5) Постнатальныйранний и 6) постнатальный поздний период развития ребенка:
• повторные острые инфекционные заболевания;
• наличие рахита;
• наличие анемии;
• наличие диатезов.
Результаты получают из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.
Оценка результата: при наличии одного и более факторов риска в каждом из 5-6 перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощенности биологического анамнеза , в трех - четырех периодах - о выраженной отягощенности, в двух периодах - об умеренной отягощенности, в одном периоде - о низкой отягощенности.
Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребенка, то биологический анамнез считается неотягощенным (табл.1).
Таблица 1. - Оценка биологического анамнеза.
Наличие факторов риска
| Отягощенность по биологическому анамнезу
|
В 5-6-ти периодах онтогенеза
| Высокая отягощенность
|
В 3-4-х периодах онтогенеза | Выраженная отягощенность |
В двух периодах онтогенеза
| Умеренная отягощенность
|
В одном периоде онтогенеза
| Низкая отягощенность
|
О степени неблагополучия в период внутриутробного развития ребенка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. Выделено более 400 тератогенных агентов, вызывающих нарушения внутриутробного развития плода. В зависимости от силы повреждающих факторов дизэмбриогенез может выражаться в грубых пороках развития или в стигмах дизэмбриогенеза (малых аномалиях развития - MAP), не приводящих к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм, отражающих индивидуальные особенности организма, составляет 5-7. Превышение порога стигматизации может рассматриваться фактора риска еще не проявившейся патологии (табл.2,3,4).
Таблица 2 - Сводный тератогенный календарь.
Пороки развития
| Сроки беременности в неделях
|
Мозг
| 2-14
|
Глаза
| 3-7
|
Сердце
| 3-7
|
Конечности
| 2-8
|
Зубы
| 6-10
|
Уши
| 6-11
|
Губы
| 5-6
|
Зев
| 10-11
|
Пищеварительные органы
| 11-12
|
Половые органы
| 14-15
|
Таблица 3. - Список малых аномалий развития.
Голова и лицо: микроцефалия; дол ихоцефалия; башенный череп; плагиоцефалия (косоголовие); скафоцефалия (ладьевидный череп); низкий лоб; узкий лоб; плоский профиль лица; вдавленная переносица; поперечная складка на лбу, низкое стояние век, резко выраженные надбровные дуги, широкая переносица, плоская переносица, искривленная носовая перегородка, искривленная спинка носа, раздвоенный подбородок, микростомия, микрогнатия, макрогнатия, прогнатизм, прогения, скошенный подбородок, клиновидный подбородок, синофриз (сросшиеся брови), удвоение бровей, гипертелоризм. | Глаза: микрофтальм; колобома радужки; макрокорнеа; микрокорнеа; гетерохромия радужки; косой разрез глаз; эпикантус. |
Уши: расположенные высоко, расположенные низко, расположенные асимметрично, аномальной формы, микротия, макротия, добавочные, плоские, мясистые ушные раковины, "уши сатира", прирощенные мочки, отсутствие мочек.
| |
Рот и язык: борозда на альвеолярном отростке; губы с бороздами; небо короткое; небо узкое; готическое небо; сводчатое небо; протрузия языка; раздвоенный кончик языка; укороченная уздечка языка; складчатый язык; макроглоссия; микроглоссия. | Позвоночный столб: дополнительные ребра, сколиоз, сакрализация V поясничного позвонка, люмбализация i крестцового позвонка, сращение позвонков, расщепление остистых отростков. |
Шея: короткая, отсутствие, крыловидные складки. | |
Кожа и волосы: гемангиомы, полимастия, родимые пятна, обесцвеченная кожа, шагреневая кожа, рост волос низкий, рост волос высокий, очаговая депигментация, гипертрихоз. | Туловище: короткое, длинное, короткие ключицы, воронкообразная грудная клетка, куриная грудная клетка, короткая грудина, множественные соски, асимметрично расположенные соски. |
Рука: арахнодактилия, клинодактилия, короткие широкие кисти, укороченные пальцы, изогнутые концевые фаланги пальцев, камптодактилия, синдактилия, полидактилия, олигодактилия, брахидактилия, поперечная ладонная борозда. | Нога: синдактилия, симфалангия, камптодактилия, деформация пальцев, захождение пальцев, плоскостопие, поперечная борозда подошвы, клинодактилия, сандалевидная щель. |
Таблица 4.- Оценка уровня стигматизации.
Количество стигм
| Уровень стигматизации
|
До 7 стигм
| Низкий уровень
|
До 5 стигм
| Считается нормой
|
8-10 стигм
| Умеренная стигматизация
|
11-15 стигм
| Выраженная стигматизация
|
16 и более стигм
| Высокий уровень стигматизации
|
Грудное вскармливание является примером биологического фактора формирования здоровья ребенка. Данный фактор действует на протяжении в среднем одного года, а его позитивное действие на формирование здоровья отмечается в дальнейшем на протяжении всей жизни человека.
