logo search
ОФЗ методичка

Тема 7 Индивидуальное и общественное здоровье

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ (цель занятия):

В ходе занятия студент должен

знать: понятия о норме и патологии, об индивидуальном и общественном здоровье, факторы, влияющие на здоровье человека и современные классификации факторов, вклад факторов в состояние здоровья человека (данные ВОЗ, Лисицына Ю.П.), влияние факторов риска на состояние здоровья ребенка в различные этапы онтогенеза и их значимость

уметь - анализировать и оценивать: показатели, характеризующие общественное здоровье

В ходе самостоятельной работы студент должен обратить внимание на факторы риска снижения здоровья и факторы устойчивости, и возможные меры сохранения и увеличения потенциала здоровья

2. ВРЕМЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ – 2 часа

3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: специализированные учебные классы «Основы формирования здоровья», детская поликлиника №1 Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Тверской области "Городская Клиническая Больница № 6".

4. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ:

  1. Проверка посещаемости - 2 мин.

  2. Теоретическая часть: собеседование по теме занятия, корректировка знаний - 43 мин.

  3. Перерыв – 10 мин

  4. Текущий тестовый контроль знаний студентов, корректировка знаний - 30 мин.

  5. Самостоятельная работа студентов по презентации «Индивидуальное и общественное здоровье» -15 мин.

  6. Перерыв – 10 мин.

  7. Защита рефератов и их обсуждение -40 мин.

  8. Подведение итогов занятия и задание к следующему занятию – 5 мин.

5.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы для самоподготовки:

  1. Какие факторы влияют на состояние здоровья ребенка в онтогенезе?

  2. Какие группы факторов, определяющих здоровье, Вы знаете?

  3. Приведите примеры факторов риска снижения здоровья и факторы устойчивости.

  4. Назовите принцип классификации факторов риска (Вельтищев Ю.Е., 1994).

  5. Назовите удельный вес факторов в состояние здоровья согласно данным ВОЗ и Лисицына Ю.П..

  6. Какие показатели характеризуют общественное здоровье?

Индивидуальное и общественное здоровье и факторы, его определяющие. Современная классификация факторов, определяющих здоровье. Факторы риска и факторы устойчивости

Здоровье населения. Индивидуальное здоровье. Общественное здоровье населения. Основные факторы риска важнейших заболеваний и их социально-медицинское значение. Вклад факторов в формирование здоровья (данные ВОЗ, Лисицына Ю.П.). Функционально-структурная модель влияния факторов риска на состояние здоровья ребенка (по Б.А.Кобринскому, 1992). Факторы риска снижения здоровья и факторы устойчивости (Вельтищев Ю.Е., 1994). Понятия и основные критерии образа жизни. Понятие о здоровом образе жизни как о ведущем факторе, влияющем на здоровье. Состояние здоровья населения России. Основы медицинской демографии.

Содержание:

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.

Говоря о здоровье и факторах, его определяющих, важно остановиться на понятиях нормы и патологии.

Норма оптимум функционирования и развития организма. Абсолютизация среднестатистических норм может привести к теоретическим ошибкам. Вот почему среднестатистический подход может быть дополнен представлением о норме как интервале, в пределах которого количественные колебания психофизиологических процессов способны удерживать живую систему на уровне функционального оптимума. Такое понимание нормы более правильно, поскольку не существует человека, стандартизированного по всем признакам.

Изменение показателя за пределы нормы называется патологией.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.

Здоровье ребенка является динамическим процессом и биосоциальной категорией, следовательно, оно управляемо. Именно здоровье является интегральным показателем, характеризующим комплексное влияние факторов на детский организм. Процесс формирования здоровья детей и подростков очень чувствителен к воздействию как положительных, так и неблагоприятных социально-средовых факторов.

В основе здоровья лежат процессы сохранения, развития физиологических, психических, социальных функций, способности организма и личности приспосабливаться к изменяющимся социально-экологическим условиям, трудовая и социальная активность при максимальной продолжительности жизни. Взаимодействие детского организма с окружающей средой определяется его высочайшей пластичностью: интенсивные процессы роста и дифференцировки обуславливают высокую чувствительность к любым изменениям средовых воздействий, в том числе и негативным факторам окружающей среды. Известно, что ухудшение здоровья начинается с минимального внешнего воздействия, превышающего адаптационные возможности организма.

