logo search
С

6. Игры при заболеваниях внутренних органов (дыхательной, сердечнососудистой, пищеварительной систем)

Главная цель использования игр в реабилитации больных заболеваниями внутренних органов — активизировать функции дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, повысить эмоциональное состояние больных, создавая благоприятный фон для выздоровления. В качестве сопутствующей цели можно рассматривать повышение интереса через игровую деятельность к занятиям ЛФК. Игры, соответствующие лечебным задачам, показаны всем больным с учетом двигательного режима. Поскольку игры являются одной из разновидностей физических упражнений, то противопоказания к назначению игр те же, что и при назначении других средств ЛФК. На стационарном этапе применяются игры на месте и малоподвижные игры; на санаторном и поликлиническом — подвижные игры, эстафеты, спортивные игры с измененными правилами. По мнению Бонева, при подборе игр следует учитывать, что физическая эмоциональная нагрузка зависит от их характера, состязательного начала, вложенного в игру, ее продолжительности, от условий проведения игры и степени реакции играющих, от вида заболевания и его стадии, возраста и пола играющих, их двигательной культуры и предыдущих двигательных занятий, числа и равнозначности играющих или групп, принимающих участие в игре, а также от соблюдения правил каждой игры, исходного положения и ее выполнения.

При заболеваниях внутренних органов (с учетом тяжести болезни) игры могут включаться в занятия лечебной гимнастикой со второй недели пребывания больного в стационаре. Для лежащих больных целесообразно использовать игры на качество выполнения упражнений: с заболеваниями органов дыхания — надувание шариков, выдох через сжатые в трубочку губы («У кого тише или громче звук»); с заболеваниями сердечнососудистой системы— попеременное сгибание и разгибание пальцев кисти и стоп («День и ночь цветов»); с заболеваниями органов пищеварения — диафрагмальное дыхание («Чей купол выше»?). К малоподвижным играм этого этапа можно отнести подбрасывание и ловлю мяча на выдохе; имитацию гребли на байдарках — гимнастическая палка в руках; одновременное сгибание ног и подтягивание к груди в позе зародыша (ноги согнуты, стоят на постели). При язвенной болезни не применяется. Эти игры проводятся преимущественно лежа, сидя, реже — стоя. Главное в них — не уровень физической подготовки, а положительный эмоциональный фактор. Проводятся игры индивидуально или малогрупповым способом (в палате).

По мере улучшения состояния больных и перехода на санаторный этап реабилитации им предлагают подвижные игры с более высокими требованиями к функциональному состоянию различных систем организма, с частыми сменами положения тела. Проводятся они групповым способом и могут включать перебежки, подскоки, прыжки без состязательных задач. Учитывая определенные трудности в дозировке подвижных игр, необходимо контролировать состояние больных по субъективным признакам и уровню прироста ЧСС.

На поликлиническом этапе значительно расширяется возможность использования соревновательных игр-эстафет (забрасывание мяча в корзину, передача мяча в колонне и т. д.) и спортивных игр по упрощенным правилам. К последним относятся волейбол, настольный и большой теннис, бильярд, городки. Способ проведения в зависимости от вида игры — групповой или малогрупповой. На этом этапе игры могут использоваться как самостоятельное занятие.