Тема 15. Лечение и профилактика острых респираторно - вирусных инфекций у детей.
Лечение и профилактика острых бронхитов и пневмоний у детей. Лечение и профилактика острого отита, тонзиллита и ангины у детей.
Самостоятельная работа. Работа студентов на участке (активные и первичные вызовы на дом, работа на приеме участкового врача и специалистов узкого профиля - по индивидуальному графику).
Цель занятия:
Изучить тактику ведения больных с острыми вирусными инфекциями дыхательных путей (грипп, парагрипп, аденовирусная инфекция, риновирусная инфекция т т.п.) в условиях первичного звена здравоохранения.
Студент должен:
знать:
Общую характеристику болезни, ее место в общей структуре инфекционных заболеваний.
Этиологию, свойства возбудителя, имеющие эпидемиологическое значение.
Механизм развития и проявления эпидемического процесса.
Классификацию, клинические симптомы, особенности клинических проявлений в возрастном аспекте.
Исходы, последствия болезни, возможные осложнения.
Основные и вспомогательные методы лабораторного исследования, их диагностическую ценность.
Лечение больных с данными инфекциями.
Организацию и основные противоэпидемические мероприятия в очаге в детских коллективах.
понимать:
Основы ранней диагностики ОРВИ: клинико-эпидемиологической и лабораторной.
Организацию стационара на дому.
Показания к госпитализации.
Правила забора материала для лабораторного исследования в условиях поликлиники.
Методы обследования в условиях поликлиники.
Проведение противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции.
Профилактика и лечение ОРВИ в домашних условиях.
Оказание неотложной помощи на догоспитальном этапе.
Правила выписки и допуска в детские учреждения после перенесенных инфекций.
Сроки диспансерного наблюдения за детьми, перенесшими ОРВИ.
Профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия, проводимые в период реконвалесценции.
уметь:
Собрать анамнез инфекционного больного и эпидемиологический анамнез.
Обосновать диагноз на основании клинических и эпидемиологических данных.
Назначить лечение больному на дому.
Оказать неотложную помощь на догоспитальном этапе.
Выписать рецепты.
Назначить лечебное питание.
Наметить план профилактических мероприятий в очаге.
Провести текущую и заключительную дезинфекцию в очаге.
Организовать стационар на дому.
Оформить направление для стационарного лечения, в бактериологическую лабораторию.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Вопросы для самоподготовки:
В каких показателях проводится расчет инфекционной заболеваемости?
Характеристика типов и вариантов часто и длительно болеющих детей.
Расчёт показателей заболеваемости, диспансеризации.
Тактика ведения ЧДБ в условиях поликлиники.
В каких показателях проводится расчет младенческой смертности и в том числе от инфекционных болезней?
Дифференциальная диагностика и принципы лечения ОРВИ на участке. Показания к госпитализации.
Показания к госпитализации инфекционных больных и способы их транспортировки.
Основная медицинская документация в поликлинике.
Обязанности участкового врача и медсестры по предупреждению распространения инфекционных заболеваний.
Противоэпидемические мероприятия в очагах капельных инфекций.
Содержание:
Инфекционная патология у детей занимает ведущее место, на ее долю приходится более 90% всей заболеваемости детей до 18 лет. В последние годы при многих заболеваниях лечение все чаще и чаще проводится на дому. Острота взаимодействия между микро- и макроорганизмом, развертывающаяся в течение относительно короткого промежутка времени, скорость проявления и нарастания патологических изменений требует от педиатра соответствующей быстроты терапевтических мероприятий, правильное проведение которых в ряде случаев может сыграть решающую роль еще до установления точного диагноза. Поэтому подготовка врача-педиатра по раннему выявлению инфекционных больных, их лечению, проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий в условиях первичного звена здравоохранения будет способствовать снижению заболеваемости и младенческой смертности.
Ключевые положения
Острые респираторные заболевания (ОРЗ) - этиологически разнородная группа инфекционных болезней, имеющих сходные эпидемиологические и клинические характеристики.
Типичная клиническая картина ОРЗ характеризуется воспалением слизистых оболочек респираторного тракта с гиперпродукцией секрета и активацией защитных реакций дыхательного эпителия с последующим удалением избытка секрета.
Выделяют острые заболевания верхних дыхательных путей (ОРЗ/ВДП) - воспаление слизистых оболочек, расположенных выше голосовых связок (ринит, синусит, фарингит, тонзиллит, отит), и острые заболевания нижних дыхательных путей (ОРЗ/НДП) - поражение дыхательного тракта ниже голосовых связок (ларингит, трахеит, бронхит, пневмония)
Острые респираторные заболевания (ОРЗ) - этиологически разнородная группа инфекционных болезней дыхательных путей, имеющих сходные механизмы развития и много общих клинических черт. Эта группа включает в себя инфекции, вызываемые как вирусами, в основном, респираторными, так и пневмотропными бактериями, в т.ч. нередко вегетирующими в дыхательных путях.
К ОРЗ не принято относить редкие специфические инфекции, вызывающие острые поражения органов дыхания, такие как чума, сибирская язва, сальмонеллез, а также актиномикоз, хотя, например, хламидийные инфекции, включая орнитоз, легионеллез и микоплазмоз, относят к этой группе. Не входят в группу ОРЗ аллергические заболевания дыхательных путей, а также микобактериальные инфекции.
В отсутствие характерных клинических черт вызвавшей ОРЗ вирусной инфекции принято использовать термин «острая респираторно-вирусная инфекция (ОРВИ)». Во многих случаях, однако, вполне возможно и по клиническим данным с большой долей вероятности говорить о роли того или иного вируса. В этих случаях (как и при выявлении вируса) диагноз ОРВИ уместно расшифровать или дополнить указанием на грипп, аденовирусную, РС-вирусную или иную инфекцию
Поскольку диагноз ОРВИ (как и конкретной вирусной инфекции) обозначает лишь этиологию болезни, его следует дополнять указанием на клинический синдром, обусловленный инфекцией. Во многих случаях ОРВИ протекает с признаками поражения только верхних дыхательных путей (ОРЗ/ВДП); в подобных случаях диагноз должен звучать как «ОРВИ, ринит (фарингит, тонзиллит)». У больных с поражением нижних дыхательных путей (ОРЗ/НДП) соответствующие синдромы (ларингит, трахеит, бронхит) должны в обязательном порядке фигурировать в диагнозе. Чаще всего эти формы поражения есть проявление респираторной инфекции (вирусной, микоплазменной, хламидийной), поэтому их неправомерно считать осложнением ОРЗ.
В тех случаях, когда на фоне характерного для ОРВИ катарального синдрома возникает бактериальная инфекция, формулировать диагноз надлежит следующим образом: «ОРВИ, осложненная средним отитом (синуситом, пневмонией и т.д.)». Хотя правила ВОЗ по формулированию диагноза позволяют опускать упоминание об ОРВИ при наличии пневмонии или другой бола серьезной патологии органов дыхания, на практике полезно включать в диагноз и ОРВИ, если имелись е симптомы. Следует помнить, однако, что далеко не все бактериальные инфекции органов дыхания являются осложнением ОРВИ.
Эпидемиология
Ключевые положения:
Заболевания респираторного тракта составляют до 90% всей инфекционной патологии в детском возрасте.
В 2000 году заболеваемость гриппом на 100 тысяч детей в возрасте до 14 лет составила 5253,4 случаев, из них у детей в возрасте до 1 года -2362, 1-2 лет - 4408, 3-6 лет - 5013.
Наиболее высокая заболеваемость острыми респираторными заболеваниями (ОРЗ) наблюдается среди детей первых 3-х лет жизни.
Заболеваемость ОРЗ выше в городах по сравнению с сельской местностью, а также в зонах с высоким уровнем промышленного загрязнения атмосферного воздуха и у детей, начавших посещать детские дошкольные учреждения.
Этиология острых респираторных заболеваний
Ключевые положения:
Основными возбудителями ОРЗ у детей являются различные вирусы, имеющие, как правило, высокую тропность к определенным отделам дыхательных путей и способствующие их колонизации бактериями.
Бактерии, являющиеся причиной развития ОРЗ, а также атипичные микроорганизмы от больных детей выделяют реже; некоторые из них встречаются в дыхательных путях и у здоровых детей, то есть относятся к условно-патогенной флоре.
Чувствительность возбудителей ОРЗ к антибактериальным препаратам различна у внебольничных и нозокомиальных (госпитальных) штаммов, что необходимо учитывать при назначении эмпирической этиотропной терапии.
ОРЗ вирусной этиологии, протекающие без бактериальных осложнений, не требуют назначения антибиотиков.
Для достоверного определения этиологии ОРЗ у конкретного больного необходимо учитывать, наряду с результатами лабораторного исследования, клинические данные.
- Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Порядок оказания педиатрической помощи
- Правила организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала кабинета врача-педиатра участкового
- Стандарт оснащения кабинета врача-педиатра участкового
- Правила организации деятельности детской поликлиники (отделения)
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала детской поликлиники (отделения)
- Стандарт оснащения детской поликлиники (отделения)
- 1. Кабинет здорового ребенка детской поликлиники (отделения)
- Разделы работы участкового педиатра:
- Дети, подлежащие обязательной консультации заведующего педиатрическим отделением:
- Основная медицинская документация в поликлинике (амбулатории).
- Примерная схема годового отчета участкового врача:
- Тема 2. Экспертиза временной нетрудоспособности в педиатрической практике. Биоэтика в педиатрии.
- Форма №095/у, справка о временной нетрудоспособности
- Освобождение от физкультуры
- Медицинская справка в бассейн (справка формы 1)
- Заключение клинико-экспертной комиссии (кэк)
- Академический отпуск
- Форма №027/у, выписной эпикриз, медицинская выписка из истории болезни амбулаторная и/или стационарная (из поликлиники и/или из больницы)
- Персона врача
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Организация работы детской поликлиники.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 3. Оценка факторов, определяющих здоровье.
- Тема 4. Оценка физического развития
- Общий порядок (алгоритм) определения физического развития (фр):
- 2.Определение биологического возраста ребенка по зубной формуле (до 8 лет) и по уровню полового развития (с 10 лет).
- 3.Освоение практических умений
- 4.Перечень тем рефератов для студентов
- Тема 5. Оценка нервно-психического развития детей 1-4 года жизни.
- 1.Оценить нервно-психическое развитие ребенка:
- 2.Освоение практических умений:
- Тема 6. Оценка функционального состояния и резистентности. Хронические заболевания и пороки развития, как критерии, характеризующие здоровье.
- 1. Преобладающее эмоциональное состояние:
- Тема 7.Суммарная оценка критериев здоровья. Группы здоровья.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Основы формирования здоровья детей.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 8. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники.
- Дородовый врачебный патронаж
- Социальный анамнез
- Генеалогический анамнез Заключение по генеалогическому анамнезу
- Биологический анамнез
- Заключение по антенатальному анамнезу: (подчеркнуть)
- Общее заключение по дородовому патронажу
- Рекомендации
- Листок первичного врачебно-сестринского патронажа новорожденного
- Тема 9. Диспансерный метод в работе педиатра. Диспансерное наблюдение здоровых детей от рождения до 18 лет.
- Диспансерное наблюдение за ребенком на первом году жизни
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров
- 2.Понимание студентом полученных знаний по теме занятия:
- Тема 10. Принципы диспансеризации детей с хроническими заболеваниями.
- Тема 11. Задачи и работа врача отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях (дшо).
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении предварительных медицинских осмотров
- Подготовка детей к поступлению в школу.
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении
- Приложения основная медицинская документация в дду и школе.
- Факторы, определяющие готовность детей к обучению в школе, следующие:
- Тема 12.Реабилитация детей, общие принципы организации и частные вопросы.
- Организация санаторно-курортной помощи детям.
- Стационарзамещающие технологии в современной педиатрии.
- Штаты дневного стационара детской поликлиники:
- Дневной стационар детской поликлиники (оснащение)
- Задача №1
- Задача №2
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Профилактическая работа участкового врача.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 13.Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний в условиях первичного звена.
- Национальный календарь профилактических прививок
- Тема 14. Диагностика, лечение и профилактика воздушно-капельных инфекций на педиатрическом участке.
- Тема 15. Лечение и профилактика острых респираторно - вирусных инфекций у детей.
- Клиническая классификация орз (в.Ф.Учайкин, 1999)
- Общие положения о лечении орви
- Алгоритм (протокол) лечения орз у детей
- 3.Дифференциальная диагностика острой пневмонии – с бронхитами, бронхиолитами, респираторными аллергозами, нарушениями проходимости дыхательных путей, туберкулезом.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Противоэпидемическая работа участкового врача:
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 16. Основные методы неотложной терапии на догоспитальном этапе.
- Первичная сердечно-легочная реанимация у детей
- Тема 17. Диагностика, первичная врачебная помощь, тактика педиатра при ургентных состояниях.
- Лихорадка и гипертермический синдром
- Судорожный синдром
- Острый стенозирующий ларинготрахеит
- 3.При I степени стеноза:
- 4.При нарастании явлений стеноза (I-II степень, II-III степени):
- 5. При III-IV степени стеноза:
- Задача №1
- Задача №2
- В. 1.Инвагинация кишечника.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Неотложная терапия на догоспитальном этапе.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 18. Проведение промежуточного контроля знаний и умений студентов по дисциплине «поликлиническая педиатрия».
- Критерии допуска студента к курсовому зачету:
- Примеры заданий курсового зачета по поликлинической педиатрии.
- Критерии оценки студента на практическом занятии и по результатам самостоятельной работы
- Методические указания для самостоятельной работы студентов
- I. Требования к составлению реферата
- II. Требования к проведению лекции
- III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
- IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
- V.Санитарно- просветительная работа в учреждениях образования (по теме реферата)