logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

Сущность методики г. А. Шичко

Сущность методики избавления от зависимостей состоит в следующем:

  1. В написании подробной автобиографии.

  2. В ведении дневников (ответов на специально разработанные вопросы).

  3. В проведении бесед и разбора анкет и дневниковых записей.

  4. Выработке трезвеннических убеждений, установки на бережное отношение к своему здоровью и здоровью других, на самозащиту от абсурдистских влияний, на добровольное исполнение семейных и трудовых обязанностей.

  5. Выявлении индивидуальных особенностей.

  6. Проверке знаний, взглядов, убеждений.

В процессе занятий достигается:

  1. Усвоение достоверных сведений по проблеме;

  2. Формирование на их основе взглядов и убеждений, относящихся не только к алкогольной и курительной проблемам;

  3. Освобождение от питейной (алкогольной), курительной и иной запрограммированности, привычки к алкоголю, никотину, другим наркотикам, потребности в них.11

Слушатели, окончившие этот курс, становятся убеждёнными трезвенниками, личным примером утверждают в жизнь девизы клуба: «Спешите делать добро!», «Выбрался сам – помоги другому!», «Если не я, то кто?!», «Плохо одному – плохо всем».6

Из вышеприведённых положений видно, что методика является, прежде всего, педагогической или, точнее, психолого-педагогической. Это – методика обучения, методика формирования мировоззренческих знаний, методика убеждения!

Из вступительного слова к слушателям курсов по избавлению от алкогольной и табачной зависимостей курганского клуба доверие (1989):

«Мы заинтересованы, чтобы вся семья была избавлена от вредных привычек, чтобы ни от одного члена семьи не было соблазнов и провокаций закурить или выпить. Семья должна выступать гарантом трезвости…

Вся программа и учебный план занятий основаны на взаимном доверии, уважении, доброжелательности. Слушатели имеют право выбора руководителя группы, пользования псевдонимом, получать любую консультацию по проблеме, брать на временное пользование имеющуюся в клубе литературу, обращаться к руководителям групп и курса за получением индивидуальной помощи, критиковать их за действия и поступки, а также за приводимые ими сведения, письменно или устно высказывать советы, пожелания и собственные мнения, повторно прослушать курс лекций…

Каждый желающий избавиться от вредных привычек с первого занятия должен считать своей главной задачей полное пожизненное освобождение от этих вредных привычек. Алкогольная проблема по существу идеологическая, поэтому слушатель должен прилагать усилия к очищению сознания от ложных взглядов, убеждений, и в то же время так усваивать знания, чтобы обрести сознательную трезвость.

Разборчиво, правдиво написать автобиографию (ответ на анкету), ежедневно вести дневник по специально разработанным вопросам. Анкету и дневники писать в двух экземплярах, чтобы один из них предъявлять руководителю группы для анализа и выработки необходимых рекомендаций в зависимости от индивидуальных особенностей, а второй экземпляр оставить себе, для закрепления… Возвращать взятую на временное пользование антиалкогольную и противокурительную и трезвенную литературу…

Не прогуливать занятия и не опаздывать, поскольку пробел в занятиях не удаётся восстановить.

Ежедневно, на первых двух часах, занятия проводятся по дневникам:

На первом часе – чтение дневников и выступления выпускников курсов, избавившихся от вредных привычек, работа со словарем трезвенника и некурильщика;

На втором – анализ анкет и дневников слушателей курсов, где даются советы и рекомендации, объясняющие и закрепляющие полученные знания.

На третьем часе – новый материал по изучаемым проблемам. Начинаются и заканчиваются занятия аутотренингом. На одном из занятий даётся психологический текст на внимание, на другом – карта обследования, где слушатели самостоятельно определяют степени и стадии бывшего отравления (опьянения) себя алкоголем. К восьмому занятию они пишут сочинение на тему: «Что хорошего дали курение и употребление алкоголя мне, семье, родственникам, знакомым, трудовому коллективу и обществу». А к десятому занятию сочинение на тему: «Почему люди пьют и курят, зная о вреде никотина и алкоголя?». По этим сочинениям проводятся практические занятия – семинары, где слушатели уже открыто выступают перед своими соратниками.6

По мнению, автора вышеприведённых строк А. Абраменко, методику избавления от вредных привычек можно применять во всех формах учёбы, существующих в стране: школах, училищах и т. д., т. е. методику можно применять, в том числе, в работе со школьниками и студентами. Возможность применения этой методики особенно актуальна в современной алкогольно-табачно-наркотической ситуации, которая сложилась в России в конце второго – начале третьего тысячелетий, в том числе в общеобразовательной школе и других учебных заведениях, в которых курение и употребление пива и алкоголь содержащих коктейлей стало массовым явлением, а часть подростков и молодых людей употребляет наркотики.

Сам Г. А. Шичко проводил свой курс только очно, один на один со слушателями, хотя теоретически допускал и другие формы обучения (см. Приложение 3). Однако некоторые из его последователей стали применять и заочную форму обучения. Вначале рассмотрим методику очного курса избавления от алкогольной и табачной зависимостей.