Рассмотрим основные понятия по теме «Грудное вскармливание как биологический фактор формирования здоровья ребенка
Вскармливание – это контролируемое и корригируемое питание детей до 1 года, по характеру различающееся на 3 вида: естественное, смешанное и искусственное.
Естественное вскармливание – это вскармливание ребенка грудным молоком матери со своевременным физиологически обоснованным введением прикорма. Грудное вскармливание – вскармливание ребенка грудным молоком до введения прикорма, включающее 5 позиций (градаций по степени приоритетности):
Грудь матери.
Сцеженное материнское молоко.
Грудь кормилицы.
Сцеженное грудное молоко кормилицы.
Донорское молоко (банк молока от нескольких чужих матерей).
Необходимо сразу подчеркнуть, что грудное молоко не имеет альтернативы в проблеме вскармливания и его замена любыми самыми адаптированными смесями подобна экологической катастрофе, ибо донорское молоко лучше любой адаптированной смеси. Рекламирование заменителей грудного молока по альтернативному принципу аморально.
Под смешанным вскармливанием понимают вскармливание грудным молоком с вынужденным (нефизиологическим) введением докорма в виде коровьего молока (молока животных и растений) или его разведений (смесей) в объеме от 1/5 до 4/5 суточной потребностей.
Искусственным вскармливанием называют вскармливание ребенка заменителями материнского молока при дефиците последнего 4/5 и более от суточной потребности.
Необходимо отметить, что принципиально ребенку важна каждая капля материнского молока и необходимо воспитывать в кормящих матерях, теряющих лактацию, что даже 50-100 мл в одно кормление на ночь благоприятнее для ребенка, нежели его отсутствие.
Преимущества женского молока перед коровьим
Представлены 4 группами :
Преимущества пищевых ингредиентов;
Иммунологическая защита ребенка;
Биологически активные вещества в оптимизации функций;
Психо - эмоциональный контактный фактор.
I. Пищевые ингредиенты представлены белками, жирами и углеводами, причем соотношение их в женском молоке более оптимально и составляет 1 : 3 : 6, а в коровьем – 1 : 1 : 1,5, что ухудшает усвояемость и органолептические свойства. (табл.5).
Белок женского молока имеет следующие отличия от белка коровьего молока: 1. идентичен сыворотке крови; 2. содержит микропротеины, основу ферментов и биологически активных веществ; 3. створаживается нежными хлопьями; 4. на 1/3 всасывается непосредственно в кровь без обработки; 5. содержит незаменимые аминокислоты; 6. соотношение альбумин/казеин составляет 3 : 2 (коровье – 1 : 4); 7. причем молекулы женского казеина в 3 раза меньше коровьего.
Жиры женского молока содержат:
Больше ненасыщенных жирных кислот, эссенциальных, легкоплавких (линолевая, линоленовая, арахидоновая).
Много лецитина (фосфатидилхолина), основного компонента клеточных мембран, в 30 раз превышающее его содержание в коровьем молоке.
Липаза женского молока в 100 раз активней коровьей и требует более низкой кислотности желудочного сока.
Жиры женского молока активно включаются в энергетику, причем, даже при перекорме, возникающее ложное ожирение протекает без побочных эффектов и быстро нивелирует.
Углеводы женского молока:
Количественно превышают «коровьи» в 1,8-2,0 раза.
Состоят из β-лактазы, способствующей росту бифидум-флоры в кишечнике (бифидум-фактор); в то время как углеводы коровьего молока состоят из α- лактазы, способствуют росту кишечной палочки и нарушению симбионтно- антагонистических отношений кишечной флоры (дисбиоценоз).
Превосходят органолептически, создавая более сладкий вкус женского молока, более приятный для младенца.
Таблица 5. - Состав женского и коровьего молока и рекомендуемый в России состав детских смесей для смешанного и искусственного вскармливания (в расчете на 100 мл).
Содержание основных пищевых веществ | Зрелое грудное молоко | Коровье молоко | Рекомендуемый в РФ состав детских смесей, заменяющих женское молоко |
Белки, г | 0,9-1,3 | 3,3-3,5 | 1,2-1,4 |
Белки молочной сыворотки, % | 65-80 | 20 | 60 |
Жиры, г | 3,9-4,5 | 3,2-3,5 | 3,0-3,8 |
Линолевая к-та, % от всех жирных к-т | 13,6 | 3,8 | 15 |
Углеводы, г | 7,0 | 4,8 | 6,9-8,0 |
Энергетическая ценность, ккал | 65,0 | 70,0 | 67,0-70,0 |
II. Иммунологическая защита представлена прежде всего иммуноглобулинами и антителами, позволяющими реализовать пассивный иммунитет; лимфоцитами Т и В, моноцитами, нейтрофилами; системами миело- и лактопероксидазы (мощным антиинфекционным фактором), лизоцимом, ингибинами стафилококковой флоры и вирусов.
