logo search
Колесниченко, "История ветеринарии"

Содержание

Зарождение ветеринарии

Если ветеринарную науку расценивать как сферу человеческой деятельности, задачей которой являются получение знаний о причинах болезней и условиях их распространения, выработка мер борьбы с ними, профилактика и лечение, то она зародилась в виде народной ветеринарии в период одомашнивания животных.

Процесс становления ветеринарии был длительным и трудным. Но на всех этапах он оправдывался результатами, дававшими некоторую уверенность в завтрашнем дне. Область трудовой деятельности людей постоянно расширялась, а ее характер качественно изменялся. Первым из диких животных, одомашненным человеком, была собака. Имеются сведения, что ее одомашнивание произошло в период палеолита, и было связано с развитием охотничьей деятельности людей. Освоение зерновых культур в период первобытнообщинного строя способствовало одомашниванию почти всех известных в настоящее время видов животных.

Первые земледельцы одомашнили овцу, свинью, козу, корову, а позже уже в век металла, - лошадь и верблюда.

Важнейшим источником для исследования древнейших следов разведения домашнего скота являются костные останки. Они дают основание утверждать, что коров, овец, коз и свиней разводили в неолитическом Египте (V1-V тысячелетие до н.э.), в Китае, а также в Европе (111 тысячелетие до н.э.), Передней и Средней Азии, а также в Индии (1V и V тысячелетие до н.э). Значительно позднее был одомашнен северный олень на Саяно-Алтайском нагорье (около начала нашей эры), а также лама в Центральной Америке.

Первые земледельцы Азии, Африки и Европы сначала использовали мясо, шкуры и шерсть домашних животных, а затем и их молоко. Позже стали использовать домашних животных для вьючного и гужевого транспорта, а также как тягловую силу в плужном земледелии

Развитие земледелия и скотоводства способствовало росту населения; человек получил возможность расширять источники существования, все более эффективно использовать освоенные земли, осваивать новые пространства и увеличивать численность одомашненных животных.

Еще до перехода к оседлому земледелию и работе с одомашненными животными наши древние предки были отличными охотниками, они знали и рыболовство, и собирание съедобных и лекарственных растений.

Связь первобытного человека с природой была значительно теснее и глубже, чем у его современных цивилизованных потомков.

Охотники хорошо знали повадки своих жертв, имели представление об их образе жизни, о маршрутах суточных и сезонных миграций, о наиболее уязвимых частях тела. Древние охотники знали, что наиболее поражаемой частью грудной полости является сердце, они знали о крупных сосудах, связанных с ним.

Древний охотник умел, не повредив печень отделить от нее желчный пузырь. Он с успехом использовал «жилы» для сшивания шкур и для изготовления лука. Он имел достаточно представления о сухожильных окончаниях мышц.

Наши предки получали начальные сведения по сравнительной анатомии при разделке туш животных разных видов. Они видели сходство в строении одних и тех же структур и органов у животных разных видов. Можно предположить, что наиболее наблюдательные из охотников обращали внимание на различие в строении одних и тех же органов у животных разных видов.

Ученые эволюционисты-генетики допускают, что человек далекого прошлого обладал довольно значительным объемом чисто практических сведений в области сравнительной анатомии, систематики, экологии и этологии.

Точно также исследователи в области ветеринарии не могут не допустить, что в тот период первобытный человек проявлял повышенный интерес к случаям болезней одомашненных животных. Такой интерес многократно возрастал, если болело много животных, и происходила их гибель. Такие события были причиной бедствий. Поэтому первобытный человек первоначально пытался объяснить их действиями колдунов и других лиц «связанных» с дьяволом. Такое понимание поддерживалось среди некоторых племен до последнего времени. Причины массовых заболеваний животных объясняли действием демонического могущества и пытались изгонять власть злых духов шаманскими заклинаниями. В иудейском государстве болезни расценивали как божественные наказания за грехи отдельных лиц или целой общины.

Одновременно с этим зарождались и рациональные меры профилактики болезней животных. Для отдыха и укрытия животных в ненастную погоду использовали возвышенные места с достаточно удобным ложем.

Водопой предпочитали проводить из проточных водоемов. Проводили простейшие лечебные процедуры и использовали лекарственные травы.

Такие знания народной ветеринарии переходили из поколения в поколение и ими успешно пользовались в своей деятельности народные врачеватели вплоть до Х1Х – ХХ века.

Следовательно, основным событием первобытнообщинного строя было одомашнивание и использование животных для своей жизнедеятельности, и наблюдения за их поведением в нормальных условиях и в период болезни. Уже в античный период проблемой причин массовой заболеваемости животных стали интересоваться мыслители того времени.