные 75%, в их число входят и все опрошенные мужчины, имеют возможность заботится о домашних животных и ухаживать за комнатными растениями. Медицинские и социальные работники, родственники, имеющие достаточный опыт, говорили, что они сами относили своим подопечным комнатные растения и советовали завести кошку или собаку и, таким образом, помогали организовать досуг и скрасить одиночество.

Но был и такой случай, не в силах ухаживать за своим котом прибегла к услугам ветеринаров.

70% всех опрошенных отметили, что предпочитают спокойный отдых, занятия рукоделием, любят читать, смотреть сериалы и передачи по телевизору, слушать радио.

Остальные 30% предпочитают активный отдых (посещение церкви, прогулки, отдых на улице, общение с друзьями).

Рис. 9. Отдых респодентов

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

К каждому пациенту нужен индивидуальный подход, в зависимости с его потребностью от медико-социальных услуг. Необходимо учитывать тяжесть состояния здоровья пациентов, уровень жизни, оценивать физическое, психологическое и социальное состояния. Все это требует дополнительных затрат времени медицинских работников в поликлиниках. К сожалению, в наше время в поликлиниках нет возможности все это предусмотреть и учесть из-за большой загруженности работой. Наш Центр уменьшает загруженность медицинских работников и врачей в поликлиниках, уменьшает количество вызовов врача на дом, что является преимуществом в обслуживании пациентов. Еще одним преимуществом Центра социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов заключается в удобстве пользования медицинскими услугами для пациентов и их родственников, а так же уменьшает сенсорную депривацию пациентов.

В ходе исследования выявили особенности медико-социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, на которые следует обращать особое внимание медицинского работника:

- уход за пожилыми людьми и инвалидами на дому;

- обеспечение адаптации пожилого человека;

- реабилитационная функция;

- психологическая поддержка;

- работа с родственниками, разъяснение задач по уходу за пожилыми людьми и инвалидами.

Предложения

По итогам исследования были выработаны рекомендации для администрации Центра:

- ознакомить медработников и заведующих отделениями с результатами данного исследования;

-разработать меры социального характера, помогающие облегчить состояние клиентов;

- организовать Школу реабилитации на базе КЦСОН;

- начать работу по созданию методики по составлению и внедрению индивидуального плана оказания медико-социальных услуг клиентам на дому;

- предлагается создать или разработать брошюры по разным проблемам пожилого человека.