Алгоритм реанимационных мероприятий
А: Освобождение и поддержание свободной проходимости дыхательных путей
Свободная проходимость дыхательных путей обеспечивается в зависимости от обстоятельств различными способами. Если в дыхательных путях нет большого количества содержимого, ребенка укладывают на бок (или поворачивают на бок голову), раскрывают ему рот и очищают ротовую полость и глотку тупфером или пальцем, обернутым материей. Очистку пальцем верхних дыхательных путей вслепую вообще не рекомендуют использовать у детей до 1 года и старше, так как у них в этот момент можно протолкнуть инородное тело глубже. У пациента без сознания очистку вслепую выполняют после того, как ему откроют рот, захватят язык и поднимут нижнюю челюсть вверх путем захвата между пальцами. Один этот прием может ликвидировать обструкцию. При отсутствии эффекта указательный палец вставляют в рот реанимируемого по направлению вниз вдоль внутренней стороны щеки и глубоко в горло до основания языка. Чтобы удалить инородное тело, нужно использовать крючкообразное захватывание. Необходима осторожность, чтобы не протолкнуть инородное тело дальше в дыхательные пути. Очистку вслепую не применяют, если ребенок в сознании. Если инородное тело видно, его можно удалить, используя зажим Келли или пинцет Мэджилла.
При наличии большого количества жидкого содержимого в дыхательных путях (например, при утоплении) маленького ребенка приподнимают за ноги вниз головой, слегка запрокидывают голову и постукивают по спине вдоль позвоночника. Детей более старшего возраста в этой ситуации можно положить животом на бедро реаниматора так, чтобы голова свободно свисала. В госпитальных условиях для удаления содержимого дыхательных путей пользуются механическими отсосами в любом случае, описанные мероприятия отнимают драгоценное время и их необходимо применять лишь тогда, когда без очистки дыхательных путей поддержание их проходимости и дальнейшая ИВЛ представляются невозможными.
В детской практике остановка сердца обычно происходит вторично по отношению к обструкции дыхательных путей. Обструкцию дыхательных путей чаще всего вызывают инородное тело, инфекция или аллергический процесс, которые приводят к отеку дыхательных путей. Очень важна дифференциальная диагностика между обструкцией дыхательных путей, вызванной инородным телом, и инфекцией. На фоне инфекции действия по удалению инородного тела опасны, так как могут привести в результате к ненужной задержке в транспортировке и лечении пациента. Инородное тело может частично или полностью вызывать обструкцию дыхательных путей. У пациентов без цианоза, с адекватной вентиляцией следует стимулировать кашель и нецелесообразно использовать искусственное дыхание.
Клинические признаки неадекватной вентиляции
Неэффективный кашель;
Усиление затрудненного дыхания с вовлечением вспомогательной мускулатуры;
Участие в дыхании крыльев носа;
Повышенная работа дыхания;
Свистящие хрипы на выдохе;
Стридор («шумное» дыхание, вызванное турбулентным потоком воздуха через стенозированную часть дыхательных путей);
Цианоз губ, ногтей и кожи.
Методика устранения обструкции дыхательных путей, вызванной инородным телом, зависит от возраста ребенка. Надавливание на живот не рекомендуют применять у детей до 1 года, так как существует потенциальная возможность повредить органы брюшной полости, особенно печень.
Устранение обструкции дыхательных путей: дети до 1 года
1. Человек, оказывающий помощь, удерживает ребенка 1-го года жизни на руке в позиции «всадника» с головой, опущенной ниже туловища. Голову ребенка поддерживают рукой вокруг нижней челюсти и грудной клетки.
2. По спине ребенка между лопатками быстро наносят четыре удара проксимальной частью ладонной поверхности кисти.
3. Человек, оказывающий помощь, укладывает ребенка спиной на свое предплечье так, чтобы голова пострадавшего была ниже его туловища в течение всего приема. Четыре надавливания на грудную клетку выполняются тем же способом, что и внешние компрессии грудной клетки, но в более медленном темпе (рис. 1).
