logo search
Meditsina

5. Модели организации здравоохранения, основные принципы российской системы здравоохранения, основные уровни здоровья.

При большом разнообразии национальных и исто­рических особенностей, имеющих место в различных странах мира, существует пять основных, устойчи­вых моделей здравоохранения,принципиально отли­чающихся друг от друга степенью вмешательства го­сударства, формой собственности производителей медицинских услуг, степенью охвата населения про­граммами государственной поддержки, источниками финансирования.

Организация национальных систем здравоохране­ния на негосударственной (частной) основе.К таким моделям относятся системы без существенной госу­дарственной поддержки малоимущих категорий граж­дан, основанные на простых законах потребительско­го рынка. Объем медицинской деятельности формируется путем саморегулирования платежеспособного спроса и предложения. Неимущее население не имеет досту­па к квалифицированной медицинской помощи. В развитых странах мира такие системы существо­вали до конца XIX века. Производители медицинских услуг были представлены независимыми частными врачебными практиками, а участие государства сво­дилось к обеспечению необходимых противоэпиде­мических мероприятий и минимальных санитарных условий в местах общественного пользования, а так­же ряде мер по изоляции и лечению больных, пред­ставляющих опасность для общества (инфекционных, психиатрических и т. п.). В настоящее время такие си­стемы существуют только в ряде наименее развитых стран Азии и Африки.

Организация национальных систем здравоохране­ния на негосударственной основе с государственным регулированием программ обязательного медицин­ского страхования для отдельных категорий граждан. В эпоху раннего капитализма, когда, с одной стороны, развитие получили сложные медицинские технологии (полост­ная хирургия, наркоз, рентген и т. п.) и потребовались коллективные действия для проведения комплексного лечения (развитие частных больниц и госпиталей, спе­циализация персонала), а с другой стороны, покрытие затрат на лечение стало проблемой для большинства на­селения. В этот период важным был процесс создания касс взаимопомощи, больничных касс, развитие част­ного страхового дела. Принцип общественной солидар­ности, используемый страховыми сообществами, был особенно удобен для людей, существовавших на зар­плату и не имевших больших капиталов. В этот период постепенно уси­ливалась роль государства в формировании законода­тельной правовой базы, начали вводиться элементы обязательного медицинского страхования для отдель­ных категорий граждан. Некоторые изменения этой формы здравоохранения в США коснулись определен­ных групп, которым медицинская помощь оказывает­ся бесплатно или на льготных условиях: государственным служащим, ветеранам войн, неимущим, лицам старше 65 лет, психическим больным.

В любом случае государственная поддержка при такой модели не носит всеобщего характера, а взаи­моотношения между производящей, финансирую­щей, контролирующей и потребляющей сторонами основаны на свободном выборе, независимости, дву­сторонних договорных обязательствах. При этом объем и номенклатура обслуживания основаны на конкуренции и рыночной саморегуляции спроса и предложения.

Значительная часть населения не имеет гарантиро­ванной медицинской помощи. Особенностью системы является необоснованный объем затрат (13—18% от ВВП), тенденция к перепотреблению медицинской по­мощи имущими слоями населения, отсутствие эффек­тивных регуляторов цен и объемов медицинской дея­тельности.

В настоящее время подобные системы существуют в США, большинстве арабских, африканских и ряде латиноамериканских стран.

Организация национальных систем здравоохране­ния на негосударственной основе с государственным регулированием программ всеобщего обязательного медицинского страхования.Более современная и со­вершенная модель всеобщего обязательного медицин­ского страхования зародилась в конце XIX века в Гер­мании и получила развитие в период после 1-й мировой войны, в 50-е годы в большинстве европейских стран. Основной характеристикой такой модели является то, что государство с целью обеспечения гарантиро­ванной медицинской помощью большинства населе­ния (за исключением самых богатых) посредством за­кона обязывает всех работодателей и самих граждан в обязательном порядке отчислять часть дохода на ме­дицинскую страховку, а производителей медицинских услуг обеспечивать население медицинской помощью в рамках государственных нормативов (программы ОМС) при посредничестве страховых организаций.

Таким образом, имея рыночную структуру здраво­охранения, представленную независимыми частными производителями, страховыми компаниями, не изымая средств у работодателей и граждан, но, обязав их осу­ществлять платежи на правах свободного выбора, государство обеспечивает потребности населения в меди­цинской помощи посредством закона, само при этом непосредственно в производстве услуг не участвуя.

