Теория установки и ее клинико-психологические аспекты
Понятие «установки» было детально разработано и обосновано в работах Д. Н. Узнадзе (1961, 1966). В настоящее время установка определяется как состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенному типу активности в определенной ситуации. Д. Н. Узнадзе и его школой было экспериментально доказано наличие общепсихологической готовности индивида к реализации активированной потребности и установлена закономерность закрепления такой готовности при неоднократном повторении ситуации.
Теория установки в настоящее время широко используется для объяснения многих психологических феноменов, в частности при изучении явлений бессознательного (работы Ф. В. Бассина, В. П. Зинченко, А. С. Прангишвили и др.). В работе «Экспериментальные основы психологии установки» Д. Н. Узнадзе писал: «Если окажется, что существуют какие-то определенные типы активности установки, которые выступают в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта этой деятельности, то тогда придется признать, что установка имеет нечто вроде типологически отличающихся форм своего проявления и что, следовательно, перед нами возникает задача специального изучения этих форм». Проведенные нами в последние годы исследования показали, что у различных лиц можно выделить устойчивую тенденцию воспринимать стимулы и реагировать на них тем или иным образом, что с постоянством проявляется в процессе предметной деятельности [Решетников М. М., 1984].
Полученные данные позволили определить три основных типа установки на переработку информации у человека и на основе представлений об уровневой структуре и организации функций определить понятие — тип саморегуляции как индивидуально обусловленный преимущественный способ психофизиологического (адаптивного) реагирования, реализации познавательной, познавательно-преобразующей и коммуникативной активности личности. С точки зрения патологии, особый интерес представляют крайние типы: с преимущественной установкой на продуктивность и с преимущественной установкой на надежность, которые в процессе деятельности, общения и психофизиологического обследования по большинству показателей имеют прямо противоположные характеристики. Так, лица, относящиеся к продуктивному типу, независимо от характера деятельности неосознанно ориентированы преимущественно на продуктивность (в психологическом смысле — на успех), в абсолютном большинстве случаев «пренебрегая» (также не осознавая этого) показателями эффективности и надежности. Лица противоположного типа ориентированы преимущественно на надежность (в психологическом смысле — на избегание неудачи). В зависимости от вида деятельности выявленные типы имеют устойчивые тенденции к определенной профессиональной эффективности. Так, например, при работе в качестве специалистов энергетического профиля лица, относящиеся к продуктивному типу, всегда имеют более высокие показатели качества деятельности; при работе в качестве специалистов сенсорного профиля в условиях монотонии наблюдается обратное соотношение.
Сравнение крайних типов по ряду психофизиологических и социально-психологических критериев, в частности, показало, что продуктивный тип характеризуется достоверно большей авторитарностью в общении, тревожностью и невротизацией, чаще имеет более низкий статус в коллективе и самооценку при более высокой мотивации к достижению успеха в деятельности и внутригрупповом взаимодействии; эти же лица имеют более высокие показатели артериального давления, частоты пульса и обменных процессов в организме, а также отличаются по ряду других показателей.
Полученные при массовых обследованиях здоровых людей данные пока не позволяют сделать заключение о наличии исходно «слабоадаптивного» типа, однако являются прямым показанием к профилактическому применению аутогенной тренировки у данной категории лиц.
- Лобзин в.С., Решетников м.М.
- Введение
- Глава 1. Теоретические и практические основы аутогенной тренировки основные источники аутогенной тренировки
- Самовнушение
- Индийская система хатха-йога и раджа-йога
- Активная регуляция мышечного тонуса
- Рациональная психотерапия
- Аутогенная тренировка и сходные с ней методы
- Глава 2. Обоснование метода и частных приемов аутогенной тренировки нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции
- Осознаваемая и неосознаваемая психическая активность
- Теория установки и ее клинико-психологические аспекты
- Межполушарная асимметрия
- Учение об общем адаптационном синдроме
- Феномен психологической защиты
- Нейрофизиологические эффекты тренированной мышечной релаксации
- Нейропсихологические эффекты комплекса упражнений аутогенной тренировки
- Глава 3. Клинические варианты аутогенной тренировки аутогенная тренировка первой ступени (ат-!)
- Аутогенная тренировка высших ступеней
- Глава 4. Применение аутогенной тренировки у здоровых людей
- Аутогенная тренировка в спортивной практике
- Профессионально-прикладное применение аутогенной тренировки
- Глава 5. Обучающий курс аутогенной тренировки комплектование групп для гетерогенных тренировок
- Индивидуальное применение аутогенной тренировки
- Методика и техника групповых занятий
- I. Обучающий курс аутогенной тренировки:
- VI. Формулы упражнений, направленных
- VII. Мобилизующие упражнения:
- Цвет и сенсорная репродукция
- Сочетание аутогенной тренировки с музыкотерапией
- Глава 6. Специальные упражнения и методы на основе аутогенной тренировки
- Аутогенное состояние
- Методы индивидуальной психогигиены и психокоррекции
- Некоторые узкоспециализированные приемы
- Глава 7. Применение аутогенной тренировки в клинической практике пограничные состояния и неврозы
- Психопатии
- Токсикомании
- Аутогенная тренировка при соматических заболеваниях
- Аутогенная тренировка и биологическая обратная связь
- Заключение