Рис. 1. Освобождение ребенка от обструкции инородным телом. А. Удары по спине. В. Надавливание на грудную клетку. (Из: Schleien CL. Cardiopulmonary resuscitation. In: Nichols DO, Vaster M, Lappe DG, Buck JR, eds. The golden hour handbook of advanced pediatric life support. St. Louis: Mosby-Year Book, 1991:113)
Если ребенок слишком крупный, чтобы поместить его на предплечьи, оказывающий помощь должен опуститься на колено на пол и поместить ребенка на бедре так, чтобы голова была ниже туловища. Четыре удара по спине выполняют с большей силой, чем у маленьких детей. Поддерживая голову и спину ребенка, реанимирующий перекатывает его на пол и делает четыре надавливания на грудную клетку.
После очистки дыхательных путей и восстановления их свободной проходимости, если отсутствует спонтанное дыхание, то начинают искусственное. Если грудная клетка не поднимается после изменения положения головы и сохраняется обструкция дыхательных путей, тогда описанный прием повторяют.
У детей старшего возраста или взрослых при обструкции дыхательных путей инородным телом рекомендуют использовать прием Хеймлиха — серию субдиафрагмальных надавливаний.
1. Человек, оказывающий помощь, стоя за спиной пациента, руками охватывает его вокруг талии.
2. Затем реанимирующий перекрещивает кисти своих рук так, чтобы создать единый кулак на животе пациента между талией и грудной клеткой. Чтобы избежать повреждения, руки никогда не располагают над мечевидным отростком грудины или на уровне края реберной дуги.
3. Образовавшимся кулаком производят четыре быстрых надавливания на живот больного в направлении вверх и внутрь (рис. 2). Чтобы выполнить этот прием у больного с утраченным сознанием или лежащего на спине, человек, оказывающий помощь, опускается на колени и садится верхом на бедра больного, лицом к пациенту. Затем, положив одну руку поверх другой, выполняют толчки в описанном выше направлении.
Рис. 2. Прием Хеймлиха.
Обструкция инородным телом — оказывающий помощь находится позади стоящего пациента, сцепляет руки чуть ниже мечевидного отростка и выполняет быстрое надавливание на живот по направлению вовнутрь.
Использование описанных приемов может сопровождаться такими осложнениями, как перфорация или разрыв органов брюшной полости и грудной клетки. Вдобавок, результатом надавливания на живот может быть регургитация желудочного содержимого.
После очищения ротовой полости и глотки от содержимого необходимо придать ребенку положение, обеспечивающее максимальную проходимость дыхательных путей (разгибают голову, выводят вперед нижнюю челюсть и открывают рот – т. н. тройной прием Сафара).
Освобождение дыхательных путей у пациентов с потерей сознания направлено на уменьшение обструкции, частой причиной которой является западение языка. Так как язык связан с нижней челюстью, то ее движение кпереди отодвинет язык от задней стенки глотки и освободит дыхательные пути. Если тонус мышц нижней челюсти достаточный, то запрокидывание головы вызовет движение нижней челюсти вперед и откроет дыхательные пути. При отсутствии достаточного мышечного тонуса, если пациент в коме, запрокидывание головы может не открыть дыхательные пути. Часто дыхательные пути закрываются, когда при попытке активного вдоха у ребенка в верхних дыхательных путях создается отрицательное давление, которое приводит к западению языка. Поэтому выдвижение челюсти и запрокидывание головы является первой ступенью в освобождении дыхательных путей.
Разгибание головы позволяет поддерживать проходимость дыхательных путей у 80% больных, находящихся без сознания. Чтобы обеспечить запрокидывание головы, достаточно подложить под верхний плечевой пояс валик. При выведении нижней челюсти необходимо, чтобы нижний ряд зубов оказался впереди верхнего. Рот открывают небольшим по силе, противоположно направленным движением больших пальцев.
1. Человек, оказывающий помощь, должен положить руку на лоб реанимируемого и мягким давлением назад привести его голову в позицию, облегчающую дыхание носом. Не следует чрезмерно запрокидывать голову, особенно у детей до 1 года, так как это может дать в результате обструкцию дыхательных путей.
