6. Особенности коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими дцп
Коррекционная работа с детьми, страдающими церебральным параличом, должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность деятельности специалистов разного профиля.
Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи для восстановления моторных функций организма, обеспечение ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду.
Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев.
Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.
Существует несколько основных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом.
1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция (развитие) всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.
2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни можно выявить патологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая, и в частности логопедическая работа с детьми нередко начинается после 3-4-х лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Раннее выявление патологии доречевого и раннего речевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития находится ребенок.
3. Организация работы в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется основной для данного возраста вид деятельности. В младенческом возрасте (до 1 года) ведущий вид деятельности – эмоциональное общение со взрослыми; в раннем возрасте (от) года до 3 лет) – предметная деятельность; в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) – игровая деятельность; в школьном возрасте – учебная деятельность.
4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития.
5. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка. В силу значительной роли семьи, ближайшего окружения в процессах становления личности ребенка необходима такая организация микросреды, которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители – основные участники педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебно-воспитательное учреждение. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества. Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, уверенность в своих силах. Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию, к своим возможностям. В зависимости от реакции и поведения родителей ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя, в свое одиночество.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте являются:
-
развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;
-
стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия и стереогноза). Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;
-
развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
-
формирование математических представлений;
-
развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом;
-
воспитание навыков самообслуживания и гигиены.
Главным результатом коррекционной работы педагога и других специалистов с ребенком с опорно-двигательными нарушениями должна стать его полноценная интеграция в общество.
- Семинар: особенности образования детей с сенсорными и двигательными нарушениями план
- 1. Группы детей с сенсорными нарушениями (дети глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие)
- 2. Специальное образование слабослышащих
- 3. Образование детей и подростков с нарушениями зрения
- 4. Сурдопедагогика и тифлопедагогика как составные части специальной педагогики
- 5. Психофизическое развитие детей с детским церебральным параличом
- 6. Особенности коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими дцп
- Вопросы и задания для самоконтроля