logo search
ОФЗ методичка

Тема 9. Биологические факторы риска. Грудное вскармливание.

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ (цель занятия):

В ходе занятия студент должен

знать: биологические факторы риска., понятие о больших и малых аномалиях развития, преимущества грудного вскармливания.

уметь: оценивать характер е вскармливания

2.ВРЕМЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ – 2 часа

3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: специализированные учебные классы «Основы формирования здоровья», детская поликлиника №1 Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Тверской области "Городская Клиническая Больница № 6".

4. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ:

  1. Проверка посещаемости - 2 мин.

  2. Теоретическая часть: собеседование по теме занятия, корректировка знаний - 43 мин.

  3. Перерыв – 10 мин

  4. Текущий тестовый контроль знаний студентов, корректировка знаний - 30 мин.

  5. Самостоятельная работа студентов по презентации «Преимущества грудного вскармливания» -15 мин.

  6. Перерыв – 10 мин.

  7. Защита рефератов и их обсуждение -40 мин.

  8. Подведение итогов занятия и задание к следующему занятию – 5 мин.

5.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы для самоподготовки:

  1. Какие периоды онтогенеза выделяют для полной оценки биологического анамнеза?

  2. Перечислите основные факторы риска в антенатальном периоде.

  3. Перечислите основные факторы риска в интранатальном периоде.

  4. Перечислите основные факторы риска в неонатальном периоде.

  5. Перечислите основные факторы риска в постгнатальном периоде.

  6. Что такое большие и малые аномалиях развития?

  7. Приведите примеры малых аномалий развития.

  8. Дайте определение вскармливанию.

  9. . Дайте определение грудному, естественному, смешанному, искусственному вскармливанию.

  10. Перечислите преимущества женского молока перед коровьим.

  11. Перечислите преимущества грудного вскармливания.

  12. Перечислите принципы успешного грудного вскармливания ((Совместная Декларация ВОЗ/ЮНИСЕФ «Охрана, поощрение и поддержка грудного вскармливания»).

Содержание

Биологические факторы риска. Понятие о больших и малых аномалиях развития. Грудное вскармливание как биологический фактор формирования здоровья. Преимущества грудного вскармливания.

Биологический анамнез включает сведения о состоянии развития ребенка в различные периоды онтогенеза: в антенатальный период (во время беременности), интранатальный (роды),

постнатальный период развития ребенка (после рождения ребенка).

Результаты получают из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.

Учитывают наличие следующих факторов: токсикозы I и II половины беременности; угроза выкидыша; заболевания у матери; профессиональные вредности у родителей; хирургические вмешательства у матери; вирусные заболевания во время беременности; характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды); оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.); родовая травма; ранний перевод на искусственное вскармливание и т.д.

Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребенка, то биологический анамнез считается неотягощенным.

Биологический анамнез

Биологический анамнез включает сведения о состоянии развития ребенка в различные периоды онтогенеза. Для полной оценки биологического анамнеза выделяют 6 периодов:

1) антенатальный (раздельно о течение 1-ой и 11-ой половины беременности):

• токсикозы I и II половины беременности;

• угроза выкидыша;

• профессиональные вредности у родителей;

• хирургические вмешательства;

• вирусные заболевания во время беременности;

• посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов. Выделено более 400 агентов, вызывающих нарушения внутриутробного развития плода.

2) интранатальный и 3) ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):

• характер течения родов

• оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);

• крик ребенка;

• диагноз при рождении и выписке из родильного дома;

• срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;

• время отпадения пуповины;

• состояние ребенка при выписке из родильного дома;

• состояние матери при выписке из родильного дома

4) поздний неонатальный:

• родовая травма;

• недоношенность;

• гемолитическая болезнь новорожденного;

• острые инфекционные и неинфекционные заболевания;

• ранний перевод на искусственное вскармливание;