Государственные органы управления здравоохра­нением в основном выполняют функции экспортно-аналитических и арбитражных служб при муниципа­литете, реализуют отдельные государственные и тер­риториальные программы и занимаются вопросами санитарно-эпидемиологического благополучия.

Внедрение общенациональных систем обязатель­ного медицинского страхования в большинстве разви­тых стран мира позволило обеспечить их население га­рантированной медицинской помощью, повысить эф­фективность здравоохранения и резко ограничить затраты.

По эффективности здравоохранение, основанное на принципах обязательного медицинского страхова­ния (8— 12% от ВВП) уступает только государственным системам (государственное медицинское страхование и государственное здравоохранение).

Организация национальных систем здравоохра­нения на основе всеобщего государственного меди­ко-социального страхования.После второй мировой войны ряд ведущих стран мира, переняв у Советского Союза эффективные принципы государственного ре­гулирования, но, сохранив и частный сектор элитных и дополнительных услуг, построили страховые моде­ли, которые существенно отличаются от «классичес­кой» схемы обязательного медицинского страхования и которые можно характеризовать как модели госу­дарственного медицинского страхования.

Характеристикой такой модели является то, что го­сударство непосредственно координирует всю верти­каль взаимоотношений и само обеспечивает производ­ство медицинских услуг всему населению. А значит, в функции государственных органов управления за­кладывается ответственность за сбор средств. Это, в свою очередь, подразумевает наличие отраслевой на­логовой инспекции по сбору средств, полное управле­ние финансами, четкую систему госзаказа, наличие госсектора и муниципального — с государственным статусом производителя медуслуг (или, как практикуется, например, в Японии, с некоммерческим принци­пом оплаты деятельности ЛПУ по фиксированным це­нам, при которых они практически работают как госу­дарственные). Отсюда — конкретные программы по объемам, затратам и жесткие регуляторы этих объе­мов. И, соответственно, совершенно конкретные обя­зательства для всех граждан.

Система государственного страхования является наиболее экономичной и рациональной моделью в ор­ганизации медицинского обслуживания населения по тем направлениям, которые берет на себя государство (6 — 9% от ВВП). Фактически это модель XXI века для стран, где стремятся ограничить расходы, не потеряв в эффективности и качестве.

В некоторых странах (Великобритания, Италия, Ис­пания) бесплатная помощь оказывается только на ос­новных этапах курса лечения, а условия ее предостав­ления (комфортность, очередность) существенно от­личаются от условий частной медицины. Поэтому там, помимо системы медицинского обслуживания в пре­делах государственного страхования (ГМС) широко представлен приватный сектор и программы ДМС, ис­пользующие негосударственную лечебную базу. В других странах добровольное медицинское страхо­вание почти не развито (Япония) или вообще отсутст­вует (Канада).

Организация национальных систем здравоохране­ния на основе монопольной государственной модели. Монопольная государственная система здравоохране­ния, существовавшая в бывшем СССР и странах соци­алистического содружества, основывалась на распоря­дительно-распределительном принципе управления. Такая система была ориентирована на централизован­ный механизм формирования бюджета отрасли, орга­низацию материально-технического и лекарственного обеспечения на основе госзаказа и фондового снабже­ния по фиксированным ценам, формирование и раз­витие лечебной сети в соответствии с государственны­ми нормативами по штатам, ресурсам, заработной пла­те и т. п.

Особенностью таких систем являлось монопольное построение структуры лечебной сети, стандартизация медицинской помощи без возможностей предоставле­ния дополнительных платных услуг и элитного гости­ничного обслуживания (за исключением партийной и хозяйственной элиты), отсутствие конкурентной среды и экономических стимулов в работе медицин­ского персонала.

Финансирование медицинской деятельности осу­ществлялось исключительно из госбюджета, причем бюджет не зависел от реальных налоговых поступле­ний и взносов от каждой конкретной территории, т. е. существовала система единого заказчика медицин­ской помощи в лице государства.

Исходя из этого, система управления здравоохра­нением не требовала отдельной независимой структу­ры заказчика, отвечающего за сбор средств и интере­сы населения на каждой территории и фактически бы­ла представлена только вертикалью исполнителя, включающей федеральный (Минздрав), территори­альный (облздрав), местные органы управления и уч­реждения здравоохранения.