III. Регуляция функций новорожденного осуществляется наличием в грудном молоке матери: гормонов, ферментов, витаминов, биологически активных веществ, микроэлементов и других полезных веществ, сразу включающихся в метаболизм.
IV.Психо-эмоциональный контактный фактор – исключительно важный фактор оздоровления (выхода из стресса) матери и новорожденного, т.к. опирается на «рот ребенка как химический анализатор» при пищевой доминанте ребенка и предусматривает:
- раннее прикладывание к груди (с контактом обнаженной кожи матери и ребенка);
- мощное воздействие на кору и гипоталамо-гипофизарную систему;
- выделение эндорфинов (гормонов радости и оздоровления);
- сокращение матки, уменьшение послеродовых кровотечений, снижение послеродового стресса (в т.ч. и психоза);
- для ребенка важен запах матери, создание биополя, т.е. единение ребенка и матери, усиливающее его защиту (и защиту матери!)
Преимущества естественного вскармливания перед смешанным и искусственным заключаются в том, что это:
Эволюционно закрепленная форма питания и ее нарушение подобно экологической катастрофе, снижающей уровень здоровья;
Способствует оптимальному развитию ребенка в онтогенезе, ибо откорректировано эволюцией по ингридиентам и микронутриентам; представленным по соотношению и качеству в оптимальной для усвоения форме;
Снижает острую и хроническую заболеваемость детей;
Увеличивает срок жизни (в т.ч. и среднюю продолжительность жизни) на 10-15 лет;
Осуществляет профилактику раннего склероза за счет стимуляции ферментных систем, утилизирующих холестерол;
Снижает существенно степень риска по лейкозу;
Повышает интеллект, творческую активность и гуманизирует ментальность;
Снижает сенсибилизацию;
Препятствует дисбактериозу;
Представляет систему вскармливания со следующими характеристиками: закрытая, стерильная, «продукция» подогрета до температуры тела, вкусная (вкусовые анализаторы адаптированы к грудному молоку).
Таким образом сохранение естественного вскармливания – это защита прав ребенка на здоровье; это официальная политика ВОЗ и нашего правительства и, наконец, это основной позитивный фактор, определяющий здоровье.
ВОЗ и ЮНИСЕФ разработали совместную декларацию «Охрана, поощрение и поддержка грудного вскармливания», где отражены принципы успешного грудного вскармливания.
Принципы успешного грудного вскармливания (Совместная Декларация ВОЗ/ЮНИСЕФ «Охрана, поощрение и поддержка грудного вскармливания»):
1.Строго придерживаться установленных правил грудного вскармливания и регулярно доводить эти правила до сведения медицинского персонала и рожениц.
2.Обучать медицинский персонал необходимым навыкам для осуществления практики грудного вскармливания.
3.Информировать всех беременных женщин о преимуществах грудного вскармливания, обучать технике вскармливания.
4.Помогать матерям начинать грудное вскармливание в течение первого получаса после родов.
5.Знакомить матерей, временно отделенных от своих детей, с правилами кормления грудью и рекомендациями по сохранению лактации.
6.Не давать новорождённым никакой иной пищи и питья, кроме грудного молока, за исключением случаев, обусловленных медицинскими показаниями.
7.Практиковать круглосуточное нахождение матери и новорождённого в одной палате.
8.Поощрять грудное вскармливание по требованию младенца, а не по расписанию.
9.Не давать новорождённым, находящимся на грудном вскармливании, никаких успокаивающих средств и средств, имитирующих материнскую грудь (соски и др.).
10.Поощрять организацию групп поддержки грудного вскармливания и направлять матерей в эти группы после выписки из родильного дома или больницы.
6.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ
Контрольные вопросы для собеседования :
Какие периоды онтогенеза выделяют для полной оценки биологического анамнеза?
Перечислите основные факторы риска в антенатальном периоде.
Перечислите основные факторы риска в интранатальном периоде.
Перечислите основные факторы риска в неонатальном периоде.
Перечислите основные факторы риска в постгнатальном периоде.
Что такое большие и малые аномалиях развития?
Приведите примеры малых аномалий развития.
Дайте определение вскармливанию.
. Дайте определение грудному, естественному, смешанному, искусственному вскармливанию.
Перечислите преимущества женского молока перед коровьим.
Перечислите преимущества грудного вскармливания.
