Лекция №3
РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ.
Наиболее часто у детей встречаются ревматизм, пороки сердца, миокардит и функциональные нарушения в работе сердца.
Ревматизм.
Это инфекционно-аллергическое заболевание, при котором воздействие стрептококка группы «А» вызывает изменение в коллагеновой структуре сердечно-сосудистой системы. Заболевание характерно длительным циклическим течением, поражающим сердечную мышцу. Ревматизм является основной причиной приобретенных пороков сердца и инвалидности в детском возрасте.
Во время атаки ревматизм чаще всего поражается миокард, эндокард и реже перикард. Для ревматизма характерно высыпание гранулем в сердечной мышце. Если гранулемы высыпали в эндокарде, это приводит к деформации и нарушению функций клапанов сердца, что проявляется клинически в виде клапанного порока. Чаще всего поражается митральный клапан, реже - аортальный.
Система физической реабилитации делится (для детей в активной фазе ревматизма) на три периода: щадящий, функциональный и тренировочный.
Периоды физической реабилитации определяются степенью активности ревматического процесса, клиническим течением заболевания и функциональными возможностями сердечно-сосудистой системы.
Основные задачи физической реабилитации для детей в активной фазе ревматизма:
Организация двигательного режима детей.
Облегчение работы сердца путем активизации периферического кровообращения и функции дыхания.
Воспитание правильного дыхания диафрагмального типа.
Активизация обменных процессов в миокарде.
Постепенная тренировка сердечно-сосудистой системы.
Восстановление физической работоспособности детей.
Физическая реабилитация в первом периоде проводится в форме занятия лечебной гимнастикой и утренней гигиенической гимнастикой.
В занятиях лечебной гимнастикой применяются простые физические упражнения для малых и средних мышечных групп, с ограничением для крупных. Включаются дыхательные упражнения всех типов и паузы отдыха в виде релаксации мышц. Темп упражнений (медленный и средних). Продолжительность занятий лечебной гимнастикой - 15-20мин. Занятия проводятся в исходном положении - лежа.
Физическая реабилитация в функциональном периоде проводится в форме занятий лечебной гимнастикой и утренней гигиенической гимнастики.
В занятиях лечебной гимнастикой применяются упражнения для всех мышечных групп в медленном и среднем темпе. Включается тренировка в дозированной ходьбе. Занятия проводятся в исходных положениях лежа, сидя, стоя (ограничено). Продолжительность занятий - 20-25 мин.
Физическая реабилитация в тренировочном периоде проводится в форме занятий лечебной гимнастикой, утренней гигиенической гимнастик, дозированных прогулок. Занятия лечебной гимнастикой проводится в исходном положении стоя. Включается дозированная тренировка в подъеме и спуске с лестницы в сочетании с правильным дыханием. Продолжительность занятий 25-30 мин., темп упражнений медленный и средний.
Учитывая возрастные особенности детей в комплексы физических упражнений включаются упражнения на воспитание правильной осанки. Рекомендуется проводить в 3-м периоде физические упражнения игровым методом.
Нередко ревматизм у детей приводит к возникновению порока сердца. Однако у детей могут быть и врожденные пороки сердца. Число детей с врожденными пороками сердца составляют 8 на 1000, при этом у 35% у детей клиника врожденного порока начинает проявляться на первом году жизни. Из множества видов врожденных пороков наибольшее распространение имеет дефект межжелудочковой перегородки. Каждый вид порока сердца имеет особенности клинической картины. Общими симптомами являются: бледность, цианоз, одышка, тахикардия, шумы в сердце.
Лечение врожденных пороков может быть консервативным или оперативным. Во втором случае физическая реабилитация детей проводится в предоперационном и послеоперационном периоде по тем же задачам и принципам, которое были указаны выше.
Основные средства ЛФК: общеразвивающие упражнения в сочетании с дыхательными, упражнения на расслабление, упражнения для развития основных движений.
На занятиях ЛГ главным принципом проведения является принцип постепенности. Плавное повышение нагрузки в течение курса ЛФК с вовлечением в работу всех мышечных групп. Специальными являются упражнениями, активизирующие экстракардиальные факторы кровообращения - дыхательные упражнения динамического и статического характера, диафрагмальное дыхание, упражнения для мелких и средних мышечных групп.
При приобретенных пороках у детей методика физической реабилитации зависит от вида порока и степени компенсации или декомпенсации кровообращения и осуществляется в соответствии с положениями, описанными в главе 18. Отличие лишь в том, что при реабилитации детей важное место занимают игры и игровой метод, которые используются в любой части занятия.
Миокардит.
Миокардит-поражение сердечной мышцы воспалительно-дегенеративного характера. При данном заболевании поражаются мышечные волокна или соединительно-тканная строма. По характеру течения наиболее распространенными являются острый и подострый миокардит, возникающие как осложнения различных заболеваний вирусные инфекции (скарлатина, краснуха), ангина и т.д.
Дети больше, чем взрослые предрасположены к воспалительным заболеваниями сердечной мышцы.
