2.2 Профилактические мероприятия при зубочелюстных аномалиях
Профилактика http://www.avanstom1.ru/publications/orthodontics/prichiny_razvitija_i_profilaktika_zubocheljustnyh_anomalij.html -- это система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья (В. К. Леонтьев, 1988).
Организационные мероприятия, обеспечивающие профилактику зубочелюстных аномалий в системе диспансерного наблюдения, могут быть сформулированы следующим образом:
- клиническое обследование детей, которое позволяет участковому стоматологу выявить и диагностировать формирующиеся или сформированные зубочелюстные аномалии, а также устранить предрасполагающие факторы их развития;
- определение групп для диспансерного наблюдения и составление плана профилактических и лечебных мероприятий (дляврачей-педиатроввсех профилей специализированной службы);
- своевременное направление детей со сформированными аномалиями к врачу на лечение;
- контроль за проведением специализированного лечения и разъяснение его роли детям, родителям и воспитателям;
- контроль за устранением у детей выявленных причинных факторов возникновения аномалий;
- организация и проведение в детских коллективах обучения детей, их родителей, педагогического и медицинского персонала методике гигиенических мероприятий.
Профилактические мероприятия должны строиться с учетом возрастных периодов развития ребенка. Наиболее благоприятным для профилактики зубочелюстных аномалий является период активного роста челюстей, связанный с формированием молочного прикуса, что совпадает с ранним преддошкольным и дошкольным возрастом ребенка. В эти возрастные периоды определяются клинические признаки основных этиологических Факторов, относящихся к функциональным нарушениям и способствующих развитию зубочелюстных аномалий. http://www.avanstom1.ru/publications/orthodontics/prichiny_razvitija_i_profilaktika_zubocheljustnyh_anomalij.html
В период сменного прикуса профилактические мероприятия становятся менее эффективными. У детей с постоянным прикусом диагностируются сформированные зубочелюстные аномалии, требующие трудоемкого лечения. Поэтому определение активно действующих причин и их устранение уже не могут иметь профилактической направленности. Исправление функциональных нарушений затрудняется ввиду того, что проявляется устойчивая взаимообусловленность патологически измененных функций и отклонений в морфологическом строении органов полости рта.
Данные методические указания построены следующим образом: по периодам детства будут сформулированы наиболее часто встречающиеся этиологические факторы и меры их предупреждения.
СХЕМА № 1. ДИСПАНСЕРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕТЬМИ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ. http://www.medicus.ru/dental-hygienist/specialist/profilaktika-zubochelyustnyh-anomalij-v-razlichnye-vozrastnye-periody-detstva-24475.phtml
Диспансерная группа |
Состояние и заболевания, при которых дети подлежат диспансерному наблюдению |
Особое внимание обращается на: |
Основные пути оздоровления |
|
0 (I) |
Дети с нормальным прикусом |
Общее развитие организма, формирование прикуса, поражение зубов кариесом. |
Гигиеническая гимнастика, рациональное питание, правильный уход за полостью рта. |
|
I (II) |
Дети, имеющие предрасположение или фоновые процессы для формирования аномалий зубочелюстнойсистемы: -с вреднымипривычками -патологиейЛОР-органов -неправильнымглотанием -нарушением речи -последствиямирахита -короткими уздечками верхней губы и языка -мезиальным или дистальным соотношением молочных моляров -дефектами коронок зубов и зубных рядов -нестершимися буграми молочныхклыков -патологической стираемостью зубов -несмыкающейся ротовой щелью. |
Борьбу с вредными привычками, регуляцию дыхания, жевания, глотания, речи, миодинамического равновесия, отсутствие дефектов осанки. |
Те же, а также: -санация носоглотки и нормализациядыхания -нормализация жевания, речи.глотания -удлинение уздечки языка -удлинение уздечки верхней губы после прорезывания 1/1 ?подшлифовка бугров молочных клыков у детей старше 4.5 лет -устранение вредных привычек -логопедическоеобучение -замещение дефектов коронокзубов -стабилизация высоты прикуса |
