logo search
Осн здор обр жизн

3.9. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности

Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие цен­ности, получившие у студентов оценку огромного значения (от 69 до 93%). К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и чест­ность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа «преимуще­ственных ценностей» (от 63 до 66%) — хорошее телосложение и фи­зическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа цен­ностей получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значе­ния (от 35,5 до 59,2%). Она включает наличие материальных благ, ус­пехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими уп­ражнениями и спортом, хороший уровень развития физических ка­честв, интересный отдых. Четвертая группа ценностей названа «част­ными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение (от 17 до 28%) — знания о функционировании человеческого организ­ма, физическая подготовленность к избранной профессии, обществен­ная активность.

Полученные данные дают основание к суждению о наличии проти­воречия между абсолютной ценностью общих положений здорового образа жизни и конкретными ценностями его поддержания, в том числе профессионального здоровья. Их разрешение — одна из веду­щих задач в биосоциальном развитии студентов.

При рассмотрении соотношений общей и физической культуры студентов ответы респондентов на вопрос «Можно ли считать куль-

144

турным человека, не заботящегося о своем физическом состоянии?» выявили, что 21,9% считают это возможным, а 51% отрицают такую взаимосвязь, 27,9% — затрудняются в определении своей позиции.

Таким образом, менее половины студентов имеет определенные представления о тесной взаимосвязи общей и физической культуры в своем личностном развитии и в соответствии с этим принимают пове­денческие решения.

Суждения студентов о влиянии физической культуры на обще­культурное развитие личности в большей степени связаны с улучше­нием форм телесного и функционального развития. Заметное сниже­ние влияния физической культуры на другие стороны личности и ее деятельность обусловлены постановкой физического воспитания в вузе, недостаточной реализацией его гуманитарного содержания, нега­тивным опытом предшествующих занятий, воздействием ближайшего окружения и др.

Менее четверти студентов приобщено к регулярной физкультурно-спортивной деятельности на досуге. На этом фоне наблюдается недо­статочная эффективность пропаганды здорового образа жизни препо­давателями физического воспитания, медицинскими работниками.

Студенты выделяют среди факторов риска здоровью прежде всего злоупотребление алкоголем — 75,6%, курение — 73,5%, что отражает один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. Недостаток двигательной активности отмечен 39,9% студентов; загрязнение окру­жающей среды осознается 29,3% респондентов; на конфликты с окру­жающими указали 29,1%; на перегруженность учебно-профессиональ­ными и домашними обязанностями 7,9%.. В то же время напряженный режим учебного труда, как показывают многие исследования, — суще­ственный фактор возникновения астенических состояний студентов.

Что побуждает студентов поддерживать свое физическое состоя­ние? Уверенно чувствовать себя среди других людей, больше нравить­ся им, вызывать у них уважение» (68,1% опрошенных) и «получать удовольствие от двигательной деятельности, ощущать радость и кра­соту движений собственного тела, испытывать мышечную радость, чувствовать высокий мышечный тонус» (44,5% опрошенных). Это свидетельствует о гедонистическом характере физического совершен­ствования студентов. Очевидно, в приобщении к физической культуре необходимо обращать внимание на разнообразие ее эмоциональных, рекреативных эффектов. Стремление достигнуть высоких спортивных результатов престижно лишь для очень ограниченного круга сегод­няшних студентов (2,5% женщин и 6% мужчин). К сожалению, воз­можности физической культуры как средства поддержания работоспо­собности еще не получили должной оценки у студентов (менее четвер-

145

ти ответов). Такое положение вызвано, в частности, ограниченным об­разовательным потенциалом учебных занятий по физическому воспи­танию.

Среди причин невнимания к поддержанию своего физического со­стояния студентами отмечается нехватка времени (18,5% женщин и 41,6% мужчин) и отсутствие необходимого упорства, воли, настойчи­вости (17,5% женщин и 20,8% мужчин). Это свидетельствует о недо­статочной организованности и требовательности к себе студентов в ор­ганизации жизнедеятельности, где органично присутствуют и волевые начала.

Забота о своем физическом состоянии отличается у женщин и муж­чин. У женщин это проявляется в поддержании «внешних» форм со­стояния (пропорции телосложения — 27%, соотношение роста и массы тела — 54%, особенности фигуры); у мужчин отмечена забота о разви­тии мускулатуры — 61,2%, пропорций телосложения — 50%, физичес­ких качеств — 32—47%. Эти факты свидетельствуют о необходимости более дифференцированного подхода к методикам физического вос­питания для лиц разного пола.

Полученные данные говорят об отсутствии у большинства студен­тов активных усилий по поддержанию своего физического состояния. Даже в количественном отношении число случаев систематического использования необходимых средств для этой цели (6%) существенно уступает числу случаев пренебрежения этими средствами (70%). Про­стые и доступные средства — самомассаж, закаливание, аутогенная тренировка очень редко используются студентами, что свидетельствует о существенных изъянах в их образовательной подготовке! А нали­чие в арсенале средств регулирования физического состояния табака, алкоголя и даже наркотиков, с одной стороны, характеризует ограни­ченный выбор средств, с другой — говорит об отсутствии валеологического мышления и поведения у большинства студентов.

Во внеучебной деятельности физкультурно-спортивная активность студентов низка. Не участвуют в ней 60% женщин и 46% мужчин. В спортивных занятиях факультета задействовано лишь 36,5% женщин и 45,6% мужчин, а в сборных командах вуза участвуют — 3,5 и 8,4%.

Женщины предпочитают не слишком продолжительные по време­ни занятия (менее часа), но достаточно регулярные. Мужчинам нра­вятся более длительные по времени занятия, но проводимые пореже. К сожалению, при планировании двигательной деятельности в само­стоятельных занятиях и ее регулировании 57,5% женщин и 33,6% муж­чин не могут использовать каких-либо показателей — не хватает необ­ходимых знаний; от 24 до 37% ориентируются лишь на самочувствие.

146

Такой физиологический показатель, как частота пульса, практически не учитывается.

Путь к общекультурному развитию, а следовательно, и к здоровью начинается с овладения знаниями. Они опережают практику, указы­вают путь ее преобразования, превращают знания в элементы созна­ния, расширяя и перерабатывая их в убеждения. А убеждения строятся не столько на логическом характере знаний, сколько на их практичес­ком смысле.

Основной источник информации для студентов — занятия по фи­зическому воспитанию — теоретические и практические (38—51%). Заметно влияние средств массовой информации: газет, теле- и радио­репортажей (25—44%). Редко используется информация, полученная из специальной литературы, от посещения спортивных зрелищ (14— 23%). В качестве значимой студенты выделяют информацию о рацио­нальном питании, методике оздоровительного бега и ходьбы, а также самоконтроле в процессе занятий физическими упражнениями, мето­дике использования гимнастических и дыхательных упражнений, за­каливании, о вопросах регулирования половой жизни (от 60 до 87%). Повышенный интерес студентов к вопросам регулирования половой жизни отражает актуализацию одной из важных социально-биологи­ческих функций молодежи — репродуктивную.

Несколько ниже потребность в информации, связанной с исполь­зованием сауны, методиками аутогенной тренировки, нетрадицион­ных систем физических упражнений (йога, у-шу и др.), применением лекарств, витаминов, гомеопатических препаратов (от 36 до 59%).

Анализ полученной информации свидетельствует о мозаичности структуры знаний студентов, их недостаточной упорядоченности и взаимосвязи. Имеющиеся знания не обладают необходимым функци­ональным характером для использования в повседневной жизнедея­тельности, а студентам не хватает поисково-познавательной активнос­ти для их пополнения и расширения.