logo
Анализаторы: виды, структура. Сенсорные системы человека

1. Общие сведения

Если придерживаться когнитивного подхода к описанию психики, человек представляется как некая система, обрабатывающая символы при решении своих задач, то можно представить и важнейшую черту индивидуальности человека -- сенсорную организацию личности.

Сенсорная организация личности -- это уровень развития отдельных систем чувствительности и возможность их объединения. Сенсорные системы человека -- это его органы чувств, как бы приемники его ощущений, в которых происходит преобразование ощущения в восприятие.

Любому приемнику присуща определенная чувствительность. Если обратиться к животному миру, то можно увидеть, что преимущественный уровень чувствительности какого-либо вида является родовым признаком. Например, у летучих мышей развита чувствительность к восприятию коротких ультразвуковых импульсов, у собак обонятельная чувствительность.

Главная особенность сенсорной организации человека -- это то, что она складывается в результате всего его жизненного пути. Чувствительность человека дана ему при рождении, но развитие ее зависит от обстоятельств, желания и усилий самого человека.

Сенсорная организация личности, т.е. органы чувств развились и сформировались в процессе приспособления организма человека к меняющимся условиям внешней среды, усложнились их строение и функции во взаимосвязи с развитием и усложнением ЦНС. Параллельно с развитием головного мозга формировались органы чувств. Наряду с сохранившимися и развившимися нервными связями органов чувств с подкорковыми нервными центрами, при участии которых осуществляются «автоматические» (помимо человеческого сознания) рефлекторные акты, появились связи с корой головного мозга. Именно в коре большого мозга анализируются внешние воздействия, осмысливаются взаимоотношения организма с внешней средой.

Органы чувств только воспринимают внешние воздействия. Высший анализ этих воздействий происходит в коре большого мозга, куда нервные импульсы поступают по нервным волокнам (нервам), связывающим органы чувств с головным мозгом. И.П. Павлов назвал органы чувств в их широком понимании анализаторами.

При помощи органов чувств человек получает всестороннюю информацию о внешнем мире, изучает и познает его, формирует объективные представления об окружающих его предметах и явлениях. Ф. Энгельс назвал органы чувств «ближайшими орудиями» мозга. При помощи органов чувств человек «ощущает» внешний мир.

В результате взаимодействия организма с внешней средой при участии органов чувств реальность внешнего мира отражается в сознании человека в виде ощущений.

Ощущение -- это проявление общебиологического свойства живой материи -- чувствительности. Через ощущение происходит психическая связь с внешним и внутренним миром. Благодаря ощущениям информация обо всех явлениях внешнего мира доставляется в мозг. Таким же образом через ощущения замыкается петля для получения обратной связи о текущем физическом и отчасти психическом состоянии организма.

Через ощущения мы узнаем о вкусе, запахе, цвете, звуке, движении, о состоянии своих внутренних органов и т.п. Из этих ощущений складываются целостные восприятия предметов и всего мира.

Очевидно, что в сенсорных системах человека происходит первичный познавательный процесс и уже на его основе возникают более сложные по своей структуре познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление.

Как бы прост ни был первичный познавательный процесс, но именно он является основой психической деятельности, лишь через "входы" сенсорных систем проникает в наше сознание окружающий мир.

После получения информации мозгом, результатом ее обработки является выработка ответного действия или стратегии, направленной, например, на улучшение физического тонуса, большее сосредоточение внимания на текущей деятельности или осуществление настройки на ускоренное включение в умственную деятельность.

Ответное действие или выработанная стратегия в каждый момент времени является лучшим выбором из вариантов, доступных человеку в момент принятия решения. Тем не менее, количество доступных вариантов и качество выбора различны для разных людей и зависят, например, от:

· психических свойств личности,

· стратегий взаимоотношений с окружающими,

· отчасти физического состояния,

· опыта, наличия нужных сведений в памяти и возможности их извлечения.

· степени развития и организации высших нервных процессов и т.д.

С течением времени, дети совершенствуют свои реакции, многократно увеличивая эффективность достигаемого результата. Но после взросления, возможности к совершенствованию не исчезают, несмотря на то, что восприимчивость взрослого человека к ним снижается.