logo search
Popov_S_N_Fizreabilitatsia

10.5.2. Нарушения зрения

Различают врожденные и приобретенные нарушения зре­ния. Врожденная слепота может быть следствием нарушения внутриутробного развития плода (алкоголизм и наркомания матери, интоксикация лекарствами, острые вирусные инфек­ции). Результатом генетических нарушений могут быть микрофтальм (глубокое структурное изменение глаза), антрофтальм (полное отсутствие глаза, безглазие), катаракта (помутнение хрусталика), пигментная дистрофия (дегенерация сетчатки), астигматизм (нарушение преломляющей способности глаза).

Причинами приобретенной слепоты являются невриты зри­тельного нерва, глаукома (отслоение сетчатки), травма глаза, физические перегрузки и др.

Различают больных со следующими нарушениями зрения.

Слепые — люди с полным отсутствием зрительных ощу­щений или светоощущением (очертаний предметов не видят, а имеют только ощущение света). В свою очередь различают две степени потери зрения у инвалидов по зрению: 1-я — тотальная потеря зрения; 2-я — практическая слепота, когда имеется светоощущение, способность определить контур предмета. Слабовидящие — это люди, острота зрения которых позволяет раз­личать предметы, очертания которых они видят нечетко.

По уровню физического развития дети с нарушением зре­ния во всех возрастных группах отстают от нормы. При нару­шении зрения наблюдается ограничение двигательной актив­ности ребенка, в результате чего возникает ряд вторичных от­клонений и не только в физическом развитии слепых и слабо­видящих. В частности, у них ослабляются познавательные про­цессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышле­ние), значительно снижены двигательные функции и качества.

При значительной или полной потере зрения нарушаются координация, выносливость, быстрота и ритм движений (от­ставание от нормы составляет 53%). В меньшей степени (на 8—12%) выражено отставание по показателям мышечной силы и скоростно-силовых качеств. Известно, что психическое раз­витие ребенка зависит от состояния моторики, отмечено, что именно движение непосредственно осуществляет практическую связь ребенка с окружающей средой, которая лежит в основе развития психических процессов. Дети с патологией органа зре­ния в большей степени нуждаются в мышечной деятельности, нежели дети с нормальным зрением. Не подлежит сомнению и тот факт, что эффективность лечения зрительной патологии наиболее высока у детей с высокой двигательной активностью.

Первостепенную важность с реабилитационных позиций имеет развитие адаптационно-компенсаторных возможностей слабовидящих детей, касающиеся как органа зрения, так и иных анализаторных систем, поэтому вся комплексная программа реабилитации детей-инвалидов по зрению должна строиться не только и не столько на учете утраченных функций, сколько на использовании сохранившихся резервов компенсации зритель­ного дефекта и возможности компенсации за счет других ана­лизаторов.

Слепота отрицательно сказывается на развитии всех сто­рон двигательной функции и особенно на регуляции движе­ния, на осуществлении самоконтроля при выполнении упраж­нений. В норме контроль и саморегулирование движений осу­ществляется с помощью зрения, которое играет ведущую роль в формировании двигательных умений и навыков. Зрительный контроль является решающим при выполнении упражнений в беге, прыжках, ходьбе на лыжах и др. В ряде физических уп­ражнений, не требующих зрительного контроля (упражнения на гибкость, силу и др.), слепые показывают относительно высокие показатели.

У слепых выработка двигательных действий по сравне­нию со зрячими происходит медленнее вследствие ограниче­ния возможностей внесения коррективов в общую структуру движений по ходу действия. Однако отсутствие зрения не ис­ключает возможности производить оценочные и контрольные операции с помощью мышечно-суставной чувствительности, осязания и вестибулярного анализатора. Роль того или иного анализатора в выполнении движений зависит от характера упражнений. Например, при выполнении силовых упражне­ний (поднятие тяжестей) зрительный анализатор не играет существенной роли. При выполнении упражнений на точность роль зрительного анализатора возрастает, так что некоторые упражнения выполняются с большими трудностями. При выключении зрения показатели функции равновесия снижа­ются более чем в 5—8 раз.