Функционально-структурная модель влияния факторов риска на состояние здоровья ребенка была разработана Б.А.Кобринским в 1992 году.

Схема 1. Функционально-структурная модель влияния факторов риска на состояние здоровья ребенка (по Б.А.Кобринскому, 1992).

Факторы, влияющие на состояние здоровья населения. Классификация факторов.

Наиболее часто в литературе встречается подразделение факторов, воздействующих на организм, на биологические (эндогенные) и средовые (экзогенные). Первые детерминированы наследственностью и относятся к неуправляемым, вторые включают в себя экологические, социальные, жилищные и т.д. и являются управляемыми.

Все факторы разделяются на:

Глобальные внешние факторы:

• социальные отношения;

• система прав и гарантий;

• состояния биосферы;

• уровень развития производства.

Локальные внешние факторы:

• экологическое положение;

• природные географические условия;

• тип жилища;

• пол, возраст, образование, трудовой стаж

Факторы, определяющие образ жизни:

труд, быт, питание, досуг, репродуктивная деятельность;

обычаи, традиции, привычки.

Кроме того, выделят факторы:

• социальные,

• социально-гигиенические,

• медико-биологические,

• школьные,

• экологические.

В.Н.Шестакова (2003) выделила факторы по степени информативности, стабильности, характеру влияния на динамику здоровья:

• высоко информативные;

• менее информативные;

• не информативные;

•отрицательные,

•положительные;

•стабильные;

•нестабильные;

•мигрирующие;

•управляемые;

•неуправляемые.

Кроме этого выделяют факторы, определяющие здоровье ребенка:

1. генеалогические (наличие патологического признака или болезни в семье, в роду и степень его влияния на уровень здоровья)

2.биологические (особенности онтогенеза)

3.социально-средовые (условия роста и развития ребенка).

Выделяют факторы риска и факторы устойчивости.

Факторы риска - общее название факторов внешней и внутренней среды организма и поведенческих факторов, не являющихся непосредственной причиной определенной болезни, но способствующих увеличению вероятности ее возникновения и развития, ее прогрессированию и неблагоприятному исходу

Согласно определения Вельтищева Ю.Е. (1994), факторы риска – это неблагоприятные воздействия при определенных обстоятельствах, которые в совокупности снижают резистентность организма и тем самым предрасполагают к болезни, обусловленной причинным агентом.

Предложена характеристика факторов риска (Вельтищев Ю.Е., 1994), которая рассматривает их распределение следующим образом: по природе действия, происхождению, уровню воздействия, проявлениям действия (характеру риска), интенсивности, продолжительности воздействия, возрастным периодам и возможности их устранения (таб.1).

Таблица 1

Характеристика факторов риска (Вельтищев Ю.Е., 1994).

Принцип классификации

Градации

1. По природе действия

физические, радиационные, химические, биологические

2. По происхождению

экологические (климатические, географические, геохимические), генетические (экогенетические, эпигенетические), медико-социальные, медико-организационные

3. По уровню воздействия

популяционный, семейный, индивидуальный

4. По действию

тератогенный, мутагенный, общепатогенный

5. По интенсивности

высокая интенсивность, средняя интенсивность, низкая интенсивность

6. По продолжительности

постоянные, периодические, ограниченные временем

7. По возрасту

опасные для всех возрастов, опасные в критические периоды, опасные с возрастом

8. По устранимости

устранимые, неустранимые

Среди бесспорных факторов риска, как считает Ю.А. Мерзляков (1982), наиболее существенными и распространенными являются следующие:

• гипокинезия и гиподинамия;

• переедание и связанные с ним избыточная масса тела и ожирение;

• постоянное психо-эмоциональное напряжение,

• неумение отключаться и правильно отдыхать;

• злоупотребление алкоголем и курение.

Имеется точка зрения, что факторами риска являются все факторы дизадаптации, ведущие к нарушению гомеостаза (Баевский Р.М., 1996).

Факторы устойчивости (безопасности) – факторы, способствующие увеличению ресурсов здоровья.

Это достаточные знания о здоровье, личные привычки, способствующие здоровью, рациональное питание, достаточная двигательная активность, отсутствие вредных привычек, удовлетворяющая и не связанная с чрезмерными стрессами работа, достаточный сон, отдых, медицинская активность человека и др.

