logo search
С

43. Функциональные нарушения (изменений) в работе сердца у детей

При данных состояниях отсутствуют органические поражения миокарда. Имеющиеся нарушения функции сердца связаны с интенсивным ростом опорно-двигательного аппарата ребенка в период первого скелетного вытяжения (6—7 лет) или в период полового созревания. При этом движущая функция сердца может быть сниженной или даже нормальной. Нередко единственным симптомом является появление шумов при аускультации сердца. В других случаях наряду с этим отмечаются тахикардия, повышенная утомляемость и потливость.

Одним из эффективнейших средств нормализации деятельности организма ребенка, подростка являются занятия физическими упражнениями в различных формах: ЛГ, занятие физкультурой, спортом (после врачебного освидетельствования). Занятия ЛГ проводятся в дошкольных учреждениях, школах, поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах и др. Задачами ЛГ являются: оказание общеукрепляющего воздействия на растущий организм, активизация экстракардиальных факторов кровообращения, адаптация ССС к постепенно возрастающим физическим нагрузкам. Занятия проводятся малогрупповым методом курсами по 1,5—2 мес. Используются ОРУ и ДУ в соотношении 4:1, диафрагмальное дыхание, упражнения для всех мышечных групп с предметами и без предметов, подвижные игры, плавание. В начале курса ЛФК преобладают положения сидя, потом — стоя и в ходьбе. Количество повторений упражнения —- 6—8 раз.

Обязательными методическими условиями на занятиях ЛГ с детьми при различных заболеваниях ССС является регистрация ЧСС до, после и в середине занятия и проведение тестовых проб. Ниже приведены показатели ЧСС для детей разного возраста.

Таблица 11