Характер и тяжесть клинической картины при миокардитах зависят от степени и распространенности поражения миокарда, возраста ребенка, сопутствующих заболеваний. Отмечается одышка, бледность кожных покровов, слабость. При объективном обследовании пульс частый, малого наполнения. Характерным при данном заболевании является снижение АД.
Течение и реабилитационный период заболевания зависят от тяжести основного заболевания, реактивности организма, своевременного и правильного проводимого лечения. Благоприятный прогноз при скарлатине и краснухе. Дифтерийный миокардит протекает тяжело и нередко может явиться причиной летального исхода.
Лечение детей с миокардитом комплексное и направлено в первую очередь на устранение ведущего заболевания, вызвавшего развитие миокардита. Значительное место в реабилитации занимает ЛФК.
Задачи ЛФК для (детей-дошкольников):
Улучшение периферического и коронарного кровообращения, сократительной способности миокарда.
Активизация метаболизма миокарда и обмена веществ в целом.
Развитие и усиление экстракардиальных факторов кровообращения.
Совершенствование моторно-висцеральных рефлексов с целью развития компенсации и адаптации организма к физическим нагрузкам.
Улучшение психоэмоционального состояния больного ребенка.
Методика ЛФК определяется задачами лечебно-двигательных режимов на каждом периоде и этапе реабилитации.
Основная форма ЛФК занятия ЛГ, которые на постельном режиме проводятся индивидуально, на палатном (полупостельном) малогрупповым методом и на свободном режиме - групповым.
Средства ЛФК: физические упражнения с предметами и без предметов, естественные факторы природы, массаж.
Начиная со свободного режима в занятия ЛГ включаются велотренажер, игры. Учитывая возрастные особенности детей в комплекс ЛГ (начиная со 2-го периода) включаются упражнения на воспитание и закрепление навыков правильной осанки.
Лечебный массаж является эффективным средством активной функциональной терапии. Рекомендуется использование сегментарного и точечного массажа для устранение застойных явлений в малом и большом кругах кровообращения.
Проводится массаж паравертебральных зон спинномозговых сегментов (L1-L2, C7-C4), спины, шеи, вибрация 7-го шейного позвонка, сдавливание и растяжение грудной клетки, ее сотрясение, массаж верхних и нижних конечностей.
Функциональные нарушения (изменения) в работе сердца у детей.
При данных состояниях отсутствуют органические поражения миокарда. Имеющиеся нарушения функции сердца связаны с интенсивным ростом опорно-двигательного аппарата ребенка в период первого скелетного вытяжения (6-7 лет) или в период полового созревания.
При этом движущая функция сердца может быть сниженной или даже нормальной. Нередко единственным симптомом является появление шумов при аускультации сердца. В других случаях, наряду с этим, отмечается тахикардия, повышенная утомляемость и потливость.
Одним из эффективнейших средств нормализации деятельности организма ребенка, подростка являются занятия физическими упражнениями в различных формах: ЛГ, занятие физкультурой, спортом (после врачебного освидетельствования).
Занятия ЛГ проводятся в дошкольных учреждениях, школах, поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах и др.).
Задачами ЛГ являются:
Оказать общеукрепляющее воздействие на растущий организм.
Активизировать экстракардиальные факторы кровообращения.
Адаптировать ССС к постепенно возрастающим физическим нагрузкам.
Занятия проводятся малогрупповым методом, курсами по 1,5-2 мес. Используются ОРУ и ДУ в соотношении 4:1, диафрагмальное дыхание, упражнения для всех мышечных групп с предметами и без предметов, подвижные игры, плавание. В начале курса ЛФК преобладают и.п. - сидя, далее используются и.п. - стоя, в ходьбе. Количество повторений упражнения 6-8 раз.
Обязательными методическими условиями на занятии ЛГ с детьми при различных заболеваниях ССС является регистрация ЧСС до, после, в середине занятия и проведении тестовых проб. Ниже приводят данные о ЧСС для детей разного возраста.
Нормы ЧСС в покое для детей разного возраста.
Возраст | Показания | ЧСС |
|
| среднее | при брадикардии | при тахикардии |
период новорож- | 140 | 110 | 170 |
денности | (сохраняется до | конца первого ребенка | месяца жизни
|
к концу 1 года | 132 | 102 | 162 |
2-4 года | 115 | 90 | 140 |
4-6 лет | 106 | 86 | 126 |
6-8 лет | 98 | 78 | 118 |
8-10 лет | 88 | 68 | 108 |
10-12 лет | 80 | 60 | 100 |
Для пульса детей характерна аритмия, которая моделируется актом дыхания: на вдохе ЧСС учащается, на выдохе урежается.
- 1.2. Цели и задачи преподавания дисциплины.
- 1.3. Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе.
- 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплин.
- 2.1. Форма контроля.
- 2.2. Критерии оценки качества знаний студентов.
- 3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
- 4. Содержание дисциплины
- 4.1. Тематический план
- 4.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных (30 часов), лабораторных (60 часа), самостоятельная работа (102 часов)
- Раздел 1. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
- Тема 1. Физическая реабилитация при атеросклерозе и ишемической болезни сердца.