Основные принципы российской системы здра­воохранения.

§ соблюдение прав человека и гражданина в обла­сти охраны здоровья человека;

§ приоритет профилак­тических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи;

§ социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

§ от­ветственность органов государственной власти и уп­равлений предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Уровни охраны здоровья

Федеральный уровень

Министерство здравоохранения - высший орган управления здравоохранением. Его возглавляет министр, назначаемый премьер-министром после утверждения кандидатуры в Государственной Думе.

Министерство устанавливает политику здравоохранения в России и официально сохранило право следить за региональным здравоохранением и исполнением решений в сфере здравоохранения субъектами Российской Федерации. Однако расширение полномочий местных властей, и прежде всего их право формировать собственный бюджет,означает, что министерство больше не может рассчитывать на исполнение своих указаний.

Структура Министерства здравоохранения Российской Федерации часто меняется: объединяют и создают новые департаменты, их функции перераспределяют.

Бюджет Министерству здравоохранения устанавливает Министерство финансов. Из своего бюджета Министерство здравоохранения финансирует научно-исследовательские институты, клиническую деятельность Российской академии медицинских наук, научные центры и медицинские учебные учреждения. Медицинские учреждения федерального значения содержат около4% коечного фонда страны.

Министерство здравоохранения и его учреждения в настоящее время получают лишь незначительную часть государственных средств, отводимых на здравоохранение, примерно 5%.

Региональный уровень

Руководящие органы этого уровня управляют здравоохранением в субъектах Российской Федерации. До введения обязательного медицинского страхования (ОМС) (см. ниже) в 1993 г. власти субъектов Российской Федерации полностью распоряжались финансированием своего здравоохранения. Позже оно отчасти отошло в ведение учрежденных территориальных фондов ОМС. Однако медицинское страхование введено не полностью, и пока власти субъектов Российской Федерации и местные власти обеспечивают здравоохранение примерно на две трети, а потому все еще играют важную роль в управлении здравоохранением. Субъекты Российской Федерации обязаны обеспечивать выполнение федеральных целевых программ, прежде всего направленных на контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой и борьбу с социально значимыми инфекционными заболеваниями, но отчитываться перед Министерством здравоохранения не обязаны. После децентрализации власти в первой половине и середине 1990-х гг. региональные власти стали достаточно самостоятельными. В одних субъектах Российской Федерации департаменты здравоохранения активно участвуют в разработке реформ, контроле за качеством медицинского обслуживания и других начинаниях, в других - особенной активности не проявляют.

Медицинское обслуживание на региональном уровне обычно осуществляют больница общего профиля примерно на1000 коек и детская больница на 400 коек, при которых имеется амбулаторное отделение. Лечиться в такой больнице может любой житель субъекта Российской Федерации. Имеются также региональные специализированные медицинские учреждения- инфекционные, туберкулезные, психиатрические и прочие. Региональными являются около четверти учреждений первичного медицинского обслуживания и свыше 70%диагностических центров.

Местный уровень

Местные власти многих крупных городов активно участвуют в реформах здравоохранения, а вот власти сельских районов чаще исполняют обязанности, больше похожие на обязанности руководства центральной районной больницы. По принятому в 1995 г. закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местные власти не отвечают перед региональным руководством, но должны выполнять указы Министерства здравоохранения. В такой ситуации управлять здравоохранением в стране сложно: программы и реформы, которые исходят от региональных властей, для местных властей не обязательны. Последние обязаны только обеспечить местное население медицинским обслуживанием, в объеме, указанном в законах. На деле же очень часто по взаимной договоренности местное здравоохранение переходит под руководство регионального министерства здравоохранения.

В городах, как правило, имеется городская многопрофильная больница для взрослых на 250 коек и детская городская больница на 200 коек. Кроме того, имеется городская скоропомощная больница, инфекционная и туберкулезная больницы на 700 коек, родильные дома, психиатрические и неврологические больницы (некоторые находятся в региональном подчинении) и другие специализированные стационары. Большинство учреждений первичного медицинского обслуживания, поликлиники и некоторые диагностические центры тоже являются учреждениями городского подчинения.

Медицинские учреждения сельских районов обычно представлены центральной больницей примерно на 250коек, которая часто действует и в качестве поликлиники. В некоторых районах больницы меньше - включают около 100 коек. Имеются также поликлиники, амбулатории и фельдшерские медицинские пункты.