Продолжительность физических нагрузок различной интенсивности
Интенсивность мышечной работы, % | Предельное время работы | |
нетренированные | спортсмены | |
100 90 75 50 | 1–5 мин 10 мин 20 мин 1 час | 10–15 мин 50 мин 3 час 8,5 час |
Физические упражнения, на которых базируется тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем, должны быть: 1) динамическими, а не статическими; 2) аэробными, а не анаэробными; 3) субмаксимальными, а не максимальными.
Линейной зависимости между интенсивностью и длительностью упражнений, частотой занятий и тренирующим эффектом нет. Объем и интенсивность тренировочной нагрузки физкультурника должны быть на уровне, который обеспечит достаточно высокий эффект без чрезмерной затраты усилий. Дальнейшие многочисленные интенсивные тренировки ради малого дополнительного увеличения МПК вряд ли целесообразны. Но в то же время, как отмечалось выше, огромное значение имеет регулярность занятий. Через две недели после прекращения занятий физическими упражнениями появляется детренированность, а для достижения определенного физического состояния требуется гораздо больше усилий, чем для его поддержания.
Обратим внимание на такое физическое качество, как гибкость. В трудовой деятельности и в быту мы часто выполняем движения с амплитудой значительно меньшей, на которую способны суставы и связки. В результате этого связки становятся менее эластичными, а мышцы, управляющие движением суставов, утрачивают способность к значительным растяженииям и сокращениям. «Рабочий угол» суставов уменьшается. Привыкнув к движениям с малой амплитудой, человек утрачивает гибкость. Выполнение глубоких наклонов, приседаний, широких размашистых движений вызывает боль, а иногда приводит к травмам. Все это усугубляется еще и тем, что на неработающих участках суставов с возрастом откладываются вредные вещества – соли.
Для предотвращения подобных явлений нужно делать специальные упражнения на растяжения. Они должны предусматриваться для суставно-связочного аппарата, которые важны в течение всей жизни. Эти упражнения выполняются с наибольшей возможной амплитудой. К таким упражнениям можно отнести: круговые движения головой, руками, туловищем, махи руками, ногами, наклоны вперед в стороны, назад, различные выпады, приседания и т. п.
На каждом занятии нужно стараться «проработать» максимальное количество суставов: плечевые, тазобедренные, коленные, голеностопные, сложную систему позвоночника. При нехватке времени эти упражнения распределяются на несколько дней.
Каждое упражнение следует повторять 6–10 раз. Если при упражнениях с большой амплитудой возникают болевые ощущения, бояться этого не следует. Только не следует допускать сильной боли, чтобы не было травм. Приступают к упражнениям предварительно разогрев тело. Делают их с малой амплитудой, постепенно доводя до наибольшей.
Контрольные вопросы
1. От чего зависит эффект тренировочной нагрузки?
2. Раскройте сущность педагогических принципов спортивной тренировки.
3. Какие существуют специфические принципы тренировки?
4. В каком случае наступает «сверхвосстановление»?
5. От чего больше зависит результат тренировочной нагрузки?
6. С какой интенсивностью планируются малые, средние и большие нагрузки?
7. Что вы знаете о планировании тренировочных нагрузок?
8. При каком пульсе при развитии аэробных возможностей выполняется физическая нагрузка для достижения максимального тренировочного эффекта?
9. В чем различие тренировочных нагрузок при развитии выносливости физкультурника и спортсмена?
10. Для чего нужно развивать и поддерживать гибкость?
- Предисловие
- Введение
- 1. Общие сведения о строении человеческого организма
- 1.1. Скелет и его связочный аппарат
- 1.2. Физиология нервно-мышечного аппарата
- 1.3. Дыхание
- 1.4. Кровь и кровообращение
- 1.5. Потоотделение
- 2. Здоровый образ жизни
- 2.1. Современная концепция здорового образа жизни
- 2.2. Пища, культура питания
- 2.3. Голодание
- 2.4. Табак, алкоголь и наркотики – враги здоровья
- 3. Теоретические основы физического воспитания
- 3.1. Принципы построения физической тренировки
- Продолжительность физических нагрузок различной интенсивности
- 3.2. Средства и методы физического воспитания
- 3.3. Характеристика физических качеств
- 3.4. Физиологическая характеристика состояний организма, возникающих при мышечной работе
- 3.5. Физиологические изменения в организме под влиянием физических тренировок
- Изменение величин мпк при тяжелой работе в процессе тренировки
- Заключение
- Словарь терминов
- Библиографический Список
- Оглавление
- Основы занятий физической культурой и здоровье студентов
- 6 80021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47