2. Затем реанимирующий располагает кончики пальцев одной руки под нижней челюстью реанимируемого вблизи подбородочного выступа, выдвигает подбородок вперед и, поддерживая нижнюю челюсть, наклоняет голову кзади. Не следует сжимать мягкие ткани подбородка, так как это может привести к обструкции дыхательных путей пациента, особенно у детей до 1 года. Вторая рука реанимирующего продолжает давить на лоб пациента, чтобы отклонить голову назад. Подбородок поднимают таким образом, чтобы зубы ребенка были почти сомкнуты, без полного закрытия рта. Только в редких случаях реанимирующий для поднятия подбородка использует большой палец, и в этих случаях только для того, чтобы отодвинуть нижнюю губу так, чтобы рот оставался частично открытым (рис. 3).
Рис. 3 Обеспечение свободной проходимости дыхательных путей. Оказывающий помощь располагает одну руку на лбу, поддерживая другой рукой угол нижней челюсти так, чтобы сдвинуть подбородок вверх.
Дополнительным мероприятием для освобождения дыхательных путей может быть выдвижение вперед нижней челюсти; его используют, когда первый шаг неэффективен.
1. Человек, оказывающий помощь, захватывает угол нижней челюсти пострадавшего с двух сторон и поднимает ее обеими руками, смещая нижнюю челюсть вперед и одновременно наклоняя голову назад. Если губы сомкнуты, нижнюю губу реанимируемого отодвигают большим пальцем.
2. Голову ребенка следует аккуратно поддерживать, не допуская поворотов из стороны в сторону, и не подтягивать ее. При освобождении дыхательных путей у пациента с подозрением на повреждение шеи выдвижение нижней челюсти, не сопроврждаемое наклоном головы, безопасно. Если этот прием не освобождает дыхательные пути, можно чуть-чуть вытянуть голову ребенка и попытаться начать искусственное дыхание (рис. 4).
Рис. 4. Положение дыхательных путей с выдвинутой нижней челюстью. Оказывающий помощь захватывает и выдвигает нижнюю челюсть пациента вперед, помещая большой палец в рот и другие пальцы под подбородок.
Дети старше 1 года, имеющие свободно проходимые дыхательные пути, но затрудненное дыхание без цианоза, должны быть немедленно транспортированы в больницу или оценены на месте врачом с наибольшим опытом в реанимации. Если ребенок без сознания, цианотичен или имеет брадикардию, то необходимо проверить проходимость и освободить дыхательные пути.
После освобождения дыхательных путей нужно снова проверить, насколько эффективно дышит пациент. Ухо прикладывают к его рту и носу и наблюдают за движениями его грудной клетки и живота. Если движения грудной клетки и живота видны и оказывающий помощь человек чувствует и слышит движение воздуха на выдохе — это значит, что пациент дышит. Если пациент делает попытки дышать без выдоха воздуха, значит, имеет место обструкция дыхательных путей.
Часто освобождение дыхательных путей и поддержание их свободной проходимости достаточны для того, чтобы пациент в последующем дышал эффективно. Если пациент не дышит, надо начинать искусственное дыхание. Если у него затруднено дыхание или он пытается дышать, то решение о начале искусственного дыхания зависит от наличия или отсутствия цианоза.
Поддержание проходимости дыхательных путей - использование дополнительных приспособлений
Существует несколько разновидностей дополнительных приспособлений для поддержания свободной проходимости дыхательных путей. Выбор конкретной методики зависит от доступности оборудования, опыта и навыков реаниматора, а так же конкретной клинической ситуации. Выделяют неинвазивные и инвазивные способы поддержания проходимости дыхательных путей. К неинвазивным способам можно отнести использование воздуховодов. Воздуховоды можно разделить на орофарингеальные, назофарингеальные и специальные. К орофарингеальным воздуховодам (используются наиболее часто) относят воздуховод Гведела, S – образную трубку Сафара, копа – воздуховод. Назофарингеальные воздуховоды в детской практике используются редко. К их недостаткам относят высокий риск травматизации слизистой с вероятностью развития кровотечения, травму аденоидной миндалины с обстукцией ее кусочками гортани и бронхов. Категорически противопоказано использование назофарингеальных воздуховодов у больных с переломом основания черепа через переднюю черепную ямку.
