logo search
Popov_S_N_Fizreabilitatsia

8.2.2. Врожденная мышечная кривошея (вмк)

По частоте встречающихся случаев заболевания занимает 2—3 место после врожденного вывиха бедра и врожденной ко­солапости. Врожденная мышечная кривошея — это неправиль­ное положение головы, вызванное укорочением и функциональ­ной неполноценностью одной из грудино-ключично-сосцевидных мышц в результате ее врожденного недоразвития или дей­ствия интранатальных повреждающих факторов, сопровожда­ющееся вторичными изменениями шейного отдела позвоноч­ника и костей черепа.

Клиническая картина при ВМК следующая: голова накло­нена в сторону пораженной мышцы и повернута в противопо­ложную сторону с одновременным отклонением назад. Над­плечье и лопатка при выраженной кривошее на стороне пора­жения выше, затылок со здоровой стороны нередко скошен. К вторичным изменениям при ВМК относится асимметрия лица. При средней и тяжелой степенях ВМК (И—III) может отмечаться отставание ребенка в психомоторном развитии. С ростом детей, перенесших ВМК, отмечаются сглаженность шейного лордоза, формирование патологического кифоза, от­ставание в росте тел позвонков за счет травмы ростковых зон, явления остеохондроза. При декомпенсированных стадиях ВМК развивается сколиотическая болезнь в грудном отделе позвоночника и более медленное восстановление нарушений в шейном отделе.

При комплексном консервативном и оперативном лечении детей с ВМК первостепенное место занимает ЛФК, использу­емая с первых дней установки диагноза, задачи которой выра­жаются в улучшении трофики пораженной и здоровой грудино-ключично-сосцевидных мышц; уравновешивание мышечно­го тонуса за счет устранения контрактуры пораженной и укреп­ления мышцы на здоровой стороне; нормализация объема дви­жений в шейном отделе позвоночника; профилактика вторич­ных изменений (асимметрия лица, шеи, искривления позво­ночника); предупреждение или устранение отставания в пси­хомоторном развитии; повышение неспецифической сопротив­ляемости организма. Для решения поставленных задач исполь­зуются: лечение положением, массаж, физические упражне­ния, упражнения в воде.

Лечение положением применяют 2—3 раза по 1,5—2 ч в день, поскольку новорожденные дети и дети грудного возраста большую часть времени лежат или спят, это средство легко и эффективно в применении.

  1. Затылок ребенка, лежащего на спине без подушки, укла­дывают в ватно-марлевое кольцо и придают голове пра­вильное положение, надплечье удерживают с помощью мешочка с песком.

  1. Ребенку в том же положении кладут под голову сложен­ную вчетверо толстую пеленку. При этом расположение кро­вати должно быть таковым, чтобы пораженная сторона была обращена к свету, игрушкам, звукам.

  1. Независимо от положения ребенка используется картонно-ватно-марлевый воротник Шанца.

Массаж делают ребенку, лежащему на спине, стоя у его изголовья. Массируют и пораженную и здоровую мышцы. При массаже больной стороны голова слегка повернута в сторону поражения для достижения наибольшего расслабления мыш­цы. Приемы выполняют подушечками пальцев в направлении от уха к ключице. На пораженной стороне используют приемы поглаживания, растирания и непрерывной вибрации, выпол­няя их мягко, нежно и пластично, не вызывая у ребенка боле­вых ощущений. На здоровой стороне используют те же при­емы, но добавляют разминание и прерывистую вибрацию. Приемы выполняются интенсивнее с целью укрепления и повыше­ния тонуса данной мышцы. Можно выполнять массаж в теплой воде (36°С). Массаж пораженной и здоровой мышц сочетается с приемами общего поглаживания верхних и нижних конечно­стей, мышц спины, живота и шеи. И.Д Ловейко, М.И. Фонарев предлагают попеременно сочетать приемы массажа с физи­ческими упражнениями. В.Л. Страковская рекомендует физи­ческие упражнения проводить после массажа.

