logo search
л1 введение и л2 синдромы

Психологические методы

Существует огромное количество экспериментально-психологических методик, используемых в самых различных областях психологии. Отбор методик для применения в клинической психиатрии определяется соотношением их диагностической эффективности и трудоемкости. Наиболее часто психологический анализ проводят для оценки степени и характера расстройств памяти и интеллекта, выявления патологических особенностей мышления больного, характеристики личности.

Психометрические методы исследования памяти, внимания и интеллекта имеют наибольшее значение для диагностики органических поражений головного мозга, оценки степени отставания в психическом развитии. Чаще всего используемой характеристикой степени развития интеллекта является коэффициент IQ (интеллектуальный индекс). Для точного измерения IQ часто применяются специальные тесты, например методика Векслера. Показатели IQ выше 100% свидетельствуют о высоком интеллекте. Цифры от 70 до 80% рассматриваются как пограничные, говорят об относительно низком интеллекте, но не воспринимаются как патологические. На патологию указывает IQ ниже 70%.

Другой часто применяемой методикой являются прогрессивные матрицы Равена, использующие невербальные наборы символов и фигур, в расположении которых обследуемый должен выявить закономерности. Тест мало связан с образованием человека, однако нередко его выполнение нарушается при расстройстве внимания. Предварительная тренировка также искажает результаты.

В клинической практике врач часто использует упрощенные тестовые задания, приблизительно оценивающие степень расстройства памяти и интеллекта. В частности, применяется проба на запоминание 10 двусложных слов (в норме запоминаются испытуемым после 3—4 устных повторений) или бессмысленных звукосочетаний (запоминаются после 5—7 повторений). Счет по Крепелину предполагает вычитание из 100 или 200 одного и того же числа (7 или 17). Нарушения наблюдаются как при расстройствах оперативной памяти, так и при ослаблении интеллекта. Ухудшение результатов по мере выполнения задания свидетельствует об истощаемости. Задания на классификацию заключаются в разделении большого количества объектов на наименьшее число групп. При нарушении способности к абстрагированию получается большое количество мелких групп. На повреждение интеллекта указывает и конкретное толкование смысла пословиц и поговорок.

Большое значение имеют методы оценки стройности и целенаправленности мышления при таких заболеваниях, как шизофрения, эпилепсия и др. Некоторые нарушения могут быть выявлены уже при использовании описанных выше проб на память и интеллект. В частности, больные шизофренией нередко при проведении классификации используют несущественные, второстепенные признаки. Особенно хорошо это проявляется при применении методики «четвертый лишний» (испытуемому предлагают составить группу из 3 предметов и объяснить, почему 4-й предмет не входит в нее). При трактовке переносного смысла пословиц и поговорок больные шизофренией нередко используют нестандартные высокоабстрактные символические объяснения. У больных эпилепсией обычно, напротив, наблюдаются простые, приближенные к быту объяснения с повышенным вниманием к деталям. Порой пациенты просто не могут исключить какой-либо предмет («Что лишнее? Да ничего здесь лишнего нет: ведь и стул, и стол, и кровать, и чашка — все нужно! Как же без них?! Никак нельзя!»).

Метод пиктограммы (Л.С. Выгодский) заключается в попытке запоминания 10—15 слов и абстрактных понятий посредством их изображения на рисунке без использования букв. Подбираются сюжеты в порядке возрастания степени абстракции, например веселый праздник, тяжелая работа, болезнь, счастье, любовь, развитие, обман, подвиг, вражда, справедливость, дружба и пр. Анализируется объясняемая больным связь между рисунком и изображаемым понятием. Выявляются уровень абстрагирования, стройность ассоциаций, опора на второстепенные признаки, эмоциональное отношение обследуемого к изображаемым понятиям.

Методики исследования личности разделяются на личностные опросники и проективные методы.

Личностные опросники позволяют определить профиль личности. Предполагают выбор из нескольких вариантов ответов на ряд вопросов. Обследуемый при этом может целенаправленно исказить результаты, симулируя патологию или скрывая имеющиеся отрицательные качества личности. Поэтому важное требование к создаваемым тестам — наличие специальных оценочных шкал, выявляющих целенаправленную установку. Наиболее часто медицинскими психологами используются опросники Айзенка, MMPI и 16-факторный тест Кеттела.

Проективные методики позволяют исследовать личность наиболее свободно, не сковывая фантазии и активности пациента какими-либо заранее заготовленными ответами. Рисунки и вопросы в таких тестах отличаются незавершенностью и неопределенностью, что позволяет исследовать глубинные, часто неосознаваемые психические процессы. Поскольку данный методики не предполагают готовых вариантов ответов, возможны больший диапазон реакций, больший «субъективизм». Наиболее полно разработаны метод Роршаха, Тематический апперцептивный тест (ТАТ), метод исследования фрустрационной толерантности Розенцвейга и тест цветового выбора Люшера.

При методе Роршаха больному предлагается перечислить ассоциации, возникающие у него при рассматривании 10 таблиц с симметричными полихромными и одноцветными изображениями (пятнами). Разработан подробный формализованный перечень часто встречающихся ответов. Большое количество ярких ассоциаций, восприятие движения свидетельствуют о высоком интеллекте и активности, внимание к деталям — о дезорганизации мышления (например, при психических заболеваниях), отношение к цвету — об эмоциональных переживаниях, наличие повторов — признак пассивности, персеверативности мышления.

Тематический апперцептивный тест опирается на рассказы, составленные обследуемым при рассматривании карт, на которых изображены люди и предметы в неопределенных соотношениях и состояниях. Всего имеется 30 карт с рисунками и одна без изображений, предназначенная для собственных фантазий обследуемого. Допускается предъявление направленных вопросов. Считается, что тест выявляет основные стремления, потребности, существующие конфликты и способы их разрешения.

В тесте Розенцвейга используется 24 рисунка, изображения на которых более определенны и предполагают явный конфликт и ущемление интересов испытуемого (фрустрацию) — таким образом, возможна оценка поведения человека в состоянии стресса.

Тест Люшера не использует каких-либо изображений, а интерпретирует только предпочтение человека к определенному цвету. В упрощенном варианте методики используется набор из 8 цветов (серый, синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный). По определенному цветовому предпочтению психолог судит об эмоциональном состоянии пациента в момент обследования.