- Лекция №1 Физическая реабилитация при атеросклерозе
- Физическая реабилитацияпри ишемической болезни сердца
- Определение толерантности к физической нагрузке (тфн) и функционального класса больного ибс
- Методика физической реабилитации больных ибс на санаторном этапе
- Лабораторная работа №1
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при инфаркте миокарда.
- Лекция №2 физическая реабилитация при инфаркте миокарда
- Санаторный этап реабилитации больных
- Диспансерно-поликлинический этап реабилитации больных
- Лабораторная работа №2
- Лабораторная работа №3
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Физическая реабилитация при гипертонической болезни, гипотонической болезни и нейроциркулярной дистонии.
- Лекция №3 физическая реабилитация при гипертонической болезни (гб)
- Понятие о гипотонической болезни
- Понятие о нейроциркулярной дистонии (нцд)
- Лабораторная работа №4
- Лабораторная работа №5
- Самостоятельная работа
- Раздел 2. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях дыхательной системы.
- Тема 1. Физическая реабилитация при бронхиальной астме.
- Лекция №4 физическая реабилитация при бронхиальной астме
- Клинико-физиологическое обоснование применения средств физической реабилитации
- Средства физической реабилитации
- Лабораторная работа №6
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при эмфиземе легких.
- Лабораторная работа №7
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Физическая реабилитация при бронхите и бронхоэктатической болезни.
- Лабораторная работа №8
- Самостоятельная работа
- Тема 4. Физическая реабилитация при пневмонии, плевритах, пневмосклерозе.
- Лекция №5 физическая реабилитация при пневмонии
- Физическая реабилитация при плевритах
- Физическая реабилитация при пневмосклерозе
- Лабораторная работа №9
- Лабораторная работа №10
- Самостоятельная работа
- IX семестр
- Раздел 3. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях органов пищеварения.
- Тема 1. Физическая реабилитация при гастритах, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.
- Лекция №1
- Физическая реабилитация при гастритах
- Физическая реабилитация при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки
- Лабораторная работа №1
- Лабораторная работа №2
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при дисфункциях кишечника и желчевыводящих путей, энтероколитах и опущениях органов брюшной полости.
- Лекция №2 Воспалительные заболевания
- Дискинезии кишечника
- Дискинезии желчевыводящих путей
- Физическая реабилитация при опущении органов брюшной полости
- Лабораторная работа №3
- Лабораторная работа №4
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Физическая реабилитация при расстройствах обмена веществ.
- Лабораторная работа №5
- Самостоятельная работа
- Раздел 4. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях нервной системы.
- Тема 1. Физическая реабилитация при травматической болезни спинного мозга (тбсм).
- Лекция №3 Физическая реабилитация до 12 месяцев
- Принципы реабилитации в позднем периоде тбсм
- Методика физической реабилитации в позднем периоде тбсм
- Лабораторная работа №6
- Лабораторная работа №7
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при остеохондрозе позвоночника.
- Лекция №4 физическая реабилитация при остеохондрозе позвоночника
- Лабораторная работа №8
- Лабораторная работа №9
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Игры для больных при заболеваниях и повреждениях нервной системы.
- Лекция №5
- Лабораторная работа №10
- Самостоятельная работа
- X семестр
- Раздел 5. Средства и методы физической реабилитации в период беременности, в родах и послеродовый период.
- Тема 1. Особенности физической реабилитации в период беременности.
- Лекция №1
- Гимнастика в период беременности.
- Особенности методик физических упражнений в трех группах беременных женщин (по Поплавскому а.К).
- Основные задачи занятий физическими упражнениями в I триместре:
- Лабораторная работа №1
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация в родах и послеродовый период.
- Лабораторная работа №2
- Самостоятельная работа
- Раздел 6. Средства и методы физической реабилитации при заболеваниях и повреждениях у детей и подростков.
- Тема 1. Особенности физической реабилитации детей с врожденными аномалиями развития (врожденный вывих бедра, врожденная мышечная кривошея, врожденная косолапость, пупочная грыжа).
- Лекция №2 Врожденный вывих бедра.
- Лабораторная работа №3
- Лабораторная работа №4
- Самостоятельная работа
- Тема 2. Физическая реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы у детей.
- Лекция №3
- Лабораторная работа №5
- Лабораторная работа №6
- Самостоятельная работа
- Тема 3. Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания у детей.
- Лекция №4
- Частота дыхания у детей разного возраста и у взрослых в покое.
- Лабораторная работа №7
- Самостоятельная работа
- Тема 4. Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях нервной системы.
- Лабораторная работа №8
- Самостоятельная работа
- Тема 5. Подвижные игры в системе реабилитации детей.
- Лекция №5
- Лабораторная работа №9
- Лабораторная работа №10
- Самостоятельная работа
- 5. Перечень примерных контрольных вопросов к зачетам и экзамену по всему курсу
- 6. Примерная тематика рефератов, контрольных и курсовых работ, выпускных квалификационных работ
- 8. Рекомендуемая литература Основная
- Дополнительная