Деонтологический аспект деятельности патопсихолога
Успешное проведение патопсихологического исследования во многом зависит от отношений, складывающихся в процессе его между исследующим и больным. Понятно, что не может быть единого шаблона, по которому бы эти отношения строились, имеют значение много факторов — особенности личности больного, его психическое состояние, задача исследования и соответственно отношение к нему обследуемого, особенности личности патопсихолога, его культура, такт, проявляемое им внимание к обследуемому, попавшему впервые в жизни в необычную для себя ситуацию, и т. д. Многообразие этих факторов является причиной возможности различных вариантов контакта, устанавливаемого при патопсихологическом исследовании. Если факторы, обусловленные состоянием больного и его индивидуальными свойствами, не подвержены в достаточной мере нашему влиянию и могут лишь учитываться патопсихологом при выработке тактики поведения, то требования к личности психолога могут быть сформулированы достаточно четко.
Так, исследующий должен быть высококультурным человеком, с широким кругом интересов помимо своей профессиональной эрудиции, тактичным, выдержанным, деликатным, терпимым к чужому мнению, доброжелательно настроенным по отношению к обследуемому. Исследование ни в коей мере не должно носить характер экзамена, при котором экзаменатор не скрывает удовольствия при виде допущенной экзаменуемым ошибки. Чаще всего в процессе опыта исследующий должен сохранять невозмутимость, бесстрастность. Допускаемые больным ошибки могут анализироваться в беседе с ним, но только в порядке обсуждения мотивов, которыми руководствовался в своем суждении обследуемый. Принципиально неправильно лишь регистрировать ошибки и не искать обусловившую их причину. Часто во время опыта патопсихолог убеждается в том, что ошибочное суждение было случайным и не находит подтверждения в материалах дальнейшего проведения исследования. Поспешно ориентируясь на подобного рода ошибочные решения, патопсихолог рискует составить неверное заключение о течении у обследуемого психических процессов. Лишь в тех случаях, когда у обследуемого необходимо
- Особенности и задачи патопсихологического исследования
- Методики экспериментальной патопсихологии
- Патопсихологические синдромы
- Функциональные пробы и тесты в патопсихологии
- Деонтологический аспект деятельности патопсихолога
- II. Методы (методики) патопсихологического исследования
- Методики для исследования внимания и сенсомоторных реакций
- Корректурная проба
- Методики для исследования памяти
- Тест зрительной и слуховой памяти
- Проба на ассоциативную память
- Тест зрительной ретенции Бентона
- Понимание рассказов
- Понимание сюжетных картин
- Выделение существенных признаков
- Ассоциативный (словесный) эксперимент
- Психометрические методы исследования интеллекта
- Исследование интеллекта по методу Д. Векслера
- Методика Титце
- Шкала «домино»
- Методы (методики) для исследования личности
- Исследование уровня притязаний
- Исследование самооценки по методике Т. Дембо — С. Я. Рубинштейн
- Опросник уровня субъективного контроля (УСК) (Е. Ф. Бажин, Е. А Голынкина, А. М. Эткинд, 1993)
- Опросник для исследования акцентуированных свойств личности
- Торонтская алекситимическая шкала
- Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)
- Опросники для скрининга неврозов
- Опросник Хека — Хесс
- Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
- Вербальный проективный тест (ВПТ)
- Детской апперцепции тест (CAT)
- Метод исследования фрустрационной толерантности
- Тест «Рука»
- Тест выбора цвета Люшера
- Определение степени приятности отдельных хроматических цветов
- Маниакально-депрессивный психоз
- Эпилепсия
- Старческое слабоумие
- Пресенильные деменции
- Церебральный атеросклероз
- Последствия закрытой черепно-мозговой травмы
- Алкоголизм
- Умственная отсталость (олигофрении)
- Пограничные нервно-психические расстройства
- Патопсихологические исследования в детской и подростковой психиатрии
- Оглавление