Клиническая классификация орз (в.Ф.Учайкин, 1999)
Этиология | Критерии диагностики | Форма тяжести | Критерии оценки тяжести | Характер течения |
Грипп А,В,С.
Аденовирусная инфекция.
Парагрипп, RS – инфекция.
Риновирусная инфекция.
Хламидийная и микоплазменная инфекции.
Бактериальная (пневмококк, гемофильная инфекция, стафилококки и др.) |
Эпидемический подъем заболеваемости. Специфическая гриппозная интоксикация (гипертермия, озноб, головокружения, головные и мышечные боли). Возможны: сегментарный отек легких, синдром крупа, геморрагический отек легких.
Выраженные катаральные явления. Гиперплазия лимфоидных образований ротоглотки. Слабовыраженная лимфоаденопатия. Катарально-фолликулярный, особенно пленчатый коньюктивит.
Синдром крупа, грубый лающий кашель, шумное стенотическое дыхание, осиплость голоса с остролихорадящим состоянием. Клиническая картина бронхита и обструктивного синдрома.
Неудержимая риноррея прислабовыраженном катаре дыхательных путей.
Продолжительный субфибриллитет, упорный кашель, последовательное поражение бронхиальной системы вплоть до малосимптомных (атипичных) пневмоний.
Гнойный фарингит, гнойный ринит, гнойный тонзиллит, гнойный бронхит, эпиглотит и др. (выраженный болевой синдром при кашле, глотании, гнойные выделения из носа, гнойная мокрота). |
Легкая, включая стертые и субклинические
Среднетяжелая
Тяжелая. Гипертоксическая (только при гриппе) |
Температура до 38,5°С. Симптомы инфекционного токсикоза слабо выражены или отсутствуют.
Температура в пределах 38,5-39,5°С. Инфекционный токсикоз выражен умеренно: слабость, головная боль. Возможны: круп, сегментарный отек легких, абдоминальный синдром и др.
Температура 40,0-40,5°С. Головокружение, бред, судороги, галлюцинации, рвота. Менингоэнцефалитический синдром. Гемморагический синдром |
Гладкое, без осложнений.
С возникновением вирусоассоциированных осложнений (энцефалит, серозный менингит, невриты, полирадикулоневриты и др.)
С возникновением бактериальных осложнений (пневмония, гнойнонекротический ларинготрахеобронхит, отит и др.)
|
Острые респираторные заболевания вызываются большим числом возбудителей - с учетом отдельных серотипов их насчитывается около 300. Значительная часть микробной флоры постоянно вегетирует в верхних отделах дыхательных путей, вызывая заболевание при попадании в более глубокие их отделы (чему чаще всего способствует вирусная инфекция) или при инфицировании новым для человека серотипом. Большинство вирусных ОРЗ возникает также под влиянием экзогенной инфекции у ребенка, не имеющего антител к возбудителю, хотя некоторые вирусы способны персистировать в организме, вызывая заболевание при ослаблении защитных механизмов, например, при переохлаждении или инфицировании другим вирусом.
ВИРУСНЫЕ ОРЗ
Общее число вирусов и их серотипов, вызывающих ОРЗ, достигает 180, и на их долю приходится 95% всех случаев острых поражений дыхательных путей у детей. Спектр вирусных возбудителей ОРЗ представляют: вирусы гриппа и парагриппа, респираторно-синцитиальный (PC) вирус, адено-, рино-, корона-, энтеровирусы. Практически все вирусы вызывают клинически сходную симптоматику - катаральные явления, насморк и кашель на фоне повышенной температуры. Однако многие из вирусных агентов вызывают более или менее характерные синдромы, позволяющие с достаточной долей вероятности предположить этиологию инфекционного заболевания по клиническим данным (табл. 1).
Таблица 1.