|
IIа (III) |
Дети, имеющие нерезко выраженные (без лицевых симптомов) аномалии прикуса, с неправильно прорезывающимися отдельными зубами, с дефектами зубных рядов |
На правильное формирование функций, своевременное устранение этиологических факторов |
Дыхательная, корригирующая гимнастика, использование давящих повязок на губу, подбородочной пращи, вестибулярных пластинок, массаж пальцевой в области неправильно прорезывающихся зубов. гимнастика шпателем, профилактическое зубное протезирование |
|
IIб (IV) |
Дети с выраженными зубочелюстными аномалиями, сопровождающимися лицевыми симптомами и функциональными нарушениями, дефектами зубного ряда и аномалиями прикуса, последствиями травм, опухолей, воспалительных процессов, расщелиной верхней губы и неба |
Устранение этиологического фактора, регуляция функций жевания, дыхания, глотания и речи, формирование правильной осанки |
Устранение этиологического фактора, дыхательная и корригирующая гимнастика, специальная гимнастика, аппаратурное ортодонтическое лечение |
В своевременном выявлении и устранении факторов риска, способствующих возникновению зубочелюстных аномалий, важное значение имеет активное участие родителей, медицинского персонала и воспитателей детских дошкольных учреждений. Непременным условием этого участия является их осведомленность по всему аспекту вопросов, касающихся причин возникновения стоматологических заболеваний у детей, включая зубочелюстные аномалии. Поэтому детский стоматолог обязан проводить постоянную работу по повышению медицинской грамотности данного контингента.
Профилактика зубочелюстных аномалий и деформаций. http://www.medicus.ru/dental-hygienist/specialist/profilaktika-zubochelyustnyh-anomalij-v-razlichnye-vozrastnye-periody-detstva-24475.phtml
1) В случае риска развития наследственных заболеваний обращаться на консультацию к специалистам генетикам.
2) Профилактика заболеваний матери во время беременности, полноценное питание, исключение алкогольных напитков и отказ от курения.
3) Наблюдение ребёнка у неонатолога, а затем у педиатра с целью предупреждения и раннего лечения заболеваний эндокринной системы, органов дыхания, рахита.
4) В случае риска искусственного вскармливания следить за размером отверстия в соске и положением бутылочки во время кормления. Включать в рацион ребёнка жёсткую пищу. Пришлифовывать коронки временных зубов при их недостаточной стираемости.
5) Наблюдение у стоматолога. Первый раз в возрасте 1-го месяца. При наличии короткой уздечки языка можно провести её коррекцию. В дальнейшем необходимо показывать ребёнка стоматологу 2-4 раза в год. При обнаружении кариеса и его осложнений восстановление коронок разрушенных временных зубов. Если зуб лечению не подлежит, то его удаляют и изготавливают временный протез. Если удаляются постоянные зубы в зрелом возрасте, то для предупреждения смещения зубов необходимо рациональное протезирование или установка имплантатов.
6) Устранение имеющихся вредных привычек, занятия с логопедом.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ЭТИОЛОГИЯ, КЛИНИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЗУБОЧЕЛЮСТНЫХ АНОМАЛИЙ
- 1.1 Зубочелюстные аномалии: этиология и клиника
- 1.2 Способы лечения зубочелюстных аномалий
- 2. ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА АНОМАЛИИ ЗУБОВ
- 2.1 Проведение диагностики при аномалии зубов
- 2.2 Профилактические мероприятия при зубочелюстных аномалиях
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Классификация зубочелюстных аномалий
- 8.2. Основные этапы разработки классификаций зубочелюстных аномалий
- Глава 9. Профилактика зубочелюстных аномалий Профилактика возникновения зубочелюстных аномалий в пренатальном периоде
- Зубочелюстные аномалии у детей
- Зубочелюстные аномалии у взрослых
- 32. Взаимосвязь кариеса с зубочелюстными аномалиями.