3.1.Методы диагностики уровня физического развития и двигательной активности дошкольников с детским церебральным параличом
В первой и второй главах мы теоретически обосновали важность применения комплексной физической реабилитации детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, что использование современных технологий в комплексной физической реабилитации влияет на уровень физического развития и двигательной активности дошкольников с детским церебральным параличом.
Экспериментальное исследование было проведено в московском Реабилитационном Центре физической реабилитации детей-инвалидов, расположенного по адресу: Смоленская область, г. Москва, ул.
В эксперименте учувствовали 20 детей в возрасте 3-6 лет, которые были разделены на две группы контрольную (использовались традиционные технологии) и экспериментальную (использовались современные технологии). Исследование проводилось с помощью карты тестирования двигательных возможностей (см. Приложение 1), которое показало следующие результаты.
Результаты методики «Карта тестирования двигательных возможностей» диагностирующей уровень развития двигательных возможностей у детей с ДЦП в контрольной группе
№ п/п | Форма ДЦП
| Лежа на животе mах 20 | Лежа на спине mах 38 | Сидя на полу mах 10 | Сидя на стуле, ноги на полу mах 8 | Передвижение по полу mах 8 | Стоя mах 17 | Ходьба, бег, прыжки mах 18 | Общий балл | Уровень |
1 | Спастическая диплегия | 4 | 10 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 24 | н |
2 | Двойная гемиплегия | 5 | 7 | 2 | 1 | 3 | 3 | 2 | 23 | н |
3 | Атонически-астатичес кая | 10 | 17 | 5 | 4 | 5 | 5 | 7 | 53 | с |
4 | Атонически-астатическая | 13 | 21 | 7 | 4 | 4 | 6 | 8 | 63 | с |
5 | Спастическая диплегия | 2 | 4 | 3 | 1 | 2 | 0 | 0 | 12 | н |
6 | Двойная гемиплегия | 6 | 12 | 4 | 3 | 3 | 2 | 1 | 31 | н |
7 | Гиперкинетическая форма | 8 | 14 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 39 | с |
8 | Гиперкинетическая форма | 1 | 5 | 1 | 2 | 2 | 0 | 1 | 11 | н |
9 | Двойная гемиплегия | 3 | 4 | 3 | 2 | 2 | 4 | 0 | 19 | н |
10 | Спастическая диплегия | 7 | 12 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 40 | с |
Высокий уровень двигательных возможностей – 0 ч. (0%)
Средний уровень двигательных возможностей – 4 ч. (40%)
Низкий уровень двигательных возможностей – 6 ч. (60%)
Анализ табличных и графических данных показал, что двигательные возможности у детей с ДЦП в контрольной группе, несмотря на системный подход к консервативному лечению дошкольников с церебральным параличом предусматривает комплексное использование средств лечебной физкультуры, массажа, механотерапии, функционального биоуправления, позиционирования и эрготерапии в реабилитации детей, находится на низком уровне, поэтому для детей дошкольного возраста с различными формами церебрального паралича и различной степенью тяжести двигательных нарушений, необходим дифференцированный подход при организации реабилитационного процесса с применением современных технологий в комплексной физической реабилитации детей с ДЦП в условиях центра восстановительного лечения.