Клинические синдромы при поражении дыхательных путей вирусной этиологии у детей
Возбудитель
| Основные синдромы поражения верхних дыхательных путей | Другие синдромы | Эпидемиология |
Грипп
| Ринофарингит, круп с лихорадкой | Бронхит, пневмония
| Эпидемии зимой каждые 1-2 (А) или 3-5 (В) лет |
Парагрипп
| Ринофарингит, круп
| Трахеобронхит, пневмония Бронхиолит у грудных детей | Эпидемии осенью каждые 2 года |
Респираторно-синцитиальный вирус
| Ринофарингит, у грудных детей с лихорадкой, у более старших часто афебрильный
| Бронхиолит у грудных детей, пневмония, обострение бронхиальной астмы
| Ежегодные эпидемии, чаще весной
|
Аденовирусы
| Ринофарингит, фарингит с налетами или без них, фаринго-конъюнктивит, лихорадка, гастроэнтерит | Бронхит, пневмония, бронхиолит, облитерирующий бронхиолит | Эпидемии, подъемы заболеваемости каждые 4-5 лет |
Риновирусы
| Ринофарингит с лихорадкой или без нее | Бронхиолит у грудных детей
| Эндемичны, с пиком заболеваемости осенью и весной |
Вирусы ECHO
| Ринофарингит у грудных детей, ЕСНО-экзантема | Менингит
|
|
Коксаки А
| Фарингит, герпангина. Геморрагический конъюнктивит Синдром кисть-стопа-рот | Экзантемы, поражения ЦНС, миокардит Гепатит, лимфаденит
| Эндемичны с пиком заболеваемости летом и ранней осенью |
Коксаки В
| Фарингит без налетов
| Эпидемическая миалгия, миоперикардит |
|
Коронавирусы человека
| Ринофарингит с лихорадкой или без нее, чаще у детей старше 1 года | Редко поражение нижних дыхательных путей
| Эпидемии зимой и в начале весны
|
БАКТЕРИАЛЬНЫЕ ОРЗ
Основными бактериальными возбудителями ОРЗ являются условно-патогенные пневмотропные микроорганизмы, являющиеся частью обычной флоры дыхательных путей. Частота колонизации условно-патогенными микроорганизмами и вызываемые ими основные клинические синдромы представлены в табл. 2.
ПРОЧИЕ ВОЗБУДИТЕЛИ
Острые заболевания органов дыхания могут быть обусловлены и другими, более редкими возбудителями, хотя в этих случаях более уместен этиологический диагноз, а не просто констатация ОРЗ.
Вирус кори вызывает выраженные катаральные явления, но может вызывать и пневмонию, хотя в большинстве случаев речь идет о пневмонии, вызванной бактериями.
Возбудитель коклюша - Bordetellapertussis- вызывает специфическое воспаление в слизистой оболочке бронхов, сопровождающееся характерным кашлем.
К категории редких относится грибковая инфекция дыхательных путей, практически наблюдаемая только у детей с клеточным иммунодефицитом - как первичным, так и обусловленным лекарственной иммуносупрессией. Чаще других этиологическим фактором является Candidaalbicans- возбудитель молочницы грудных детей.
Pneumocystiscariniiсчитается представителем примитивных грибов, инфекция протекает бессимптомно, к возрасту 4 лет инфицируется до 75% детей. У иммуно-компрометированных лиц (ВИЧ-инфекция, комбинированная форма первичного иммунодефицита, глубокая недоношенность) пневмоцисты вызывают пневмонию.
Таблица 2.
Клинические синдромы при поражении дыхательных путей бактериальной этиологии у детей.
