logo search
ЛЕКЦИЯ 1 2012 фо

Лекция №1.

ПЕДИАТРИЯ. ИСТОРИЯ. СИТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ. СТРУКТРУРА ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить исторические аспекты развития педиатрии в России и систему организации медицинской помощи детям.

ПЛАН:

  1. История педиатрии в России

  2. Система оказания педиатрической помощи в России

  3. Организация работы детской поликлиники

  4. Группы здоровья детей. Группы риска.

  5. Организация работы детской больницы

  6. три этапа оказания медицинской помощи сельскому населения:

  7. Первый этап - сельский врачебный участок (включая ФАП)

  8. Второй этап - районные медицинские учреждения

  9. Третий этап - областные медицинские учреждения

Педиатрия, или учение о детских болезнях, - молодая медицинская наука; до XIX века педиатрия, как самостоятельная медицинская дисциплина, не существовала. Для детей не было отдельных больниц, они лежали в общих палатах со взрослыми, иногда по несколько человек на одной кровати. Не было и детских врачей.

Лечением детей обычно занимались опытные женщины или "повивальные бабки", акушерки. Смертность детей, особенно первых лет жизни, была чрезвычайно высокой. Первым из русских учёных, заговоривших о необходимости борьбы с высочайшей детской смертностью, был М.В. Ломоносов (1711-1765). В своем труде "О размножении и сохранении российского народа" он предложил меры "по устранению этого зла".

Следует сказать, что в те времена было распространено подкидывание детей, особенно незаконнорождённых. По инициативе одного из крупных государственных деятелей (И.И. Бецкого) и с согласия Екатерины II в Москве (1764) и Санкт-Петербурге (1771) были открыты специальные воспитательные дома для детей-подкидышей.

В Петербургском воспитательном доме в течение многих лет работал замечательный врач-акушер Н.М. Максимович-Амбодик (1744-1812). В своём оригинальном труде "Искусство в повивании, или наука о бабичьем деле" (1786) он посвятил несколько разделов вопросам ухода за ребёнком "от рождения до отроческого возраста", описанию детских болезней и способов их лечения.

Но систематическое изучение детских болезней стало возможно только с открытием детских больниц. Россия была одним из первых Европейских государств, где были открыты детские больницы.

Первая из них открылась в 1802 г. во Франции по приказу Наполеона I, вторая - в Петербурге в 1834 г., третья - в Москве в 1842 г.

В России первым начал читать теоретический курс детских болезней профессор кафедры акушерства Медико-хирургической академии в Петербурге Степан Фомич Хотовицкий (1796-1885). Он написал и первый учебник по детским болезням на русском языке - "Педиятрика", где развил очень важную мысль о необходимости знания отличий детского организма от взрослого, т.е. анатомо-физиологических особенностей, для диагностики и лечения детских болезней.

Однако систематическое преподавание детских болезней в Москве и Петербурге началось лишь в 60-е гг. XIX века. В Петербурге курс педиатрии в Военно-медицинской академии с 1863 г. читал профессор В.М. Флоренский, а в Москве на медицинском факультете Московского университета с 1861 г. - доцент акушерской клиники Николай Алексеевич Тольский.

С этого времени на протяжении 30 лет Н.А. Тольский развивал новую дисциплину - педиатрию. Именно он основал кафедру и клинику детских болезней. Сначала на базе факультетской терапевтической клиники ему было выделено 11 коек с отдельной амбулаторией, а затем, после выделения земли Государственной думой под строительство клиник на Девичьем поле для медицинского факультета Московского университета, Н.А. Тольский разработал план строительства инфекционных бараков и клиники. Инфекционные бараки были государственными, клиника была частной благотворительной, построена на средства фабриканта М.А. Хлудова и открыта 23 мая 1891 г. Хлудовская больница соответствовала всем требованиям науки и гигиены того времени и вызывала восхищение как организацией, так и внешним видом.

Клиника была рассчитана на 25 коек и включала амбулаторию, где помимо педиатров работали хирурги, ортопеды и отоларингологи. Кафедра детских болезней Н.А. Тольского воспитала выдающихся педиатров - Н.С. Корсакова, Н.П. Гундобина, Н.Ф. Филатова. За три месяца до открытия клиники профессор Н.А. Тольский скоропостижно скончался. Руководителем кафедры и клиники стал выдающийся российский педиатр, прекрасный врач и блестящий педагог Н.Ф. Филатов. Его регулярные обходы и клинические разборы больных пользовались исключительной популярностью и послужили прекрасной школой для плеяды молодых врачей- Заслуги Н.Ф. Филатова заключаются также в том, что он создал оригинальные руководства, учебники и монографии: "Лекции об острых инфекционных болезнях", "Клинические лекции", "Семиотика и диагностика детских болезней", отражавшие особенности клинической картины и диагностики детских болезней в России. Эти книги выдержали несколько изданий, в том числе и за рубежом.

Велико и научное наследие Н.Ф. Филатова - он изучал инфекционные заболевания у детей, в том числе патогенез острых кишечных расстройств у детей грудного возраста, впервые (одновременно с американским педиатром Копликом) описал специфический симптом кори - белесоватые пятна на слизистой оболочке щеки, имеющие диагностическое значение. Ему принадлежит описание скарлатинозной краснухи и железистой лихорадки. Н.Ф. Филатов был организатором и председателем Московского общества детских врачей.