Примеры факторов риска и факторов безопасности приведены в таблице 2.

Таблица 2

Факторы риска снижения уровня здоровья и факторы безопасности.

Факторы риска

Факторы безопасности

1.Политическая и экономическая нестабильность

1.Стабильность

2.Экопатогенные факторы

2.Чистая атмосфера

3.Урбанизация

3.Развитие села

4.Наследственная предрасположенность к болезням

4.Наследственная резистентность

5.Противоречия семьи и разводы

5.Укрепление семьи

6.Проблемы рационального питания

6.Сбалансированное питание

7.Аборты как регулятор рождаемости

7.Планирование семьи

8.Материальные проблемы семьи

8.Социальная защита

9.Недоверие медицине

9.Медицинская грамотность

10.Слабая материальная база здравоохранения

10.Доступность квалифицированной медицинской помощи, современных технологий, лекарств

Также можно условно выделить 4 группы факторов, влияющих на здоровье:

1)биологические факторы – пол, возраст, конституция, наследственность,

2) природно – климатические, гелиогеофизические, антропогенное загрязнение и др.,

3) социальные и социально-экономические – законодательство об охране здоровья граждан, условия труда, быта, отдыха, питания, миграционные процессы, уровень образования, культуры и др.,

4) медицинские факторы или организация медицинской помощи.

Все названные 4 группы факторов воздействуют как на здоровье человека, так и на здоровье всего населения, причем они взаимосвязаны и между собой. Но сила влияния этих факторов на здоровье неодинакова.

Их множества действующих факторов очень не легко количественно выделить влияние техногенного загрязнения.

По данным экспертов ВОЗ, здоровье населения, или популяционное здоровье, в среднем на 50-52% зависит от экономической обеспеченности и образа жизни людей, на 20-22% от наследственных факторов, на 7-12% от уровня медицинского обслуживания и на 18-20% от состояния окружающей среды. Существуют и другие оценки, в которых влиянию качества среды отводится уже 40-50% причин заболеваний. На основании обработки большого статистического материала о потерях рабочего времени по болезням сделан вывод, это техногенное загрязнение воздуха на 43-45% в ухудшении здоровья населения.

Ведущее значение в формировании здоровья принадлежит социальным факторам. Это подтверждается различиями в уровне общественного здоровья в зависимости от степени социально - экономического развития страны. Как свидетельствует практика, чем выше уровень экономического развития страны, тем выше показатели общественного здоровья и здоровья отдельных граждан, и наоборот. Примером ведущего влияния социальных условий на здоровье могут служить падение и кризис экономики России.

В результате этого, здоровье населения резко упало, а демографическая ситуация характеризуется кризисной, что связано с падением рождаемости, высокой смертностью, сокращением продолжительности жизни, увеличением заболеваемости и инвалидности населения.

Таким образом, можно говорить о социальной обусловленности здоровья. Это означает, что социальные условия (факторы) через условия и образ жизни, состояние природной среды, состояние здравоохранения формирует здоровье индивидуальное, групповое, общественное.

Лисицин Ю.П. (1998) считает, что удельный вес всех факторов, обуславливающих здоровье населения, в 50 – 55 % случаев зависит от образа жизни, в 15-20 % - состояния внешней среды, в 20 % -наследственности. По мнению автора, ведущим фактором является поведение человека, т.к. он проживает в конкретных социальных условиях и испытывает патогенное и саногенное воздействие факторов.

Особое место отводят образу жизни и поведению родителей как фактору, влияющему на состояние здоровья детей.

Обобщая классификации, Ю.П.Лисицын включает в образ жизни 4 категории: «экономическую - «уровень жизни»; социологическую - «качество жизни»; социально-психологическую - «стиль жизни», и социально-экономическую - «уклад жизни» (1982). При прочих равных первых двух категориях (экономической и социальной) здоровье людей, в том числе и ребенка, в очень большой степени зависит также от стиля и уклада жизни, которые в большей степени обусловлены историческими традициями, закрепленными в сознании людей.

Итак, образ жизни имеет максимальный удельный вес в структуре факторов, обуславливающих здоровье человека.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главными из которых является труд.