Возбудитель
| Основные синдромы поражения дыхательных путей
| Другие синдромы
| Эпидемиология
|
Streptococcus pneumoniae | Отит, синусит, пневмония, конъюнктивит | Менингит
| Носительство у 16% здоровых детей раннего возраста, заболевания учащаются зимой и весной |
Streptococcus haemolyticus | Тонзиллит (чаще у детей старше 5 лет), отит | Пневмония, рожа, импетиго
| Учащение тонзиллита весной
|
Haemophilus influenzae капсульная | Эпиглоттит, пневмония
| Менингит, фасциит
| Носительство у 5% детей раннего возраста
|
Haemophilus intluenzae бескапсульная
| Синусит, отит, конъюнктивит
| Пневмония
| Носительство: менее 10% у детей до 6 мес, 30-60% у детей 2-6 лет
|
Moraxella catarrhalis
| Отит, синусит (в основном, у получавших ранее антибиотики)
| Пневмония у недоношенных детей
| Большинство штаммов выделяет лактамазу, чаще вызывает заболевания у детей, получавших антибиотики |
Staphylococcus aureus
| Отит, гнойный синусит, пневмония
| Часто - внутрибольничные инфекции, в т.ч. устойчивые к метициллину | Носительство (вход в нос, влажные участки тела) у детей 1-го года до 90%, в раннем возрасте - 30-50% |
Mycoplasma pneumoniae | Ринофарингит, бронхит, конъюнктивит | Атипичная пневмония (дети старше 5 лет) | Пик заболеваемости осенью, учащение каждые 5 лет |
Chlamidophilla trachomatis | Конъюнктивит, бронхит, пневмония у детей 0-6 мес | Генитальная инфекция у подростков | Перинатальное инфицирование грудных детей, половое - у подростков |
Chlamidophilla pneumoniae | Фарингит, тонзиллит, лимфаденит, бронхит | Пневмония, отит | Носительство у 5% детей, чаще в коллективах |
Chlamidophilla psittaci | Пневмония
|
| Заражение от инфицированных птиц |
Чувствительность возбудителей инфекций дыхательных путей к антибактериальным препаратам
При оценке лекарственной чувствительности респираторных патогенов необходимо различать внебольничные заболевания и инфекции, развившиеся в стационаре - внутрибольничные, а также на фоне или вскоре после лечения антибиотиками. В первом случае можно ожидать чувствительные формы возбудителей, во втором - резистентные. Спектр чувствительности основных возбудителей ОРЗ к оральным антибиотикам, наиболее часто используемым при лечении этих инфекций, приведен в табл. 3.
Таблица 3.
Спектр чувствительности основных возбудителей бактериальных ОРЗ к наиболее часто используемым оральным антибактериальным препаратам
Препараты | Streptococcus pneumoniae | Streptococcus pyogenes | Haemophilus influenzae | Moraxella catarrhalis
| Микоплаза, хламидии |
При внебольничных инфекциях; у больных, не получавших ранее антибиотики
| |||||
Амоксициллин | +++
| +++
| +++
| +
| --
|
Феноксиметил-бензатин-пенициллин
| +++
| +++
| --
| --
| --
|
Азитромицин
| +++
| +++
| +++
| +++
| +++
|
Макролиды
| +++
| +++
| --
| +++
| +++
|
Доксициклин (старше 8 лет)
| +++
| +++
| ++
| --
| +++
|
Цефалексин, Цефадроксил
| ++
| +++
| --
| --
| --
|
Ко-тримоксазол
| --
| +
| --
| --
| --
|
У ранее получавших (в течение 1 мес до болезни) антибиотики больных
| |||||
Амоксициллин/клавуланат
| +++
| +++
| +++
| +++
| --
|
Цефуроксим-аксетил
| +++
| +++
| +++
| +++
| --
|
Цефаклор
| ++
| +++
| ++
| +
| --
|
Система защиты дыхательных путей и механизмы формирования воспалительного процесса
Ключевые положения:
Важнейшим механизмом очищения слизистой оболочки респираторного тракта является мукоцилиарный клиренс, при помощи которого производится удаление мокроты.
Одним из ведущих защитных рефлексов является кашель, способствующий удалению из дыхательных путей мокроты и инородных частиц.
Под термином «обструкция бронхов» понимают комплекс проявлений, возникающих в результате генерализованного сужения просвета бронхов.