Перечислите принципы успешного грудного вскармливания ((Совместная Декларация ВОЗ/ЮНИСЕФ «Охрана, поощрение и поддержка грудного вскармливания»).
7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Содержание: Подготовка реферативных сообщений по теме занятия.
Задание к самостоятельной работе.
Темы рефератов:
Преимущества грудного вскармливания.
Влияние вскармливания на формирование здоровья ребенка.
Самостоятельная работа студентов на практическом занятии: по презентации «Преимущества грудного вскармливания».
8.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:
а). Основная литература:
Виноградов, А.Ф. Детская поликлиника: учебное пособие / А.Ф. Виноградов, Э.С. Акопов, Ю.А.Алексеева, М.А.Борисова.– Тверь «Герс», 2004.- 494 с.
Основы здоровья человека: учебно-методическое пособие / под ред. Б.Н. Давыдова, А.Н.Кудинова.- Тверь: Триада.- 2005.- 102 с.
б). Дополнительная литература:
Виноградов, А.Ф. Основы формирования здоровья детей [Текст]: учебное пособие/ А.Ф. Виноградов. - Тверь: РИЦ ТГМА, 2004.- 122 с.
Виноградов, А.Ф. Основы формирования здоровья детей [Электронный носитель]: учебное пособие/А.Ф. Виноградов. – 2004.- 450 Мб.
Галиуллин, А.Н. Общественное здоровье и здравоохранение: учебное пособие/ А.Н. Галиуллин. - М.: Академкнига.- 2008 – 499 с.
в). Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Министерство здравоохранения и социального развития [Электронный ресурс]. Здравоохранение.– Банк документов/– Режим доступа: свободный // http://www.minzdravsoc.ru/
Официальный сайт Союза педиатров России [Электронный ресурс]. /–Режим доступа: свободный // http://pediatr-russia.ru/
Официальный сайт Центрального НИИ организации и информации здравоохранения [Электронный ресурс]. /– Режим доступа: свободный // http://www.mednet.ru /
Решетников А.В., Шаповалова О.А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины / Решетников А.В., Шаповалова О.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /
- Тема 2: Требования к оформлению реферата, санитарного бюллетеня, лекции для детей
- I. Требования к составлению реферата
- II. Требования к проведению лекции
- III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
- IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
- VI.Санитарно-просветительная работа в учреждениях образования.
- Тема 3. История учения о здоровье.
- Тема 4. Здоровье и болезнь: подходы и понятия. Составляющие здоровья. Уровень здоровья и его оценка.
- Тема 5: Современные концепции формирования здоровья
- Тема 6. Анатомо-физиологические закономерности роста и развития.
- Рост и развитие
- Этапы роста и развития. Сенситивные и критические периоды развития.
- Рост и развитие детей в возрастном аспекте
- Темпы физического развития. Акселерация и ретардация
- Тема 7 Индивидуальное и общественное здоровье
- Тема 8 Роль наследственности в формировании здоровья человека
- Как в своей практической деятельности врач может оценить наследственность пациента?
- Тема 9. Биологические факторы риска. Грудное вскармливание.
- 5) Постнатальныйранний и 6) постнатальный поздний период развития ребенка:
- Тема 10. Социально-средовые факторы, определяющие здоровье человека. Микросоциальное окружение.
- Тема 11. Социально-средовые факторы, определяющие здоровье человека. Экология и здоровье человека. Законодательное решение проблем экологического неблагополучия среди населения.
- Тема 12. Образ жизни и здоровье человека. Основные составляющие здорового образа жизни (зож). Роль зож человека в сохранении и укреплении здоровья
- Тема 13. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Алкоголизм, наркомания, табакокурение. Основные характеристики и профилактика.
- Особенно уязвимой и беззащитной категорией являются дети.
- Меры по борьбе с табакокурением
- 5. Сколько курящих начинают курить в возрасте до 18 лет: а. 30%
- Тема 14. Профилактика и ее роль в сохранении и укреплении здоровья населения. Современные формы и методы профилактической работы с населением.
- Тема 15. Санитарно-гигиеническое воспитание населения по сохранению и укреплению здоровья: индивидуального, общественного и группового.
- Тема 16. Работа в фокус-группах по выбранной теме.
- Тема 17. Предметная олимпиада «Формирование здорового образа жизни детей и подростков» (имеется утвержденное на уровне Департамента здравоохранения Тверской области «Положение об олимпиаде»).
- Тема 18. Санитарно–просветительная работа в образовательных учреждениях
- Тема 19. Итоговое занятие
- 5.Оценочные средства аттестации по итогам освоения дисциплины (двухэтапный зачет)
- 1 Этап- тестовый контроль знаний
- 2 Этап- прием практических навыков
- 6.Оценка двухэтапного зачета:
- 7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Справка