Рациональный режим труда и отдыха необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Говоря о правильном питании, помнят, что если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если потребление пищи больше, чем это необходимо для нормального функционирования организма человека, то появляется избыточный вес. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна – избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Организм человека расходует энергию не только в период физической активности (во время работы, занятий спортом и др.), но и в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для поддержания физиологических функций организма и сохранения постоянной температуры тела. Установлено, что у здорового человека среднего возраста при нормальной массе тела расходуется 7 килокалорий в час на каждый килограмм массы тела.

Второй важный момент: должно быть определенное сбалансированное соотношение макро - и микронутриентов (белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ).

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни человека.

Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые, положительные результаты. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов.

Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фактор воздействия на здоровье – наследственность. Влияют на наше здоровье и биологические ритмы. Одной из важнейших особенностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер. В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в организме человека, подчиняются суточному ритму.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество – выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечивает растущему организму надежный щит против многих болезней. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

К общим показателям здоровья населения относят общую и детскую заболеваемость, общую и детскую смертность, первичную инвалидность от всех причин, объем трудопотерь по временной нетрудоспособности.

В общей заболеваемости могут быть выделены группы заболеваний, например: инфекционные паразитарные болезни, заболевания сердечно-сосудистой системы, злокачественные новообразования, репродуктивные нарушения и т.п. При изучении динамики этих показателей их обычно стандартизуют в соответствии с половозрастным составом населения.

На величины заболеваемости влияет множество социально-экономических, гигиенических и экологических факторов. Они в свою очередь зависят от совокупности природных условий и социально-экономического статуса той или иной территории. Из множества действующих факторов очень не легко количественно выделить влияние техногенного загрязнения.

Общественное здоровье

Здоровье населения характеризуется комплексом показателей, которые отражают способность общества к воспроизводству населения в конкретных социально-экономических и санитарно-гигиенических условиях.

Здоровье населения выражается в виде прямых показателей, таких как рождаемость, смертность, заболеваемость, физическое развитие, а также в виде показателей, которые оказывают влияние на здоровье, таких как санитарно-эпидемиологическая обстановка, уровень жизни, качество жизни, уровни обеспеченности медицинской помощью и экономического развития территории. Необходимо отметить, что появившиеся в последнее время работы по изучению общественного здоровья, показали возросшее влияние уровня образования, в том числе экологического, характера гигиенического поведения, культурных традиций, информированности населения об индивидуальных факторах риска и о состоянии среды обитания на прямые показатели здоровья.

Формирование здоровья населения происходило в течение длительного времени.

Общественное здоровье характеризуют: заболеваемость, инвалидность, демографические показатели, физическое развитие населения.

Заболеваемость – один из важнейших показателей для оценки здоровья населения. Она характеризуется показателями распространенности болезней, выявленных и зарегистрированных в течение определенного календарного срока (года) в целом среди населения и в отдельных возрастно-половых, профессиональных и других социальных группах. Показатели заболеваемости исчисляются на 1000, 10000 или 100000 населения.

Основные виды заболеваемости: первичная заболеваемость; распространенность, болезненность, общая заболеваемость; патологическая пораженность населения.

Инвалидность. Инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите. Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

Демографические показатели:

общий показатель рождаемости (число родившихся детей живыми за календарный год, деленное на среднегодовую численность населения и умноженное на 1000);

специальный показатель (плодовитости) рождаемости (число родившихся живыми делят на численность женщин в возрасте 15-49 лет и умножают на 1000);

общий показатель смертности (число умерших делят на среднегодовую численность населения и умножают на 1000); детская (младенческая) смертность (число всех умерших в данном году детей в возрасте до12 месяцев умножают на 1000 и делят на сумму 2/3 родившихся живыми в этом году детей и 1/3 родившихся в предыдущем году);

средняя длительность предстоящей жизни;

суммарный показатель плодовитости;

естественный прирост населения.

Показатели физического развития населения:

отчисления валового национального продукта на здравоохранение;

доступность первичной медико-санитарной помощи;

охват населения медицинской помощью;

процент иммунизированных лиц;

степень обследования женщин во время беременности квалифицированным персоналом;

состояние питания детей;

уровень детской смертности;

средняя продолжительность предстоящей жизни;

гигиеническая грамотность населения.

