Тема 6. Анатомо-физиологические закономерности роста и развития.
1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ (цель занятия):
В ходе занятия студент должен:
знать: определения роста, развития, геронтологии, закономерности роста и развития в возрастном аспекте, возрастную периодизацию (по Ю.Е.Вельтищеву,1998)
анализировать и оценивать:анатомо-физиологические особенности развития детей и подростков.
В ходе самостоятельной работы студент должен обратить внимание: на особенности формирования систем организма в разные возрастные периоды
2. ВРЕМЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ – 2 часа
3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: специализированные учебные классы «Основы формирования здоровья», детская поликлиника №1 Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Тверской области "Городская Клиническая Больница № 6".
4. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ:
Проверка посещаемости - 2 мин.
Теоретическая часть: собеседование по теме занятия, корректировка знаний - 43 мин.
Перерыв – 10 мин
Текущий тестовый контроль знаний студентов, корректировка знаний - 30 мин.
Самостоятельная работа студентов по презентации «Анатомо-физиологические закономерности роста и развития» -15 мин.
Перерыв – 10 мин.
Защита рефератов и их обсуждение -40 мин.
Подведение итогов занятия и задание к следующему занятию – 5 мин.
5.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Вопросы для самоподготовки:
Поясните понятия «рост» и «развитие». В чем заключается их взаимосвязь?
Какие основные закономерности роста и развития детей Вы знаете?
Расскажите о периодах онтогенеза, отражающих этапы роста и развития (по Ю.Е.Вельтищеву, 1998).
Что вкладывают в понятия «акселерация» и «ретардация»?
Назовите основные морфофункциональные свойства, характерные для людей различных типов телосложения.
Содержание:
Рост и развитие ребенка. Закономерности роста и развития детей. Возрастная периодизация (по Ю.Е. Вельтищеву, 1998). Рост и развитие в возрастном аспекте. Понятия о телосложении и конституции.
- Тема 2: Требования к оформлению реферата, санитарного бюллетеня, лекции для детей
- I. Требования к составлению реферата
- II. Требования к проведению лекции
- III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
- IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
- VI.Санитарно-просветительная работа в учреждениях образования.
- Тема 3. История учения о здоровье.
- Тема 4. Здоровье и болезнь: подходы и понятия. Составляющие здоровья. Уровень здоровья и его оценка.
- Тема 5: Современные концепции формирования здоровья
- Тема 6. Анатомо-физиологические закономерности роста и развития.
- Рост и развитие
- Этапы роста и развития. Сенситивные и критические периоды развития.
- Рост и развитие детей в возрастном аспекте
- Темпы физического развития. Акселерация и ретардация
- Тема 7 Индивидуальное и общественное здоровье
- Тема 8 Роль наследственности в формировании здоровья человека
- Как в своей практической деятельности врач может оценить наследственность пациента?
- Тема 9. Биологические факторы риска. Грудное вскармливание.
- 5) Постнатальныйранний и 6) постнатальный поздний период развития ребенка:
- Тема 10. Социально-средовые факторы, определяющие здоровье человека. Микросоциальное окружение.
- Тема 11. Социально-средовые факторы, определяющие здоровье человека. Экология и здоровье человека. Законодательное решение проблем экологического неблагополучия среди населения.
- Тема 12. Образ жизни и здоровье человека. Основные составляющие здорового образа жизни (зож). Роль зож человека в сохранении и укреплении здоровья
- Тема 13. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Алкоголизм, наркомания, табакокурение. Основные характеристики и профилактика.
- Особенно уязвимой и беззащитной категорией являются дети.
- Меры по борьбе с табакокурением
- 5. Сколько курящих начинают курить в возрасте до 18 лет: а. 30%
- Тема 14. Профилактика и ее роль в сохранении и укреплении здоровья населения. Современные формы и методы профилактической работы с населением.
- Тема 15. Санитарно-гигиеническое воспитание населения по сохранению и укреплению здоровья: индивидуального, общественного и группового.
- Тема 16. Работа в фокус-группах по выбранной теме.
- Тема 17. Предметная олимпиада «Формирование здорового образа жизни детей и подростков» (имеется утвержденное на уровне Департамента здравоохранения Тверской области «Положение об олимпиаде»).
- Тема 18. Санитарно–просветительная работа в образовательных учреждениях
- Тема 19. Итоговое занятие
- 5.Оценочные средства аттестации по итогам освоения дисциплины (двухэтапный зачет)
- 1 Этап- тестовый контроль знаний
- 2 Этап- прием практических навыков
- 6.Оценка двухэтапного зачета:
- 7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- Справка