logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

Содержание занятий

На первом занятии разбираются права и обязанности слушателя курсов, объясняются термины «алкоголизм», «пьянство», гортоновика», даются формы заполнения анкеты слушателя курсов и дневников, объясняются правила ведения дневника, читается лекция по алкогольной ситуации, в которой приводятся сведения о потреблении алкогольных изделий в отдельных странах, о динамике потребления алкоголя в России и т. д. Читаются стихи. Завершается занятие антиалкогольным и противокурительным аутотренингом, (см. Приложение 2, 3, 4, 5,). Задание на дом: заполнение анкеты.

Второе занятие начинается с аутотренинга, зачитываются дневники выпускников курсов, предоставляется слово выпускникам. Затем проводится анализ анкет и кратко излагается теория психологической запрограммированности на употребление алкоголя и табака, предлагаются варианты «Лестницы Шичко» – схематической презентации его теории, объясняется разница между наркологическим и собриологическими подходами к пониманию сущности зависимости, ведётся работа со словарем, вводятся понятия: психологическая запрограммированность, установка, программа, убеждения, привычка, потребность, алкоголизм, алкоголик, «культурное питие», курение, курильщик. Далее рассказывается о табачной ситуации в стране, составе табачного дыма и вреде курения, стадиях развития табакокурения, абстинентном синдроме и пассивном курении. Предлагаются отравление табаком по правилам (см. Приложение 6). Читаются стихи. Завершается занятие антиалкогольным и противокурительным аутотренингом, где ставится цель личного избавления от алкогольной и табачной зависимостей. Задание на дом: написание первого дневника.

Третье занятие начинается с аутотренинга, затем зачитываются дневники выпускников и слушателей данных курсов, даются рекомендации по улучшению работы над дневниками, предлагаются приёмы отвлечения внимания при желании отравиться табаком (см. Приложение 7). Рассматриваются понятия: алкоголь, абсолютный алкоголь (спирт), алкогольные изделия, суррогаты, сивушные масла, стадии алкоголизма, степени опьянения, ремиссия, синдром похмелья, запой и др. Далее разбираются мифы об алкоголе и табаке (см. Приложения 10, 11). Завершается занятие стихами и аутотренингом. Задание на дом: написание дневника.

Четвертое занятие начинается с аутотренинга и анализа анкет слушателей, даются рекомендации по правильному написанию дневников. Затем рассматриваются понятия по Г. А. Шичко: безалкогольные напитки, трезвость, трезвенник, воздержанник, клубы трезвости, право местного запрета, «сухие законы», абсурдизм, абсурдист, веритизм, веритист и др. Рассказ о выдающихся трезвенниках прошлого: И. Креститель, Пифагор и др. Высказывания выдающихся мыслителей об алкоголе и табаке (см. Приложение 13). Далее слушателям напоминают о сущности питейной и курительной запрограммированности, приводят данные о влиянии алкоголя и табака на организм человека в зависимости от пола, возрастных и индивидуальных особенностей. Завершается занятие стихами, аутотренингом. Задание на дом: написание дневника.

Пятое занятие начинается с аутотренинга, затем зачитываются дневники выпускников и слушателей данных курсов. Рассматриваются понятия: алкогольные изделия, суррогаты алкоголя, трезвеннические движения и др. Минилекция о трезвеннических движениях. Л. Н. Толстой, его трезвенная публицистика и «Согласие против пьянства». И. П. Красноносов, Ф. Г. Углов, В. Г. Жданов и др. Трезвеннические организации. В конце занятия – поздравления тех, кто уже избавился от курения. Разоблачение мифов об алкоголе и табаке. Стихи, аутотренинг. Задание на дом: написание дневника.

Шестое занятие начинается с аутотренинга, затем зачитываются дневники выпускников и слушателей данных курсов, поздравления тех, кто уже избавился от вредных привычек. Рассматриваются понятия: тератогенные факторы, культура, трезвость и др., закрепляются пройденные понятия. Лекция о влиянии алкоголя и табака на внутриутробное развитие. Разоблачение мифов об алкоголе и табаке. Стихи, аутотренинг. На дом сочинение на тему: «Что хорошего дали курение и употребление алкоголя мне, семье, родственникам, знакомым, обществу». И т. д.

В зависимости от программы конкретного курса, число занятий может варьировать от 7 до 10. Тематика, последовательность изучаемых тем и терминов определяются преподавателем, но программа занятий должна отвечать принципам системности и последовательности изложения, иметь строгую логику изложения материала. Начиная с шестого занятия целесообразнее писать не дневники, а сочинения. Курс может быть только противокурительным или смешанным – антиалкогольно-противокурительным. Обязательно добавление актуальной информации из газет, текущих новостей, в том числе, регионального уровня, новых научных данных, личностно значимой информации в зависимости от целевой группы и т. д.

В опыте преподавателей, последователей Г. А. Шичко, применяется приём «последнее отравление табаком» (см. Приложение 8). Процедуру последнего отравления табаком можно проводить в случае, если кому-то из слушателей особенно трудно отказаться от последних 1–2 сигарет. Во дворе или перед открытым окном, слушателю предлагают отравиться табаком «в последний раз», при этом соблюдаются все правила: отравляющий снаряд держат в левой руке между мизинцем и безымянным пальцем с перекрещенными руками, в некомфортной обстановке, чтобы человек мог сосредоточиться на реальных ощущениях, получаемых от вдыхания ядовитого табачного дыма. Например, практикуются повязка на глазах, стояние на одной ноге или на неудобном возвышении и т. п. Возможно ритуальное сжигание последнего пакета с отравляющими снарядами дома и т. п.

Нельзя умолчать и ещё об одном. Г. А. Шичко был убеждённым атеистом. Он считал, что курс избавления от зависимостей содержит достаточный потенциал для развития духовности через помощь другим людям, пробуждение творческих способностей. Некоторые из его последователей, наоборот, стали искать опору в религиозной духовности. Не все бывшие курильщики и пьяницы способны заполнить позитивом тот вакуум, который образуется после избавления от порока. Поэтому в процессе избавления от зависимостей необходима активная помощь в поисках смысла жизни и новых ценностей.