logo search
Бянкин В

3.2. Средства и методы физического воспитания

Прежде чем приступать к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, необходимо научиться подбирать средства и методы физического воспитания. От этого зависит ваш успех в физическом совершенствовании. Разберемся в средствах и методах физической тренировки.

К средствам физического воспитания относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы. Физические упражнения являются основными специфическими средствами физического совершенствования, при помощи которых осуществляется направленное воздействие на занимающегося. При выполнении отдельно взятого физического упражнения практически невозможно решить задачу формирования физической культуры личности. Для усовершенствования движения и развития физических качеств необходимо многократное повторение упражнений. Выполнение физических упражнений активирует деятельность различных систем и функций организма. По открытому закону упражнений Ж.Б. Ламарком – «работа строит орган в меру его употребления», в процессе многократного повторения действий накапливаются и способствуют процессам морфологического, функционального, социально-психологи­чес­кого развития личности занимающегося.

В организме и психике человека в результате физических упражнений происходят различные «следовые» двигательные эффекты. выделяются следующие виды эффектов:

1) образовательный, оздоровительный, воспитательный, функционально-развивающий, реабилитационный эффекты (в зависимости от решаемых задач);

2) специфический и общий (в зависимости характера применяемых упражнений);

3) развитие и совершенствование какой-либо способности (в зависимости от направленности);

4) положительный, отрицательный или нейтральный характер (от достигнутых результатов);

5) адаптационные изменения (в зависимости от времени, в рамках которого осуществляется адаптационные изменения в организме). эффект может подразделяться на срочный, который возникает после одного или серии упражнений в одном занятии, отставленный (текущий), появляющийся после нескольких занятий, кумулятивный (суммарный), который проявляется после какого-то длительного этапа, периода занятий.

Из всех «следовых» двигательных эффектов от физических упражнений, на наш взгляд, необходимо обратить внимание на адаптационные изменения в организме. Адаптация организма человека к физическим нагрузкам в процессе тренировки является главным механизмом как биологической основы, так и тренировочного эффекта. Нас интересует кумулятивная адаптация, так как она характеризуется такими приспособительными изменениями, которые возникают под влиянием регулярно повторяющихся внешних воздействий, например, повышение работоспособности под воздействием тренировки.

В результате кумулятивной адаптации приобретенные свойства носят устойчивый характер, и некоторое время могут сохраняться даже после прекращения серии внешних раздражительных воздействий. При прекращении их организм теряет приобретенные свойства. Из этого следует, что тренировочный процесс не должен прерываться на длительное время.

В процессе кумулятивной адаптации организм переходит в качественно новое состояние, т. е. прогрессивное повышение возможностей организма.

Но при регулярном повторении одних и тех же внешних воздействий процесс тренировочного эффекта продолжается только определенное время. Затем внешние воздействия как раздражители теряют активность, их тренирующее значение исчезает, дальнейшее развитие физических возможностей организма не происходит. Отсюда следует вывод: физические нагрузки должны повышаться или менять свой характер.

Итак, действие физических упражнений направлено на природу самого человека и определяется закономерностями процесса физического совершенствования. Систематическое применение физических упражнений совершенствует деятельность всех органов и систем организма. Они являются важнейшим средством предупреждения заболеваний и борьбы с ними. Но если физические упражнения применяются без учета закономерностей физического воспитания, то они могут принести вред. Поэтому необходимо учитывать влияние физических упражнений в конкретных случаях, имея ввиду то, что организм человека -- это единое целое и любое движение вызывает деятельность многих его органов и систем, оказывая на него общие и специфические воздействия.

Для того чтобы воздействие физических упражнений на организм занимающегося было рациональным, необходимы правильное педагогическое руководство занятиями, целесообразная методика обучения и воспитания. Иными словами, определяющее значение приобретают способы применения избранных средств, т. е. методы. Любой метод предполагает осознанную цель, без чего невозможна целенаправленная деятельность субъекта, характеризующийся плановостью и реализацией определенного способа деятельности. Способ – это технологическая сторона метода. В практике большого спорта засекречивается не способ действий, а технология его освоения. В нашем случае, т. е. в физической культуре личности студента, никаких секретов не должно быть, и студент должен знать, как добиться положительных результатов в развитии определенных физических качеств.

Необходимо учитывать и другие факторы. Это индивидуальные особенности занимающегося (состояние здоровья и физическое развитие, режим труда, учебы, отдыха, быта, возрастные, половые особенности). Это особенности самих физических упражнений, которые учитывают сложность, новизну, эмоциональность, величину нагрузки и т. д. Упражнения, выполненные сознательно и активно, оказывают значительно большее положительное влияние на организм занимающегося, чем упражнения, выполненные неохотно, без усилия, небрежно. Необходимо учитывать особенности внешних условий (местности, качества оборудования, метеорологических и др.).

Для развития любого физического качества требуются определенные морфологические и функциональные перестройки в организме. Например, для совершенствования силовых качеств необходимо усиленное развитие мышечных волокон, изменения химического состава в мышцах. Кроме того, необходимо учитывать, что при проявлении силы одновременно включаются в работу максимальное количество мышечных волокон. Развитие быстроты требует в первую очередь повышения лабильности всех звеньев двигательного аппарата. Развитие выносливости обусловливает, прежде всего, перестройку органов кровообращения и дыхания, доставляющих кислород к работающим мышцам и другим тканям организма. Кроме того, в крови необходимо повышенное содержание гемоглобина для увеличения кислородной емкости крови, благодаря которому увеличивается длительность работы. Скелетные мышцы при развитии выносливости почти не гипертрофируются. Однако для более эффективного протекания окислительных процессов, в мышцах совершается ряд изменений. Например, в мышцах увеличиваются запасы энергетических веществ (гликоген и др.). Развитие скоростной выносливости требует повышение аэробных и анаэробных возможностей организма. Кроме того, при развитии скоростной выносливости мышцы бегунов, как и организм в целом, должны быть приспособлены к работе в течение нескольких минут в условиях резкого изменения рН внутренней среды в кислую сторону. Такая работа ведет к накоплению молочной кислоты в организме и образованию кислородного долга. Развитие скоростной выносливости происходит на основе достаточно высокой общей выносливости.

И последнее. Для правильного использования основных средств физического воспитания, необходимо знать, что физические упражнения классифицируются по определенным признакам:

1) целевой направленности их использования (общеразвивающих, профессионально-прикладных, спортивных, восстановительных, рекреационных, профилактических и др.);

2) воздействию их на развитие отдельных физических качеств человека: скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, подвижности в суставах;

3) проявлению определенных двигательных умений и навыков (игровых, беговых, метательных, гимнастических, акробатических и др.);

4) структуре движений (циклических, ациклических, смешанных);

5) воздействию на развитие отдельных мышечных групп. Такая классификация прежде всего применяется при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий в атлетической гимнастике, гиревом спорте, тяжелой атлетике и др;

6) особенностям режима работы мышц (динамических, статических, смешанных);

7) различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности (аэробные, анаэробной и смешанной);

8) интенсивности работы (максимальной, субмаксимальной, большой, умеренной, малой).

Контрольные вопросы

1. Что является главным механизмом тренировочного эффекта?

2. Какие «следовые» двигательные эффекты остаются в организме и психике человека?

3. Что происходит в организме человека при кумулятивной адаптации?

4. Что необходимо для рационального воздействия физических упражнений на организм человека?

5. По каким признакам классифицируются физические упражнения?