К специальным воздуховодам относят пищеводный обтуратор, комбинированную трахео-эзофагеальную трубку, ларингеальную маску.
Интубация трахеи
Интубация трахеи является наиболее надежным методом восстановления и поддержания свободной проходимости дыхательных путей. Эта манипуляция обычно выполняется под прямым ларингоскопическим контролем. Больного укладывают в горизонтальное положение на спине с максимально запрокинутой головой и приподнятым подбородком. Клинок ларингоскопа вводят в рот, отодвигая вверх, чтобы увидеть 1-й ориентир — язычок мягкого нёба. Продвигая клинок ларингоскопа глубже, ищут 2-й ориентир - надгортанник. Приподняв его кверху, обнажают голосовую щель, в которую движением от правого угла рта (чтобы не закрывать поле зрения) вводят интубационную трубку. Правильность ее расположения проверяется при сравнительной аускультации дыхательных шумов над обоими легкими.
Интубация трахеи не только обеспечивает свободную проходимость дыхательных путей, но и дает возможность вводить эндотрахеально некоторые медикаментозные препараты, необходимые при реанимации.
Эндотрахеальную трубку используют, чтобы защитить дыхательные пути от желудочного содержимого, держать раскрытой трахею, доставлять высокие концентрации кислорода в легкие. В неотложных ситуациях трахею интубируют через рот. Пациент должен получать 100 % кислород. Закрытый массаж сердца в течение процедуры эндотрахеальной интубации не следует прерывать более чем на 15 с.
ОБОРУДОВАНИЕ: Неотложная интубация трахеи и возможное удаление инородного тела
Два ларингоскопа с функционирующими лампочками.
Несколько различных клинков ларингоскопа (для детей предпочтительно прямой клинок).
Ассортимент эндотрахеальных трубок (у детей младше 8 лет используют трубки без манжетки).
Шприц для раздувания манжетки.
Воздуховоды различных размеров.
Стилет.
Функционирующий отсос и катетеры для него.
Пластырь.
Зажим Келли и щипцы Мэджилла для экстракции инородного тела.
В течение СЛР необходимо использовать экстренную интубацию трахеи с давлением на перстневидный хрящ (прием Селлика).
При интубации трахеи ассистент надавливает на перстневидный хрящ, пальпируя его большим и указательным пальцами, направляя давление к спине, чтобы пережать пищевод между трахеей и телами шейных позвонков. Давление на перстневидный хрящ прекращается, когда манжетка интубационной трубки раздута или трубка без манжетки расположена в трахее и аускультативно дыхание над легочными полями слышно билатерально.
Крикотиреотомия
Неотложная крикотиреотомия — один из вариантов поддержания свободной проходимости дыхательных путей у больных и пострадавших, которым не удается интубировать трахею. Возможные причины затруднений при интубации трахеи даны в табл. 1.
Табл. 1 Причины затруднений при интубации трахеи:
Обструкция инородным телом |
|
Травма | Гортани |
Трахеи | |
Мягких тканей и костей лица | |
Отек ВДП | Инфекция (эпиглоттит, круп) |
Ожог | |
Аллергическая реакция | |
Опухоли | Ротоглотки или носоглотки |
Гортани | |
Повреждение шейного отдела позвоночника |
|
Анатомические аномалии | Макроглоссия (мукополисахаридоз, гипотиреоз) |
Микрогнатия (синдром Пьера Робина, аномалия Тричера Коллинза) | |
Гипоплазия средней части лица (Синдром Аперта, синдром Голденхара) | |
Ригидная шея |
Методики:
1. Внутривенную канюлю 14-го или 16-го калибра (18-й калибр у младших детей) проводят через крикотиреоидную мембрану, расположенную между нижним краем щитовидного хряща и верхним краем перстневидного хряща. Гортань фиксируют пальцами во время пальпации мембраны. Укладка: валик под углы лопаток, голова максимально разогнута (но не при травме шейного отдела позвоночника!), подбородок по средней линии.