Результаты методики «Карта тестирования двигательных возможностей» диагностирующей уровень развития двигательных возможностей у детей с ДЦП в экспериментальной группе
№ п/п | Форма ДЦП
| Лежа на животе mах 20 | Лежа на спине mах 38 | Сидя на полу mах 10 | Сидя на стуле, ноги на полу mах 8 | Передвижение по полу mах 8 | Стоя mах 17 | Ходьба, бег, прыжки mах 18 | Общий балл | Уровень |
1 | Спастическая диплегия | 6 | 18 | 4 | 4 | 2 | 4 | 3 | 41 | с |
2 | Двойная гемиплегия | 2 | 6 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 15 | н |
3 | Спастическая диплегия | 10 | 22 | 5 | 5 | 4 | 3 | 6 | 55 | с |
4 | Двойная гемиплегия | 5 | 10 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 24 | н |
5 | Гиперкинетическая форма | 16 | 28 | 7 | 7 | 5 | 6 | 8 | 77 | в |
6 | Спастическая диплегия | 11 | 19 | 4 | 3 | 3 | 5 | 6 | 51 | с |
7 | Атонически-астатическая | 7 | 16 | 5 | 3 | 3 | 4 | 21 | 42 | с |
8 | Гиперкинетическая форма | 15 | 23 | 3 | 4 | 4 | 5 | 8 | 64 | с |
9 | Атонически-астатическая | 17 | 30 | 7 | 6 | 5 | 6 | 9 | 80 | в |
10 | Двойная гемиплегия | 4 | 11 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 25 | н |
Высокий уровень двигательных возможностей – 2 ч. (20%)
Средний уровень двигательных возможностей – 5 ч. (50%)
Низкий уровень двигательных возможностей – 3 ч. (30%)
Анализируя табличные и графические данные, полученные после проведения исследования в экспериментальной группе с применением современных технологий, можно сделать вывод, что предложенные технологии реабилитации детей дошкольного возраста с церебральным параличом оказались эффективными, что подтверждается динамикой функционального состояния опорно-двигательного аппарата и манипулятивной функции рук.
Для сопоставления результатов уровня развития физических возможностей в контрольной и экспериментальной группах с целью проверки влияния современных технологий в комплексной физической реабилитации на уровень физического развития и двигательной активности дошкольников с детским церебральным параличом, мы использовали U-критерий Манна-Уитни.
Баллы (эксп. гр.) | Ранги | Баллы (контр. гр.) | Ранги |
41 | 12 | 24 | 6,5 |
15 | 3 | 23 | 5 |
55 | 16 | 53 | 15 |
24 | 6,5 | 63 | 17 |
77 | 19 | 12 | 2 |
51 | 14 | 31 | 9 |
42 | 13 | 39 | 10 |
64 | 18 | 11 | 1 |
80 | 20 | 19 | 4 |
25 | 8 | 40 | 12 |
Суммы: 458 | 129,5 | 324 | 80,5 |
Общая сумма рангов: 129,5 + 80,5 = 210
Равенство реальной и расчетной суммы соблюдено.
Мы видим, что по уровню двигательных возможностей более «высокий» рядом оказывается выборка из экспериментальной группы. Именно на эту выборку приходится большая ранговая сумма: 120.
Теперь мы готовы сформулировать гипотезу: Группа детей из экспериментальной группы превосходит группу детей из контрольной группы по уровню двигательных возможностей.
Определяем эмпирическую величину U:
По таблице определяем критические значения для n = 10.
Uэмп < Uкр(р Ј 0,05)
Таким образом, группа детей из экспериментальной группы превосходят группу детей из контрольной группы по уровню двигательных возможностей, а это говорит о том, что использование современных технологий в комплексной физической реабилитации влияет на уровень физического развития и двигательной активности дошкольников с детским церебральным параличом, что подтверждает нашу гипотезу. Нами также была разработана программа по построению занятий на развитие двигательной активности и повышение уровня физического развития детей дошкольного возраста с ДЦП
- Глава I. Детские церебральные параличи и их клинические проявления
- Глава II. Основы комплексной физической реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом
- Глава III. Диагностика уровня физического развития дошкольников с детским церебральным параличом
- Глава I. Детские церебральные параличи и их клинические проявления
- 1.1. Этиология и патогенетические механизмы возникновения детских церебральных параличей и их классификация
- 1.2.Клинические формы детских церебральных параличей
- Глава II. Основы комплексной физической реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом
- 2.1.Традиционные методы и средства, используемые в комплексной физической реабилитации дошкольников с детским церебральным параличом
- 2.2.Использование современных технологий в комплексной
- Глава III. Диагностика уровня физического развития дошкольников с детским церебральным параличом
- 3.1.Методы диагностики уровня физического развития и двигательной активности дошкольников с детским церебральным параличом
- 3.2. Программа на развитие двигательной активности и повышение уровня физического развития детей дошкольного возраста с дцп