Приведенные сведения позволяют классифицировать все упражнений для совершенствования движений с учетом роли того или иного анализатора в их выполнении. Выделяют 3 груп­пы упражнений для слабовидящих: 1) упражнения, при выпол­нении которых ведущим является зрительный анализатор; 2) уп­ражнения, в которых ведущим является слуховой анализатор; 3) упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор. Для слепых: 1) упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор; 2) упражнения, в которых ведущим является слуховой (и вестибулярный) анализатор.

При реабилитации детей с нарушением зрения следует учи­тывать, что недостаточная двигательная активность приводит у них к снижению всех жизненно-важных функций организма: ухудшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, а также реакции иммунитета и об­шей работоспособности. По причине всех этих особенностей психофизического состояния слепых и слабовидящих вся сис­тема их физической реабилитации (воспитания) должна быть построена так, чтобы не только компенсировать зрительный дефект, но и улучшить физическое развитие, расширить дви­гательные возможности, улучшить здоровье и поднять общую работоспособность организма.

Формы занятий физическими упражнениями в школе и семье должны быть самыми разнообразными: 1) уроки физи­ческой культуры; 2) занятия в школьной секции по избранно­му виду спорта и ОФП; 3) УГГ; 4) физкультпаузы; 5) прогул­ки — пешие, велосипедные, лыжные; 6) бег в течение 10— 30 мин; 7) плавание, купание; 8) подвижные игры; 9) самосто­ятельные занятия доступным видом спорта; 10) специальные занятия для устранения недостатков физического развития или осанки; 11) участие в различных соревнованиях; 12) занятия ЛФК.

Дети ежедневно должны заниматься физическими упраж­нениями не менее 1—1,5 ч. На занятиях используются не толь­ко упражнения коррекционной направленности, но и направ­ленные на закрепление умения естественно двигаться (ходьба, бег, ориентирование в пространстве, управление своими дви­жениями), так как это особенно важно для слепых и слабови­дящих детей.

При проведении оздоровительно-реабилитационных заня­тий необходимо учитывать индивидуальные особенности орга­низма слепых и слабовидящих детей, их пониженные функ­циональные возможности, замедленность адаптации к физи­ческим нагрузкам. В зависимости от вида и глубины зритель­ной патологии, деформаций опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей, физические упражнения при­меняются в разной последовательности и дозировке. В зависи­мости от характера поражения органа зрения и соответственно возможностей применения всех или иных групп упражнений детей для занятий подразделяют на 2 группы: дети, имеющие близорукость с изменением глазного дна, подвывихи хруста­лика, косоглазие; дети с атрофией зрительного нерва, дально­зоркостью, с альбинизмом. Детям 1-й группы противопоказа­ны упражнения со значительными отягощениями (штанга, гиря и др.), ускорения, стойки на голове и руках, наклоны вперед из положения стоя на двух ногах, прыжки с предельной мощностью и т.п. Для детей 2-й группы эти упражнения не противопоказаны. Занятия ЛФК показаны ослабленным детям с низким уровнем физического развития, нарушениями осанки, низки­ми показателями физической подготовленности.

Основной формой ЛФК для детей-инвалидов по зрению являются занятия лечебной гимнастикой различной направлен­ности. Во-первых, это занятия ЛГ, направленные на совершен­ствование и коррекцию зрительных функций. В занятия необ­ходимо включать упражнения для развития пространственного восприятия, для тренировки зрительно-моторных реакций у детей, упражнения на развитие и коррекцию центрального и периферического зрения, специальные упражнения для трени­ровки глазодвигательного аппарата. Во-вторых, в реабилита­ционную программу слепых и слабовидящих детей необходи­мо включать занятия корригирующей гимнастикой. В-третьих, занятия, направленные на развитие общей физической подго­товки. Необходимо отметить особенность построения занятия ЛГ. В связи с тем, что у детей данного контингента слабо раз­вита адаптация к физическим нагрузкам, выработка условно-рефлекторных связей идет медленно, целесообразно увеличить продолжительность вводной части занятия до 35%, соответ­ственно основная часть составит 50 и заключительная — 15%.