2. Внутривенную канюлю располагают под каудальным углом (примерно 30-45° к коже) по средней линии шеи внутрь трахеи, чтобы избежать повреждения гортани. Одновременно подтягивают поршень соединенного с канюлей шприца, чтобы определить момент проникновения в трахею.
3. После того, как в шприц начинает поступать воздух, по игле в трахею вводят пластиковый катетер. Коннектор для 3-миллиметровой эндотрахеальной трубки плотно подгоняют к внутривенной канюле. Альтернативно, цилиндр 3-миллилитрового шприца подсоединяют к внутривенной канюле, которую затем подгоняют к коннектору 7-миллиметровой эндотрахеальной трубки. Эта установка позволяет использовать мешок Амбу или другие источники кислорода.
Применением через крикотиреотомическую канюлю 50 % кислорода в потоке 3 л/мин можно достигнуть адекватных значений газов крови у пациентов, с нормальной эластичностью легких. Эту методику использовали у педиатрических больных с остановкой дыхания.
Коникостомия. Необходимо отметить, что даже в догоспитальных условиях, если у больного отмечается полная обструкция в области гортани, возможно экстренное вскрытие перстневидно-щитовидной мембраны. Для его осуществления необходима такая же укладка больного, как и для микроконикостомии. Непосредственно над мембраной по средней линии шеи делают делают продольный разрез кожи и длиной около 3 см. В кожный разрез вводят указательный палец так, чтобы верхушка ногтевой фаланги упиралась в мембрану, тупым путем раздвигают подкожную жировую клетчатку, максимально освобождая перстне-щитовидную мембрану. По ногтю, касаясь его плоскостью скальпеля, перфорируют мембрану в поперечном направлении, длина разреза 1-1,5 см, середина его должна проецироваться на среднюю линию шеи и через отверстие вводят интубационную трубку с раздувной манжетой, манжету раздувают, герметезируя дыхательные пути. Вся манипуляция обычно занимает 15-30 с. Возможно кровотечение, объемом не более нескольких миллилитров.
А В
Рис. 5. Крикотиреоидотомия.
А. Анатомический вид. В. Вкалывание внутривенной канюли 14 размера. С. Мешок присоединяется к переходнику 3-миллиметровой эндотрахеальной трубки, соединенному с внутривенной канюлей.(Из: Vaster M. Airway management. In: Nichols DG, Vaster M, Lappe DG, Buck JR, eds. The golden hour handbook of advanced pediatric life support. St. Louis: Mosby-Year Book, 1991:46. С разрешения.)
ОСЛОЖНЕНИЯ: Крикотиреотомия
Невозможность ввести катетер
Травма трахеи
Подкожная или медиастинальная эмфизема
Травма: сосудов; нервов; дыхательных путей
Ошибочный доступ
Образование свища
Инфекция
Отек гортани.
- «Ярославская государственная медицинская академия
- Содержание учебно-методического комплекса
- Министерство здравоохранения Российской Федерации
- Оглавление
- Введение
- Пояснительная записка.
- Непрерывное последипломное профессиональное образование по специальности «анестезиология-реаниматология»
- Консультирование
- Повышение_квалификации и_подготовка кадров
- Врач анестезиолог-реаниматолог Первая квалификационная категория
- Социальная гигиена и организация здравоохранения
- По специальности
- Консультирование
- Повышение квалификации и подготовка кадров
- Врач анестезиолог-реаниматолог Вторая квалификационная категория
- Социальная гигиена и организация здравоохранения
- По специальности
- Перечень практических навыков по специальности анестезиология-реаниматология
- Методические рекомендации по преподаванию специальности анестезиология-реаниматология
- 2. Сроки освоения программ послевузовской профессиональной подготовки.
- Пластическая хирургия
- Практические навыки
- Эволюционный формуляр
- Учебная программа
- Фармакология
- Анатомия
- Биохимия
- Математика
- Классификация, рестриктивные нейрологические
- Сердечно-сосудистая система
- Премедикация
- Микроклимат операционной
- Обеспечение проходимости дыхательных путей
- Приобретенные пороки сердца и гипертрофическая кардиомиопатия
- Оценка функции почек
- Реанимация и интенсивная терапия
- Принципы лечения кровотечения в послеоперационном периоде.
- Государственного стандарта послевузовской
- Профессиональной подготовки специалистов с
- Высшим медицинским образованием
- 2. Предшествующим уровнем образования для послевузовской
- 3. Общие требования к стандартам послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием.
- 4. Требования к обязательному минимуму содержания стандартов послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием.***
- 9. Требования к уровню профессиональной подготовленности
- 10.Требования к государственной итоговой аттестации.
- 1. Общие положения.
- 2. Структура, состав и содержание умк.
- 3. Порядок рассмотрения и утверждения умк.
- Положение
- Текущий и рубежный контроль учебных достижений
- Промежуточная аттестация
- Положение о клинической ординатуре в ярославской государственной медицинской академии Ярославль – 2008
- I. Общая часть
- II. Организация обучения в ординатуре
- III. Права и обязанности врачей ординаторов
- IV. Целевая клиническая ординатура
- Учебный план послевузовской профессиональной подготовки специалистов в клинической ординатуре по специальности "Анестезиология и реаниматология"
- Учебно-тематический план послевузовской профессиональной подготовки в клинической ординатуре по специальности "Анестезиология и реаниматология
- Учебный план послевузовской профессиональной трехлетней подготовки специалистов в клинической ординатуре (первичная специализация) по специальности "Анестезиология и реаниматология"
- Ярославская государственная медицинская академия
- Учебно-методическая карта дисциплины
- Модульная карта дисциплины
- Модуль № 1 «Анестезиология и реаниматология в абдоминальной хирургии»
- Модуль № 2 «Анестезиология и реаниматология в сосудистой и пластической хирургии»
- Модуль № 3 «Анестезиология и реаниматология в акушерстве и гинекологии»
- Модуль № 4 «Анестезиология и реаниматология в торакальной и кардиохирургии»
- Модуль № 5 «Анестезиология и реаниматология в травматологии и ортопедии»
- Модуль № 6 «Анестезиология и реаниматология в педиатрии и неонатологии»
- Модуль № 7 «Анестезиология и реаниматология в хирургии головы и шеи»
- Модуль № 8 «Анестезиология и реаниматология в эндоскопической хирургии и урологии»
- Модуль № 9 «Интенсивная терапия критических состояний (общая реаниматология)»
- Модуль № 10 «Анестезиология и реаниматология в условиях центральной районной больницы (практика)»
- А. Предаттестационные баллы
- Б. Аттестационные баллы
- В. Дополнительные баллы
- Положение об итоговой аттестации клинических ординаторов.
- Кафедра анестезиологии и реаниматологии с курсом фпдо
- Фамилия Имя Отчество _____________________________________
- Задано вопросов ________ Всего утверждений ________Дано ответов _______
- % Правильных _____________ % эффективности __________ % результ. _________
- Экзамен по практическим навыкам
- Устное собеседование
- Список литературы для клинических ординаторов и врачей
- Периодические издания
- Учебные пособия
- Федерального агентства по здравоохранению
- Введение
- Анатомо-физиологические особенности организма ребенка с точки зрения анестезиолога
- Сосудистый доступ
- Особенности инфузионной терапии
- Новорожденные:
- Обеспечение проходимости дыхательных путей и интраоперационная ивл
- Внутренний диаметр (мм)
- Клиническая фармакология
- Проведение анестезии
- Ларингоспазм
- Постинтубационный круп
- Профилактика гипотермии
- Анестезия при отдельных заболеваниях
- Послеоперационное обезболивание
- Список литературы
- Федерального агентства по здравоохранению
- Ярославль, 2006
- Оглавление
- Введение
- Виды нарушений при оказании медицинской помощи.
- 2. Основы законодательства Российской Федерации в здравоохранении.
- Основы законодательства Российской Федерации при оказании анестезиологической и реаниматологической помощи населению
- Гражданская ответственность за профессиональные правонарушения
- Возмещение морального вреда
- Практика привлечения к ответственности
- Правонарушения
- 6. Приложения Приложение 1 Заявление об информированном согласии на операцию в условиях общей анестезии
- Я, пациент (законный представитель),_____________
- Обоснование медицинского вмешательства без согласия нациента
- Подписи членов консилиума или дежурного (лечащего) врача __________________________________________________________
- Приложение 3 Заявление об информированном отказе от операции и анестезии
- Я, пациент (законный представитель),_________________
- Отказывается от __________________________________________
- Зам. Главного врача _________________________________
- 7. Список законодательных и нормативно-правовых актов, использованных в учебном пособии
- 8. Список литературы
- Федерального агентства по здравоохранению
- «Ярославская государственная
- Оглавление
- Введение
- Диагностика
- Алгоритм реанимационных мероприятий
- В: искусственная вентиляция легких
- Особые ситуации
- 2. Гипотермия
- Электромеханическая диссоциация
- Осложнения слр
- Показания для прекращения реанимации
- Приложение:
- Сердечно-легочная реанимация специализированной бригадой
- (Стандарт действий)
- Военно-медицинская академия Санкт-Петербург
- «Ярославская государственная
- Оглавление
- Введение
- Принципы классификации отравлений
- Общая характеристика токсического действия ядов на организм
- Клинические синдромы острых отравлений
- 2. Токсическое поражение сердечно-сосудистой системы.
- 3. Токсическое поражение дыхательной системы.
- Общие принципы диагностики острых отравлений
- Формулировка диагноза острых отравлений
- Детоксикация организма при острых отравлениях
- 1. Сорбционные:
- 2. Диализные и фильтрационные:
- 3. Аферетические:
- 4. Физио и химиогемотерапия при сочетанном применении.
- 1. Магнитная гемотерапия.
- 3. Лазерная гемотерапия
- Список литературы
- Федерального агентства по здравоохранению
- Оглавление
- Введение Актуальность проблемы
- Определения основных понятий
- Предоперационная оценка, подготовка и анестезия у больного с травмой Оценка состояния пациента
- Защита дыхательных путей
- Мониторинг пациентов с травмами
- Инфузионная терапия
- Премедикация, индукция и поддержание анестезии
- Алгоритм работы анестезиолога-реаниматолога при поступлении больного с травмой
- Анестезия при операциях на стопе и кисти
- Анестезия при травматических повреждениях костей таза
- Анестезия при травмах органов живота
- Анестезия при травме позвоночника и спинного мозга
- Анестезия при ожоговой травме
- Анестезия при тотальном эндопротезировании тазобедренного сустава
- Анестезия при операциях по поводу переломов проксимального конца бедренной кости
- Анестезия при тотальном эндопротезировании коленного сустава
- Анестезия при артроскопических операциях
- Федерального агентства по здравоохранению
- Оглавление
- 1. Введение
- 1.1. Актуальность проблемы
- 1.2. Определения основных понятий
- 1.3. Последствия нутритивной (белково-энергетической) недостаточности
- 1.4. Цели, принципы и результаты нутритивной поддержки
- Основные принципы проведения нутритивной поддержки
- 1.6. Показания к нутритивной поддержке
- 2. Оценка нутритивного статуса
- 2.1. Определения степени и выраженности белково-энергетической недостаточности
- 2.2. Определение энергопотребности
- Дыхательный коэффициент (rq)
- 2.3. Определение потребности в основных нутриентах
- 2.4. Определение потребности в питательных веществах Потребность в белках
- Потребность в углеводах
- Потребность в жирах
- Потребности в основных микронутриентах
- 3. Парентеральное питание
- 3.1. Показания к проведению парентерального питания
- 3.2. Противопоказания к проведению парентерального питания
- 3.3. Классификация компонентов парентерального питания
- I Донаторы пластического материала
- II Донаторы энергии:
- Рекомендуемые дозировки углеводов
- Три поколения жировых эмульсий
- Рекомендуемые дозировки липидов
- Растворы кристаллических аминокислот
- Общие рекомендации по дозировке аминокислот
- 3.6. Правила проведения парентерального питания
- Двух и трехкомпонентные мешки (методика «Все в одном»)
- 3.8. Осложнения парентерального питания
- 4. Энтеральное питание
- 4.1. Эффекты сбалансированного энтерального питания
- 4.2. Абсолютные противопоказания
- 4.3. Точки приложения энтеральной поддержки
- (Назодуоденального) зонда и уход за ним.
