logo search
Popov_S_N_Fizreabilitatsia

8.4.3. Функциональные нарушения (изменения) в работе сердца у детей

При данных состояниях отсутствуют органические пораже­ния миокарда. Имеющиеся нарушения функции сердца связа­ны с интенсивным ростом опорно-двигательного аппарата ре­бенка в период первого скелетного вытяжения (6—7 лет) или в период полового созревания. При этом движущая функция сер­дца может быть сниженной или даже нормальной. Нередко единственным симптомом является появление шумов при аускультации сердца. В других случаях наряду с этим отмечаются тахикардия, повышенная утомляемость и потливость.

Одним из эффективнейших средств нормализации деятель­ности организма ребенка, подростка являются занятия физи­ческими упражнениями в различных формах: Л Г, занятие физ­культурой, спортом (после врачебного освидетельствования). Занятия ЛГ проводятся в дошкольных учреждениях, школах, поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах и др. За­дачами Л Г являются: оказание общеукрепляющего воздействия на растущий организм, активизация экстракардиальных фак­торов кровообращения, адаптация ССС к постепенно возраста­ющим физическим нагрузкам. Занятия проводятся малогруп­повым методом курсами по 1,5—2 мес. Используются ОРУ и ДУ в соотношении 4:1, диафрагмальное дыхание, упражнения для всех мышечных групп с предметами и без предметов, подвижные игры, плавание. В начале курса ЛФК преобладают положения сидя, потом — стоя и в ходьбе. Количество повто­рений упражнения — 6—8 раз.

Обязательными методическими условиями на занятиях ЛГ с детьми при различных заболеваниях ССС является регистра­ция ЧСС до, после и в середине занятия и проведение тесто­вых проб. Ниже приведены показатели ЧСС для детей разного возраста в состоянии покоя.

Таблица 11. Нормы ЧСС в покое для детей разного возраста

Возраст

ЧСС, уд./мин.

средняя

при брадикардии

при тахикардии

Первый месяц жизни ребенка

140

110

170

Конец 1-го года

132

102

162

2—4 года

115

90

140

4—6 лет

106

86

126

6—8 лет

98

78

118

8—10 лет

88

68

108

10—12 лет

80

60

100

Для пульса детей характерна аритмия, которая моделиру­ется актом дыхания: на вдохе ЧСС учащается, на выдохе урежается.