Примерные пассивные и рефлекторные упражнения для новорожденных и детей грудного возраста

  1. Ребенок лежит на спине (на кушетке или столе), мать удерживает его надплечья в фиксированном положении, мето­дист мягко, с легкой вибрацией поворачивает голову ребенка в направлении пораженной стороны, затем — в обратном направ­лении.

  1. В том же положении — наклоны головы.

  1. Затем — сгибание и разгибание головы в строго верти­кальном направлении. Упражнения 1—3 выполняются 16—20 раз с учетом возраста ребенка.

  1. Рефлекторное упражнение (рефлекс Таланта). Методист подушечками 3-го и 4-го пальцев проводит по паравертебральным зонам лежащего на боку ребенка примерно в 1 см от по­звоночника снизу сверху. При этом разгибаются спина, голо­ва, таз. Упражнение выполняется на каждом боку, для прида­ния наибольшей коррекции можно сочетать выполнение упраж­нений на здоровом и больном боку в соотношении 2:1 (3— 4 раза).

  1. Методист стоит у ножек ребенка, лежащего на животе, захватывает кисти рук ребенка, выполняя имитацию плавания брассом.

  1. Методист мягко приподнимает голову ребенка в том же положении, придерживая надплечье с поврежденной стороны (2—3 раза).

  1. Рука методиста находится под животом ребенка, другая удерживает его ноги за голеностопный сустав, приподнимая ноги и нижнюю часть туловища. Руки ребенка вытянуты впе­ред, чтобы он мог двигаться, опираясь на них (4—6 раз).

В более старшем возрасте добавляются упражнения сидя и стоя (рис. 33).

Курс ЛФК составляет 15—20 занятий, которые проводят­ся ежедневно или через день с перерывом между курсами в 1—1,5 месяца (в это время основными упражнениями зани­маются родители). До года ребенок должен получить 3—4 кур­са комплексной терапии и еще 2—3 курса до 7-летнего возра­ста. Кроме того, ежедневно до 2 лет родители должны зани­маться с ребенком 3—4 раза в день по 5—15 мин. После 2 лет консервативное лечение неэффективно, так как к этому воз­расту асимметрия лицевой части черепа становится необрати­мой.

Рис. 33. Специальные упражнения при кривошее: 1 — наклоны головы;

и 3 — круговые движения головы при фиксировании взрослым

надплечий ребенка; 4 — упражнение с противодействием лежа на

спине; 5-6-7 — поднимание головы лежа на боку, на животе со

свешенной с кушетки головой

С раннего возраста детям с кривошеей показаны занятия в бассейне при температуре воды 35—36 °С. Специальные упражнения в воде:

  1. Руки методиста (или родителей) под затылком ребенка, лежащего на спине, подушечками больших пальцев вы­полняется поглаживание грудино-ключично-сосцевидной мышцы (шея ребенка в воде).

  1. Плавное перемещение ребенка в том же положении за го­лову то в правую, то в левую сторону.

  1. Круговое движение лежащего на воде ребенка за голову так, чтобы пораженная сторона была на наружной части круга.

  1. Ребенок в пенопластовом чепчике лежит на спине, ножки опущены. Методист выполняет движение руками в сторо­ны — вниз, осуществляя плавную коррекцию кривошеи, усиливая тягу со стороны повреждения.

  1. Лежащего на животе ребенка поддерживают под подборо­док, ведут по ширине бассейна. Другой рукой плавными пружинящими движениями приподнятое надплечье удер­живают в воде.

При легких формах ВМК рекомендуется использовать ор­топедические аппараты, разработанные В.Б. Мироедовым (1996), основанные на принципе дистракции мягких тканей на стороне поражения. При невозможности коррекции криво­шеи консервативным методом прибегают к операции. Выде­ляют пред- и послеоперационный периоды, на поликлиничес­ком этапе реабилитации занятия продолжаются до 9—12 ме­сяцев. Главная задача ЛФК — полное восстановление функ­ции оперированной мышцы. С этой целью используются раз­личные движения головой с сопротивлением и отягощением в различных положениях. Продолжается коррекция осанки (особенно в грудном отделе).

До 14 лет дети с ВМК находятся на диспансерном учете.