Динамика развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет.
Контрольный эксперимент выявил ,что проведенная целенаправленная работа на этапе формирующего эксперимента дала положительные результаты. Сравнительный анализ результатов развития мелкой моторики рук на этапе констатирующего и контрольного экспериментов выявил положительную динамику развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет. Если на этапе констатирующего эксперимента не было выявлено высокого уровня развития мелкой моторики рук ни у одного ребенка ,то на этапе контрольного эксперимента высокий уровень был выявлен у троих детей-50% (Николая, Виктора, Ильи). А средний уровень был выявлен у троих детей 50% у (Галины, Алексея, Ивана). А низкий уровень не выявлен ни у кого. Сравнительный анализ доказал эффективность созданной системы занятий. Занятия проведенные на этапе формирующего эксперимента охватывали все педагогические моменты, включающие как фронтальные, так и индивидуальные коррекционные мероприятия. Занятия проходили в группе, в здании, вне здания, вне территории. Совместно прорабатывались ситуации приветствия, расставания, завтрака, игры, свободные и запланированные мероприятия. При этом создавались условия для активного взаимодействия между детьми. Приобретенные навыки для развития мелкой моторики были хорошо освоены и закреплены на практике. Ребенок выполнял их сначала при поддержке взрослого, а затем самостоятельно. Таким образом мы с уверенностью констатируем ,что выдвинутые нами цели и задачи выполнены ,а гипотеза подтвердилась.
Заключение.
В настоящее время на основе оценки неречевых нарушений разработаны приемы ранней диагностики ОНР.
По мере роста ребенка в диагностике ОНР все большее значение начинают приобретать речевые симптомы: стойкие дефекты произношения, недостаточность произвольных артикуляционных движений, голосовых реакций, неправильное положение языка в полости рта, его насильственные движения, нарушения голосообразование и речевого дыхания, задержанное развитие речи, так и неречевая симптоматика, в частности развитие пространственного праксиса и мелкой моторики рук.
Неразвитость моторики рук у детей с ОНР обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики активизации моторных речевых зон головного мозга и, вследствие этого, развитию речевой функции.
Следует отметить, что важными проблемами изучения ОНР являются:
нейролингвистическое изучение различных форм общего недоразвития речи с учетом локализации поражения мозга;
разработка приемов ранней неврологической и логопедической диагностики у детей;
совершенствования методов логопедической работы в до речевом периоде и в первые годы жизни с детьми, имеющими перинатальное поражение мозга, и с детьми групп риска;
совершенствование методов логопедической работы с учетом формы ОНР;
усиления взаимосвязи в работе невропатолога и логопеда;
расширение аспекта психолингвистического изучения ОНР с точки зрения процесса порождения речи и нарушения реализации двигательной программы за счет несформированности операций внешнего оформления высказывания. Изучение взаимосвязи голосовых темпо-ритмических расстройств с семантическими нарушениями при разных формах дизартрии повысит эффективность логопедического воздействия.
Изучив проблему речевого развитияв трудах различных исследователей, мы подвели итоги:
в детском возрасте характерными особенностями общего недоразвития речи являются: смешанные формы дизартрии, выраженные в легкой и средней степени; развитие речи происходит с задержкой; чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков ( с-с`, з-з`, ц, ш, щ, ч, р-р`, л-л`); произношение звуков нечеткое, смазанное; речь малоинтонированная, невыразительная; темп речи может быть как ускоренным, так и замедленным; фонематическое восприятие недостаточно сформировано; бедность словаря; овладение письмом и чтением затруднено; почерк неровный, буквы несоразмерные.
Неразвитость моторики у детей с ОНР обусловлено тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и, вследствие этого, развитию речевой функции. Оно также важно для подготовки детей к овладению письмом.
Проведя анализ работы, описанной в практической части мы подтвердили гипотезу нашего исследования о том, что коррекция нарушений мелкой моторики будет эффективна при следующих условиях:
- систематическая работа с детьми по коррекции имеющихся нарушений в развитии;
- взаимосвязь и преемственность в работе всех специалистов ДОО и родителей ребенка по преодолению нарушений мелкой моторики у ребенка с ОНР;
- использование различных организационных форм (фронтальных, подгрупповых и индивидуальных) и разнообразных средств и методов коррекции нарушений мелкой моторики на занятиях по трудовому воспитанию;
Список литературы:
1. Афонькин С. Учите детей мастерить.- М; «Просвещение», 2001.
2. Антакова-Фомина А.В. Примерное планирование уроков трудового обучения. Начальная школа № 1, № 7, 2002.
3. Бернштейн Н.А. Диагностика уровня развития воли и внимания детей // Диагностика интеллектуального развития учащихся. - Рига, 2001.
4. Быкова Л.И. Развиваем руки - чтобы учиться и писать и красиво рисовать.- Ярославль, «Академия развития», 2003.
5. Волков В.М. Логопедическая ритмика-М; «Просвещение» 2000.
6. Иванов В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М. 2005.
7. Исенина Е.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн.для воспитателя дет.садаМ.:Просвещение,2001.
8. Кащенко В.П. Совершенствование урока трудового обучения// Начальная школа, №2, 2001.
9. Куцакова Л.В. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся на уроках труда.//Начальная школа, №7, 2005.
10. Кемпбел М. Диагностика уровня развития воли и внимания детей // Диагностика интеллектуального развития учащихся. - Рига, 2003.
11.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка.-М., Педагогика 2000.
12. Куцакова Л. В. Примерное планирование уроков трудового обучения. Ж.Начальная школа № 1, № 7, 2000.
13.Конышева Н.М.Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М.,2001 .
14. Листар Д. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки. Серия «Я иду на урок».- 2002.
15. Лиштван 3.В. Формирование тонких движений рук у детей с общим недоразвитием речи.// Дефектология,№1, 2003
16. Матвеев Л.Х. Обучение и воспитание на занятиях в школьных мастерских. - М., Просвещение. 2000.
17. Ноткина Н.А. Развитие произвольных движений. - М., Просвещение, 2001.
18. Парамонова Л.А. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при корреккции нарушении речи у учащихся начальных классов // Дефектология, №3, 2004.
19. Сумищев Т.Н. Из опыта проведения уроки трудового обучения. Начальная школа. № 4, 2004.
20. Сухомлинский В.А. Опыт трудового воспитания в начальной школе./Сост. Богданова О.С.-М., ЛПН РСФСР, 2002.
21. Филичева Т.Б. , Чевелева Н.А., Чиркина Г.Ф. Основы логопедии. – М., 1989.
22. Харбин Р. Базисная программа развития ребенка-дошкольника. —2006.
23. Шумаков Ю.В., Е.Р. Шумакова. Развиваем руки - чтобы учиться и писать и красиво рисовать.- Ярославль, «Академия развития», 2001.
24.Швайко Г.С. игры и игровые упражнения для развития речи. – М.: «просвещение», 2001.
- Минобр науки россии
- Глава 2. Экспериментальное изучение развития мелкой моторики рук у дошкольников с онр.
- 2.1 Методика исследования мелкой моторики рук у дошкольников с онр.
- 2.2 Анализ результатов диагностики на этапе констатирующего эксперимента.
- Глава 3. Организация работы в доо по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с онр на занятиях по ручному труду.
- 3.1 Система занятий по развитию мелкой моторики у дошкольников с онр средствами ручного труда.
- 3.2 Сравнительный анализ результатов диагностики на этапах констатирующего и контрольного экспериментов.
- Динамика развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет.