logo search
Учебно-метод

Основы лечебного массажа__________________________________ физическая реабилитация при заболеваниях

СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ_______________________________

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ_____

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ__________________________________

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В ХИРУРГИИ, ТРАВМАТОЛОГИИ И ОРТОПЕДИИ.________________________________________________________

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В КЛИНИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ТРАВМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ПЕРЕФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ._________________________________________________________

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В АКУШЕРСТВЕ И ГИНЕКОЛОГИИ__

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В ПЕДИАТРИИ_______________________

МЕТОДЫ ВРАЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ._______________________________________________________________

Перечень вопросов к итоговому контролю:_____________________

Тесты для контроля текущего уровня знаний____________________________

ЛИТЕРАТУРА.___________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ

Спортивная медицина – это наука, которая является составной частью системы охраны здоровья в сфере физической культуры, спорта и призвана определять состояние здоровья, физическое развитие и функциональное состояние организма физкультурников и спортсменов, а также осуществлять профилактику, диагностику и лечение заболеваний и повреждений, связанных с занятиями физкультурой и спортом. Спортивная медицина изучает позитивное и негативное влияние физических нагрузок различной интенсивности (от гипокинезии до гиперкинезии) на организм здорового и больного человека с целью определить оптимальную физическую активность для улучшения и укрепления здоровья, повышения уровня функционального состояния, роста спортивных достижений, а также профилактики и лечения заболеваний.

Основными направлениями являются: врачебный контроль за занимающимися физической культурой и спортом, общая и специальная патология при физкультурной и спортивной деятельности, физиология и гигиена спорта, функциональная спортивная морфология, спортивная биохимия, травматология и кардиология, эндокринология, фармакология, спортивная медицина детей и подростков и др.

Физическая реабилитация – это использование с лечебной и профилактической целью физических упражнений и природных факторов в комплексном процессе восстановления здоровья, физического состояния и трудоспособности больных и инвалидов. Она является важной составляющей медицинской реабилитации и применяется на всех её периодах, этапах в социальной и профессиональной реабилитации. Среди методов физической реабилитации основной её частью является лечебная физическая культура Лечебная физическая культура – самостоятельная научная медицинская дисциплина, использующая средства физической культуры для лечения, профилактики и реабилитации больных различными заболеваниями.

В основу теории лечебной физкультуры положены достижения физиологии, биологии, биофизики, биохимии, гигиены и клинической медицины (И.А.Сеченов, И.П.Павлов, А.А.Ухтомский, Н.Е.Веденский, С.П.Боткин, И.Я.Мудров, Г.А.Захарьян, Г.Ф.Ланг и др.). Это позволило глубже подойти к пониманию терапевтического значения физических упражнений и способствовало обоснованию их использования в клинической практике.

Основные положения и методика лечебной физкультуры разработаны отечественными учеными В.Н. Мошковым, С.М. Ивановым, А.А. Лепорским, М.М. Саркизовым-Серазини и др. Наибольший терапевтический эффект наблюдается при использовании лечебной физкультуры при различных функциональных нарушениях, а также в начальных стадиях патологического процесса

Дозированная тренировка физическими упражнениями приспосабливает сердечнососудистую систему и весь организм больного к возрастающей физической активности, проводит коррекцию физиологических механизмов, что приводит к функциональной адаптации больного. В процессе тренировки возникают функциональные и морфологические изменения в организме. Физические упражнения активизируют физиологические процессы, стимулируют регенеративную способность, существенно влияют на течение морфологических процессов.

Как лечебный метод лечебная физкультура может быть использована при различной патологии для получения наилучшего терапевтического эффекта. Использование лечебной физкультуры в лечебных учреждениях позволит уменьшить разрыв между клиническим выздоровлением и функциональным восстановлением больного.

Настоящее учебное пособие ставит своей задачей помочь студентам медицинского факультета усвоить необходимый минимум знаний, умений и навыков по спортивной медицине, физической реабилитации и лечебной физкультуре.

ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ

Определение спортивной медицины как клинической дисциплины. История и основные направления спортивной медицины. Актуальные вопросы оптимизации двигательной активности человека на современном этапе.

Понятие о врачебном контроле.

Физическая культура (ФК) является составной частью общей культуры общества, представляющей собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе общественного исторического развития.

Составные части физической культуры: большой спорт; оздоровительная физическая культура; лечебная физкультура.

Одной из проблем 20 века все еще остается гипокинезия, являющаяся причиной многих заболеваний человека. Она существенно снижает устойчивость организма к вредным влияниям среды. Из данных возрастной физиологии и биохимии известно, что уровень обменных процессов в каждом возрастном периоде определяется особенностями работы скелетной мускулатуры. Организм, который больше находится в движении, обладает и большими функциональными возможностям. Необходимо шире использовать физическую культуру для повышения резистентности по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды, для расширения защитных и адаптационных способностей организма.

Попытки использовать физические упражнения для укрепления здоровья человека и лечения заболеваний относятся к глубокой древности. Об этом имеются упоминания в литературных источниках древних культур Востока, Греции и Рима. Взгляды на значение движений для здоровья человека и лечения болезней зависели от уровня развития народной медицины, представлений о здоровье и болезни, профилактике и даже философских позиций мыслителей и врачей различных общественно-экономических формаций.

В Индии элементы физической культуры являлись составной частью религиозно-философских и гигиенических представлений. Одна из древнейших систем физической культуры Индии хатха - йога основана на выполнении своеобразных статических упражнений и поз, обозначаемых как поза лотоса, кобры, саранчи, лука и др. Мышечное усилие или расслабление мышц в йоге сочетается с выработкой определенных психологических установок, в основе которых лежат самососредоточение, вплоть до выработки состояния транса.

Греческая культура придавала большое значение физическому совершенству человека и физическому воспитанию детей и воинов (V-IV век до н.э.). В древней Греции впервые были проведены Олимпийские игры (776 до н.э.). В Греции существовала и медицинская гимнастика, основателем которой считается Геродик (V век до н.э.). Позднее Гиппократ (460-377 г.г. до н.э.) привнес в греческую гимнастику определенные гигиенические знания и понимание лечебной дозы физических упражнений для больного человека.

Следующий крупный этап исторических знаний по физической культуре связан с именем таджикского врача и ученого средневековья Авиценны (980-1037). Он прославился на Востоке и Западе благодаря созданию «Канона медицинских наук», в котором отражены его представления о значении физических упражнений в сохранении здоровья человека на протяжении всей жизни.

Исторические предпосылки сыграли определенную роль в формировании дисциплин, изучающих медицинские аспекты физкультуры и спорта, начало которых уже относится к 20 веку. Начало спортивной медицины современного мира можно отнести к 1911 г., когда в Европе на всемирной гигиенической выставке впервые появился раздел гигиены физических упражнений. Международная ассоциация врачей по спортивной медицине была создана в 1928 г. в Амстердаме на 1 международном конгрессе, проходившим во время Олимпийских игр. Ассоциация ставила задачей содействие научным исследованиям в этой области, сотрудничество с организациями по видам спорта.

Врачебный контроль (ВК) представляет собой самостоятельную медицинскую дисциплину, изучающую влияние физических упражнений и спорта на здоровье, физическое развитие и функциональные возможности физкультурников и спортсменов.

ВК вместе с физиологией, биохимией, гигиеной физических упражнений и спорта, со спортивной травматологией и спортивной кардиологией составляет сравнительно новую отрасль знаний – спортивную медицину (СМ).

История ВК тесно связана с развитием физической культуры и спорта, медицинской наукой. Основоположниками ВК в нашей стране были профессора П.Ф. Лесгафт (1837-1901), В.Е. Игнатьев (1867-1927) и В.В. Гориневский. П.Ф. Лесгафт - анатом, биолог, педагог и общественный деятель. Его труды в области истории и методики физического воспитания имеют очень большое значение для развития науки о физическом воспитании. В.Е. Игнатьев – врач, деятель в области физического воспитания. Он написал много работ по уходу за телом, физическому воспитанию и закаливанию. В.В. Гориневский – профессор, врач, педагог, ученик, и продолжатель идей Лесгафта о единстве физического, умственного и нравственного воспитания, автор многих научных работ по вопросам физического воспитания, закаливания и гигиены детей. В 1922 году при главной военной школе физического образования Гориневский создал курсы по физической культуре для врачей, затем в Московском институте физической культуры, создал первую кафедру врачебного контроля и научный отдел, впоследствии на его базе был создан Научно-исследовательский институт физической культуры. В дальнейшем проблемы ВК разрабатывали П. Летунов, Р.Е. Мотылянская, А.Г. Дембо, Н.Г. Граевская, Д.Ф. Дешин и др.

Большую роль для развития спортивной медицины сыграла деятельность известных ученых Украины, которые еще до начала Великой Отечественной войны разрабатывали актуальные вопросы врачебного контроля на занятиях физическими упражнениями и спортом. Так профессор Кончаровская О.В. в Киевском институте физической культуры, а потом профессор Стовбун В.Т. в Киевском институте усовершенствования врачей выявили важные особенности деятельности сердца спортсмена с помощью новых для того времени методов электрофоно- и секторокардиографии. Профессор И.П. Калистов выявил важные особенности травматизма спортсменов, а доцент М.Е.Тесленко в Харькове предложил простейшую функциональную пробу для массовых исследований. Далеко за пределами Украины известны исследования академика Г.В.Фольборта, его учеников по физиологии восстановительного периода и физиологических механизмах состояний тренированности и перетренированности (академик В.В.Фролькис, профессора О.В.Кончаровская, М.Я.Троян, Л.Я.Евгеньева)

Работы академика Н.М.Амосова и профессора И.В.Муравова дали значительный толчок исследованиям оздоровительного направления физической культуры и спорта и способствовали разработке методов количественной диагностики здоровья, которые позволяют объективно оценивать результативность любых оздоровительных методов (профессора Г.Л Апанасенко, С.А.Душанин, Л.Я.Иващенко, В.В.Клапчук., О.Я.Пирогова, В.А.Шаповалова).

Важное значение для системы оздоровительного физического воспитания детей - как здоровых, так и с отклонениями в состоянии здоровья - имели многолетние исследования профессоров Е.С.Вильчковского, О.Д.Дубогай, В.С.Язловецкого и др.