- Пути осуществления доступа для энтерального питания
- 4.4. Характеристика сред для энтерального питания
- Стандарт качества современной энтеральной смеси:
- Классификация современных энтеральных смесей
- Варианты энтерального питания:
- 4.6. Пероральное энтеральное питание
- Правила приема гиперкалорических энтеральных диет:
- Показания к применению пероральных диет в хирургии
- Основные эффекты гиперкалорической пероральной нутритивной терапии
- 4.7. Зондовое энтеральное питание
- 4.8. Осложнения энтерального питания и их профилактика
- 1.Механические
- 2. Желудочно- кишечные (неаспирационные)
- 4.9. Синдром кишечной недостаточности при критических состояниях и принципы его коррекции
- 5. Система стандартных лечебных диет
- Система стандартных диет
- Характеристика и состав стандартных диет
- 6. Специализированные продукты питания
- 7. Оценка эффективности нутритивной поддержки
- 9. Алгоритм нутритивной поддержки
- 1 Этап - стартовая терапия:
- Нутритивной поддержки
- Шаг 5. Нутритивная поддержка не проводится в следующих случаях:
- 10. Фармакоэкономическое
- 11. Список литературы
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Фундаментальные основы специальности»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая анестезиология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая реаниматология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая реаниматология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая реаниматология»
- Квалификационный экзамен Раздел «Клиническая реаниматология»
- "Клинические случаи в анестеЗиологии"
- Рид а.П., Каплан Дж.А.
- Перевод с английского –м. Медицина, 1995 г.
- Ситуационные задачи.
- Тестовые задания порубежного контроля
- 1. Социальная гигиена является наукой, изучающей
- Раздел 12
- Раздел 13
- Раздел 14
- Раздел 16
- Раздел 20
- Раздел 24
- Раздел 12 АнестезиЯ, реанимациЯ и интенсивнаЯ терапиЯ в нейрохирургии и патологии нервной системы
- Раздел 13 АнестезиЯ и интенсивнаЯ терапиЯ при заболеваниЯх эндокринной системы
- Раздел 14
- АнестезиЯ и интенсивнаЯ терапиЯ
- При операциЯх у больных
- С сопутствующими заболеваниЯми
- Раздел 16 АнестезиЯ, интенсивнаЯ терапиЯ и реанимациЯ в акушерстве и гинекологии
- Раздел 20 РеанимациЯ и интенсивнаЯ терапиЯ у детей
- Раздел 24 Основы радиационной медицины
- Образцы тестовых вопросов прИведены
- Вопросы к контрольно – семинарским занятиям «Анестезия в плановой абдоминальной хирургии»
- «Анестезия в экстренной абдоминальной хирургии»
- «Наркозно – дыхательная аппаратура»
- Особенности анестезии при сопутствующем сахарном диабете
- «Анестезия при эндоскопических операциях. Амбулаторная анестезия. Анестезия в стоматологии и оториноларингологии»
- «Ит в послеоперационном периоде»
- «Искусственная вентиляция легких в реаниматологии»
- «Острые отравления и методы детоксикации»
- «Осложнения катетеризации центральных вен.»
- «Плановая анестезиология»
- «Экстренная анестезиология»
- «Методы реаниматологии».
- «Интенсивная терапия»