logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

Что такое причина?

По мере того, как наркотики «завоёвывали мир» и становились всё более очевидными отрицательные последствия их употребления, в отношении к ним появились два противоположных взаимоисключающих подхода:

1) полный запрет (как это имеет место в отношении алкоголя в индуизме, буддизме, исламе);

2) допустимость употребления, но с ограничениями разной степени – от жёстких до либерально-попустительских.

Такая политика свидетельствует о том, что у разных народов и цивилизаций нет единого понимания проблемы употребления этих веществ.

Известно: чтобы решить проблему, необходимо разобраться в её причинах, что и делается, прежде всего, на уровне обыденного сознания с тех пор, как появилась сама проблема.

Нередко приходится сталкиваться со смешением понятий причины и следствия. Любопытный пример приводит в своей лекции «Русский крест» профессор В. Г. Жданов. Его сосед четвертый раз за год попал в вытрезвитель. На вопрос, как он дошёл до такой жизни, сосед ответил, что виновата жена, которая вызвала милицию, и те забрали его в вытрезвитель. Здесь явное смешение понятий причины и следствия. На самом деле причина попадания соседа в вытрезвитель в том, что он в очередной раз напился, дебоширил и доведённая до отчаяния жена вызвала милицию, которая и забрала его в вытрезвитель. Так что вытрезвитель – это следствие в данной ситуации, а не наоборот.

Также путают причину и поводы: «выпил потому, что был праздник». Лучше всех, наверное, об этом сказал шотландский поэт Роберт Бернс:

Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, праздник, встреча, проводы.

Крестины, свадьба и развод,

Мороз, охота, Новый год,

Выздоровленье, новоселье,

Печаль, раскаянье, веселье,

Успех, награда, новый чин

И просто пьянство – без причин

(перевод С. Я. Маршака).

Часто говорят, что люди взрослые пьют от горя, от радости, от тяжёлой жизни, а подростки, например, пробуют наркотики потому, что любопытные, любят риск, плохо воспитаны и т. п. Так о каких же причинах идёт речь?

Причинность в современной философии понимается как генетическая связь между явлениями, при которых одно явление, называемое причиной, при наличии определённых условий с необходимостью порождает другое явление, называемое следствием.

Признаки причинности:

  1. Отношения порождения или производства. Причина не просто предшествует следствию, но его порождает.

  2. Временная асимметрия. Причина предшествует следствию, а не наоборот.

  3. Необходимость – независимо от локализации в пространстве и времени следствие наступает. Закон причинности гласит: равные причины всегда порождают равные следствия.

  4. Пространственная и временная непрерывность – причина и следствие есть цепь событий во времени и пространстве.

Современная философия требует рассматривать причину во всей полноте. Составляющие полной причины: специфическая (собственно причина), кондициональная (факторы или условия), реализаторская или пусковая. Это значит, что для того, чтобы понять какое-либо явление, необходимо рассмотреть всю цепочку: собственно причину, затем факторы или условия, способствующие её запуску, затем запуск причины.1