В основе патогенеза ОРЗ лежит воспаление слизистой оболочки в ответ на внедрение инфекционного агента, приводящее к снижению санирующей и эвакуационной функций реснитчатого эпителия.
В ответ на инфекционную агрессию происходят сосудистые изменения, обусловленные вазодилятацией, увеличением проницаемости сосудов и экссудацией, что приводит к отеку ткани, высвобождению медиаторов воспаления и изменению состава секрета.
Механизмы формирования воспалительного процесса при острых респираторных заболеваниях.
Медиатором, инициирующим острую фазу воспаления, является интерлейкин-1 (ИЛ-1, эндогенный пироген). Он синтезируется фагоцитирующими клетками и тканевыми макрофагами. ИЛ-1 стимулирует секрецию простагландинов, амилоидов А и Р, С-реактивного белка, гаптоглобина, α1-антитрипсина и церулоплазмина, инициирует продукцию Т-лимфоцитами интерлейкина-2 и усиливает экспрессию клеточных рецепторов к нему, усиливает пролиферацию В-лимфоцитов, секрецию антител и экспрессию мембранногоIg-рецептора. Наряду с ИЛ-1 и простагландинами в развитии воспаления участвуют лейкотриены, которые вызывают спазм гладкой мускулатуры и отек слизистых оболочек (они являются компонентами медленно реагирующей субстанции анафилаксии - МРСА).
Источником простагландинов и лейкотриенов является арахидоновая кислота, образующаяся из фосфолипидов клеточной мембраны. Под действием циклооксигеназы (ЦОГ) из арахидоновой кислоты синтезируются простагландины, тромбоксан и простациклин. Под действием липооксигеназы (ЛОГ) из арахидоновой кислоты образуются лейкотриены.
В нормальных условиях активность процессов метаболизма арахидоновой кислоты строго регламентируется физиологическими потребностями организма в простагландинах, простациклине, тромбоксане и лейкотриенах. При воспалительном повреждении клеток под действием токсинов и ферментов микроорганизмов резко активизируется фосфолипаза А2. Это приводит к повышенному синтезу арахидоновой кислоты и усилению активности ЦОГ и ЛОГ с последующим образованием в высоких концентрациях простагландинов воспаления (РgЕ1) и лейкотриенов. Одновременно с этим в поврежденных тканях в результате дегрануляции нейтрофилов, базофилов, эозинофилов, тканевых макрофагов повышается концентрация таких биологически активных веществ, как брадикинин, гистамин, свободные радикалы кислорода и N0, которые также участвуют в ранних стадиях воспаления (рис.1).
- Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Порядок оказания педиатрической помощи
- Правила организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала кабинета врача-педиатра участкового
- Стандарт оснащения кабинета врача-педиатра участкового
- Правила организации деятельности детской поликлиники (отделения)
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала детской поликлиники (отделения)
- Стандарт оснащения детской поликлиники (отделения)
- 1. Кабинет здорового ребенка детской поликлиники (отделения)
- Разделы работы участкового педиатра:
- Дети, подлежащие обязательной консультации заведующего педиатрическим отделением:
- Основная медицинская документация в поликлинике (амбулатории).
- Примерная схема годового отчета участкового врача:
- Тема 2. Экспертиза временной нетрудоспособности в педиатрической практике. Биоэтика в педиатрии.
- Форма №095/у, справка о временной нетрудоспособности
- Освобождение от физкультуры
- Медицинская справка в бассейн (справка формы 1)
- Заключение клинико-экспертной комиссии (кэк)
- Академический отпуск
- Форма №027/у, выписной эпикриз, медицинская выписка из истории болезни амбулаторная и/или стационарная (из поликлиники и/или из больницы)
- Персона врача
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Организация работы детской поликлиники.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 3. Оценка факторов, определяющих здоровье.
- Тема 4. Оценка физического развития
- Общий порядок (алгоритм) определения физического развития (фр):
- 2.Определение биологического возраста ребенка по зубной формуле (до 8 лет) и по уровню полового развития (с 10 лет).
- 3.Освоение практических умений
- 4.Перечень тем рефератов для студентов
- Тема 5. Оценка нервно-психического развития детей 1-4 года жизни.
- 1.Оценить нервно-психическое развитие ребенка:
- 2.Освоение практических умений:
- Тема 6. Оценка функционального состояния и резистентности. Хронические заболевания и пороки развития, как критерии, характеризующие здоровье.
- 1. Преобладающее эмоциональное состояние:
- Тема 7.Суммарная оценка критериев здоровья. Группы здоровья.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Основы формирования здоровья детей.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 8. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники.
- Дородовый врачебный патронаж
- Социальный анамнез
- Генеалогический анамнез Заключение по генеалогическому анамнезу
- Биологический анамнез
- Заключение по антенатальному анамнезу: (подчеркнуть)
- Общее заключение по дородовому патронажу
- Рекомендации
- Листок первичного врачебно-сестринского патронажа новорожденного
- Тема 9. Диспансерный метод в работе педиатра. Диспансерное наблюдение здоровых детей от рождения до 18 лет.
- Диспансерное наблюдение за ребенком на первом году жизни
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров
- 2.Понимание студентом полученных знаний по теме занятия:
- Тема 10. Принципы диспансеризации детей с хроническими заболеваниями.
- Тема 11. Задачи и работа врача отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях (дшо).
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении предварительных медицинских осмотров
- Подготовка детей к поступлению в школу.
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении
- Приложения основная медицинская документация в дду и школе.
- Факторы, определяющие готовность детей к обучению в школе, следующие:
- Тема 12.Реабилитация детей, общие принципы организации и частные вопросы.
- Организация санаторно-курортной помощи детям.
- Стационарзамещающие технологии в современной педиатрии.
- Штаты дневного стационара детской поликлиники:
- Дневной стационар детской поликлиники (оснащение)
- Задача №1
- Задача №2
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Профилактическая работа участкового врача.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 13.Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний в условиях первичного звена.
- Национальный календарь профилактических прививок
- Тема 14. Диагностика, лечение и профилактика воздушно-капельных инфекций на педиатрическом участке.
- Тема 15. Лечение и профилактика острых респираторно - вирусных инфекций у детей.
- Клиническая классификация орз (в.Ф.Учайкин, 1999)
- Общие положения о лечении орви
- Алгоритм (протокол) лечения орз у детей
- 3.Дифференциальная диагностика острой пневмонии – с бронхитами, бронхиолитами, респираторными аллергозами, нарушениями проходимости дыхательных путей, туберкулезом.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Противоэпидемическая работа участкового врача:
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 16. Основные методы неотложной терапии на догоспитальном этапе.
- Первичная сердечно-легочная реанимация у детей
- Тема 17. Диагностика, первичная врачебная помощь, тактика педиатра при ургентных состояниях.
- Лихорадка и гипертермический синдром
- Судорожный синдром
- Острый стенозирующий ларинготрахеит
- 3.При I степени стеноза:
- 4.При нарастании явлений стеноза (I-II степень, II-III степени):
- 5. При III-IV степени стеноза:
- Задача №1
- Задача №2
- В. 1.Инвагинация кишечника.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Неотложная терапия на догоспитальном этапе.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 18. Проведение промежуточного контроля знаний и умений студентов по дисциплине «поликлиническая педиатрия».
- Критерии допуска студента к курсовому зачету:
- Примеры заданий курсового зачета по поликлинической педиатрии.
- Критерии оценки студента на практическом занятии и по результатам самостоятельной работы
- Методические указания для самостоятельной работы студентов
- I. Требования к составлению реферата
- II. Требования к проведению лекции
- III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
- IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
- V.Санитарно- просветительная работа в учреждениях образования (по теме реферата)