6.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ

Тесты и контрольные вопросы заключительного уровня:

1. Назовите три группы факторов, обусловливающих здоровье:

А)

Б)

В)

2.Являются ли факторы риска обязательными для развития заболевания:

А) да

Б) нет

3.Какие факторы, влияющие на здоровье человека, относятся к факторам риска его снижения:

А) рациональное питание

Б) положительное отношение к своему здоровью,

В) способность противостоять стрессу,

Г) эмоциональная неустойчивость,

Д) сниженная двигательная активность

Е) стрессы

Ж) полная семья

З) незаконченное среднее образование,

И) неблагоприятная экологическая обстановка

К)благоустроенная квартира

4. Какие составляющие входят в понятие « Здоровый образ жизни»? Укажите правильный ответ.

А)Режим дня.

Б) Питание.

В) Активный отдых.

Г)Двигательная активность.

Д) Вредные привычки.

Е)Наследственность.

Ж) Трудовая деятельность.

5.К вредным привычкам относится? Укажите правильный ответ.

А) алкоголизм.

Б) наркомания.

В) табакокурение.

Г) гиподинамия.

Д) ожирение.

6.В каком % соотношении по данным экспертов ВОЗ на здоровье человека влияет наследственность:

А) 50-52%

Б) 20-22%

В)7-12%

Г)18-20%

7.В каком % соотношении по данным экспертов ВОЗ на здоровье человека влияет состояние здравоохранения:

А) 50-52%

Б) 20-22%

В)7-12%

Г)18-20%

8.В каком % соотношении по данным экспертов ВОЗ на здоровье человека влияет экономическая обеспеченность и образ жизни человека:

А) 50-52%

Б) 20-22%

В)7-12%

Г)18-20%

9.В каком % соотношении по данным экспертов ВОЗ на здоровье человека влияет внешняя среда:

А) 50-52%

Б) 20-22%

В)7-12%

Г)18-20%

10. В каком % соотношении по данным Лисицина Ю.П.,1998, на здоровье человека влияют:

А) образ жизни

Б) состояние внешней среды

В) наследственность

7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Содержание:

1. Подготовка реферативных сообщений по теме занятия.

2. Работа студентов в фокус - группах по критическому обсуждению выбранного фактора, обуславливающего здоровье.

Задание к самостоятельной работе.

Темы рефератов:

1. Основные факторы, определяющие здоровье население.

2. Современная характеристика здоровья школьников и факторы, его определяющие.

3. Социально-экономические факторы, определяющие здоровье населения.

Самостоятельная работа студентов на практическом занятии: по презентации «Индивидуальное и общественное здоровье».

8.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

а). Основная литература:

  1. Виноградов, А.Ф. Детская поликлиника: учебное пособие / А.Ф. Виноградов, Э.С. Акопов, Ю.А.Алексеева, М.А.Борисова.– Тверь «Герс», 2004.- 494 с.

  2. Основы здоровья человека: учебно-методическое пособие / под ред. Б.Н. Давыдова, А.Н.Кудинова.- Тверь: Триада.- 2005.- 102 с.

б). Дополнительная литература:

  1. Виноградов, А.Ф. Основы формирования здоровья детей [Текст]: учебное пособие/ А.Ф. Виноградов. - Тверь: РИЦ ТГМА, 2004.- 122 с.

  2. Виноградов, А.Ф. Основы формирования здоровья детей [Электронный носитель]: учебное пособие/А.Ф. Виноградов. – 2004.- 450 Мб.

  3. Галиуллин, А.Н. Общественное здоровье и здравоохранение: учебное пособие/ А.Н. Галиуллин. - М.: Академкнига.- 2008 – 499 с.

  4. Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие: учебное пособие/ Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов.- М.: Академия, 2007.- 256 с.

в). Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. Министерство здравоохранения и социального развития [Электронный ресурс]. Здравоохранение.– Банк документов/– Режим доступа: свободный // http://www.minzdravsoc.ru/

  2. Официальный сайт Союза педиатров России [Электронный ресурс]. /–Режим доступа: свободный // http://pediatr-russia.ru/

  3. Официальный сайт Центрального НИИ организации и информации здравоохранения [Электронный ресурс]. /– Режим доступа: свободный // http://www.mednet.ru /

  4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: свободный.- // http://www.gks.ru/

  5. Энциклопедия российского законодательства: система «Гарант» [Электронный ресурс] http://www.garant.ru/

  6. Решетников А.В., Шаповалова О.А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины / Решетников А.В., Шаповалова О.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /