Научные представления о причинах употребления алкоголя, табака и наркотиков
О причинах употребления алкоголя, табака и наркотиков (АТН) размышляли практически все учёные, которые занимались и занимаются исследованием проблем наркотизма.
В современной зарубежной превентологии существует много теорий о том, почему люди употребляют алкоголь, табак и наркотики. Это и теории ущербной личности, и теории страха перед экологической катастрофой или ядерной войной, и теории об экономической и политической выгоде производства и употребления алкоголя, табака и наркотиков (R. Brotman, F. Suffet, C.V. Smith, Ch.G.Frasier). Зарубежные исследователи также различают причины, побуждающие конкретную личность начинать употребление одурманивающих веществ, прекращать или продолжать их употребление (D.J. Lettiori еt al.).
Первую попытку научного объяснения причин употребления алкоголя сделал великий учёный и великий трезвенник второй половины XIX века Август Форель. Работая в клинике для алкоголиков, он пришёл к выводу, что причина алкоголизма – в самом употреблении вина, в его особых свойствах, которые и приводят к алкоголизму, и решение проблемы состоит в том, чтобы полностью исключить употребление вина из жизни общества.2
Его мнение в дореволюционной России в 1915 году разделили члены «Постоянной комиссии по вопросу об алкоголизме, состоящей при русском обществе охранения народного здравия». Комиссия признала, что «для осуществления полного отрезвления русского народа» необходимо придать гласности тот факт, что алкоголь является наркотическим веществом и опасен даже в малых дозах.3 Иными словами, русские врачи считали причиной пьянства наркотические свойства алкоголя и призывали к распространению этой информации.
Незадолго до распада СССР в 1991 году, после свёртывания антиалкогольной кампании, академики Академии медицинских наук России, члены-корреспонденты АМН, профессора и врачи, и просто граждане – всего около 1700 подписей – выступили с обращением к Президенту и Правительству, депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации, ко всем народам признать алкоголь наркотиком и распространить на него антинаркотическое законодательство. В своём письме причиной алкогольных бед они называют наркотические свойства алкоголя и призывают признать это на законодательном уровне, а значит и изменить отношение людей к этому веществу: не как к пищевому продукту, а как к наркотику, с которым и обращаться нужно соответственно.4 К сожалению, услышаны они не были, и к 2009 году алкогольные потери России составили ещё несколько миллионов человек.
На рубеже тысячелетий современными учёными сформулированы десятки, если не сотни теорий о причинах употребления веществ, обладающих наркотическими свойствами, в частности алкоголя, табака и наркотиков, далее для удобства – АТН. Не смотря на то, что проблема комплексная, и ею занимаются учёные разных профилей, их взгляды отличаются не столько принадлежностью к профессии, сколько самой концепцией.
Исследователи 80-х годов считали алкоголизацию частью социализации личности и указывали на роль среды в приобщении к алкоголю (Э. И. Бехтель, 1986; Г. Г. Заиграев, 1986; Н. Я. Копыт и П. И. Сидоров, 1986).
Слабым местом их исследований является убеждённость в неизбежности употребления алкоголя. Однако такая убеждённость не объясняет, почему сотни миллионов людей в мире, исповедующих ислам, буддизм, индуизм и другие трезвые религии обходятся без подобного «процесса нормального формирования личности», и потому такие заявления выглядят не вполне научно.
Более высокий уровень понимания проблемы мы находим у С. Н. Шевердина (1985), который говорит о трезвости как о естественном состоянии личности, которое нарушается извне. Он выделяет 13 факторов, 13 «при» приводящих подростков к пьянству: «привлекательность алкоголя, питейные привычки, алкогольный прилавок, привлечение, привыкание, пристрастие к алкоголю, принуждение, приспособление, привычное пьянство» и другие.5 Фактически причинами вовлечения в пьянство автор называет элементы социально-психологического программирования на употребление алкоголя и его доступность.
Академик Ф. Г. Углов (1986) выделяет три главные причины употребления АТН: «Если коротко ответить на вопрос, почему люди пьют, нужно сказать: пьют потому, что это наркотик, который широко рекламируется и свободно продаётся. Основная причина в этом. Остальные – предпосылки, которых столько, сколько пьяниц на Земле».6 Итак, причинами употребления алкоголя он называет наркотические свойства алкоголя, рекламу и доступность.
Революционной стала теория русского учёного ХХ столетия Геннадия Андреевича Шичко (1922–1986), который дал научное обоснование внешним и внутренним причинам и заявил о теории психологической запрограммированности сознания на те или иные формы поведения, в данном случае, на употребление алкоголя и табака.
Изучая природу алкоголизма, Г. А. Шичко сделал открытие, что универсальная причина употребления алкоголя – это искажение сознания ложными представлениями, которые он назвал психологической питейно-проалкогольной запрограммированностью. Главными компонентами этой запрограммированности являются: настройка (установка) на употребление спиртного, программа (что пить, когда, с кем и сколько) и питейно-проалкогольное убеждение (пить – это самое естественное в жизни занятие).7;8 Иными словами, Шичко считал, что люди употребляют алкоголь потому, что считают это нормальным естественным занятием.
Свою теорию психологической запрограммированности на те или иные формы поведения Г. А. Шичко построил не на голом месте. Психофизиологической основой его теории являются открытия отечественных учёных П. К. Анохина (теория о функциональных системах организма), В. М. Бехтерева (закон о нервно-психических процессах), И. П. Павлова (учение о второй сигнальной системе), И. М. Сеченова (учение о рефлексах головного мозга), А. А. Ухтомского (теория о доминантах мышления и поведения).
Доступность Г. А. Шичко также считал причиной распространения пьянства, но не ставил её на первое место. В числе мероприятий, необходимых для безболезненного искоренения пьянства, на первом месте у Г. А. Шичко мероприятия против питейного программирования, в частности через каналы СМИ. 9;10
С учётом огромной роли социальной среды в приобщении к одурманивающим веществам, среди последователей Шичко сегодня преобладает термин «социально-психологическая запрограммированность» вместо просто «психологическая».
В современной зарубежной и отечественной психологии близкой по смыслу теорией о причинной обусловленности поведения является теория социального научения, в которой также используются открытия в области психофизиологии И. П. Павлова и других русских учёных. Научение осуществляется посредством формирования автоматизированных поведенческих реакций через подражание. Высшим этапом научения является когнитивное научение – научение путём рассуждений, которое осуществляется с опорой на вторую сигнальную систему. Человека убеждают в необходимости употребления алкоголя (табака, наркотиков) с помощью СМИ, внедрения всевозможных обычаев, групповых форм поведения и т. п.11
На алчность производителей и распространителей АТН, а также на доступность АТН как причину их употребления указывают социологи Б. М. и М. Б. Левины (1991), юристы А. А. Габиани (1990) и К. С. Кузьминых (2003), доктор медицинских наук А. В. Немцов (1995, 2003, 2008), академик медицинских наук Ф. Г. Углов (1991, 1995) медик и юрист профессор А. К. Демин (1996, 2008), историк Д. А. Халтурина и др. (2008).
В числе других причин называют и глобальные. Группа авторов книги «Агрессия и наркомания: причины и следствия терроризма» (2006) вводят термин «наркотерроризм» и считают важнейшей причиной распространения наркомании чьи-то корыстные и захватнические интересы. Об этих же причинах распространения наркомании говорится в книге, выпущенной Душепопечительским Православным Центром св. прав. И. Кронштадтского «Гибель муравейника». Такого же мнения придерживается доктор медицинских наук А. М. Карпов (2008), который считает, что против России ведётся информационно-психологическая война, в том числе с помощью алкоголя, табака и наркотиков. Под лозунгами свободы и защиты прав человека преступный бизнес лоббирует свои коммерческие интересы, лишая россиян и свободы, и права на здоровье и саму жизнь. Историк В. Р. Мединский (2008) историческими причинами пьянства в России считает алчность правительств, желающих пополнять казну за счёт вымирания народа, и враждебность соседей, которых тревожила растущая мощь России и которые стали сочинять мифы об «извечном русском пьянстве», чтобы облегчить реальное насаждение пьянства и добиться ослабления России. Н. Маркова (2007, 2009) называет вторжение наркотиков на территорию России Культур Интервенцией.
Поучительны примеры из истории наркомании. Дело в том, что реализация героина и других нелегальных наркотиков приносит наркодельцам огромные доходы. Известно, что только на операциях с поступающим в Россию из Нидерландов, Польши, Германии наркотиком экстази прибыль достигает 12000 (двенадцать тысяч!) процентов. Доход о продажи 1 кг героина составлял в начале третьего тысячелетия 100 000 долларов США. А стоимость 1 тонны сырья после переработки в кокаин даёт 400% прибыли.12
Как видно из вышеизложенного, авторы рассматривают проблему употребления АТН как разновидность экономической и политической эксплуатации.
Профессор В. Г. Жданов, известный своими принципиальными зажигательными лекциями о трезвости, называет три ведущих причины употребления алкоголя и табака:
1) «фантастическая доступность этих наркотиков»;
2) «убеждённость, что нужно пить и курить»;
3) «наркотическая зависимость».13
Рассмотрим каждую из причин, названных В. Г. Ждановым, подробнее.
1. Доступность. Ярким подтверждением того, что доступность является важной причиной алкогольных бед, являются результаты ограничительных мер в производстве и употреблении алкоголя 1914–1925 гг. в России («право местного запрета»). Уже в первые годы трезвости заметно снизились преступность, заболеваемость, в том числе психическими болезнями, меньше стало больных с отравлениями суррогатами алкоголя, заметно повысилось материальное благосостояние народа. Как указывает А. В. Немцов, аналогичная картина наблюдалась в России и в результате ограничительных мер 1986–1987гг. Снижение заболеваемости и смертности населения по инерции «полусухого закона СССР», как его иногда называют, позволило к 1994 году (до отмены госмонополии на алкоголь) сохранить жизни более 1 миллиона человек.14
С 1988 года, когда были сняты ограничения на алкоголь, уровень его употребления неуклонно рос и продолжает расти. В 2009 году он составил 18 литров абсолютного алкоголя на душу населения.
Доступность как причина приобщения к одурманивающему веществу подтверждается и данными о табаке. Как уже было сказано, табачная война в России, как и пивная, – не отечественная, а мировая, т. к. 95 процентов табачного рынка контролируют зарубежные кампании. Россия – один из последних плацдармов табачников. И нас они не щадят, ведь им нужно выжить.
Результат фантастической доступности сигарет: Россия в начале третьего тысячелетия по потреблению табака вышла на первое место в мире.
Аналогичная ситуация и с наркотиками. До тех пор, пока рубль в России не был конвертируемым, международной наркомафии было невыгодно завозить сюда наркотики и проблемы наркомании практически не было. Но как только появилась возможность освоить новый рынок, началась наркоагрессия, из-за которой Россия теряет до 100 тысяч человек в год, как правило, молодых людей.
Среди 10 ведущих факторов риска для россиян алкоголь стоит на 1-ом месте у мужчин и на 5-ом – у женщин. Табак – фактор риска номер 2 для мужчин и номер 7 для женщин; наркотики – номер 8 для мужчин и номер 9 – для женщин.15
Из приведённых данных видно, что доступность действительно является важной причиной употребления алкоголя, табака и наркотиков со всеми вытекающими из этого последствиями. Кроме того, доступность АТН – это ещё и причина высокой заболеваемости и демографической катастрофы в России.
2. Убеждённость, что нужно пить и курить как причина их употребления ассоциируется с теорией социально-психологической запрограммированности Г. А. Шичко. Убеждения людей формируются под влиянием постоянной пропаганды наркотиков и одурманенного образа жизни средствами современного искусства, через СМИ, внедрение обычаев и традиций. Убеждения – результат пропаганды, социально-психологического программирования на одурманенный образ жизни.
Авторы книги «Скрытые искусители или снасти на потребителя» (иеромонах Анатолий Берестов, Н. Маркова, И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова и др., 2007) открыто указывают на роль в наркотизации детей: 1) СМИ как средства и 2) молодёжных субкультур.
На эту же причину указывает и зарубежный исследователь, автор известного во всём мире «лёгкого способа» бросить курить (и пить) Аллен Карр: «С самого раннего детства на наше подсознание ежедневно обрушивается поток информации о том, что сигареты расслабляют, придают уверенности и мужественности и что самая ценная вещь на планете – это сигарета».16 Аналогично, по его мнению, пропагандируется и алкоголь.
К вышеизложенному можно добавить, что на алкоголь и табак в нашем обществе запрограммированы очень многие или почти все. Даже многие из тех, кто не пьют и не курят сами, нормально относятся к употреблению алкоголя и курению окружающих, потому что алкоголь и табак социально приёмлемы и разрешены законом. Употребление нелегальных наркотиков – социально не одобряемая форма поведения, поэтому и проблем от них в современной России пока намного меньше, чем от алкоголя и табака. Мы говорим «пока», потому что есть такая опасность – легальные наркотики, алкоголь и табак, снимают первые запреты на одурманивание и являются тем пусковым механизмом, посредством которого легко осуществляется переход на нелегальные (D. B. Kandel). Многочисленные исследования в России и за рубежом показывают, что риск приобщения к нелегальным наркотикам для лиц, кто перед этим не закурил и не попробовал алкоголь, равен почти нулю! Поэтому все попытки решить проблему только на уровне нелегальных наркотиков, не трогая легальные – алкоголь и табак – обречены на неудачу, т. к. это – «вагоны одного наркотического состава» (А. Н. Маюров).
Обе вышеназванные причины употребления АТН – доступность и социально-психологическая запрограммированность (пронаркотические убеждения людей) – признаются большинством учёных-собриологов.
3. Наркотическая зависимость от алкоголя. Эта причина вызывает самые бурные дискуссии среди собриологов. Существует две точки зрения на эту причину:
1) наркотические свойства АТН не являются причиной их употребления. Это – объективная данность, фактор, способствующий приобщению к ним (А. Н. Маюров, В. П. Кривоногов).
2) наркотическая зависимость, наркотические свойства – это одна из причин употребления АТН (А. Форель, Ф. Г. Углов, В. Г. Жданов, Н. А. Гринченко. В. И. Гринченко).
Наркотическая зависимость возникает лишь на определённой стадии употребления. Есть определённый этап, когда зависимость ещё не сформировалась. Поэтому, видимо, корректнее вести речь не о наркотической зависимости, а о наркотических свойствах как отдельной базовой причине употребления одурманивающих веществ.
Рассмотрим аргументацию сторонников каждой из названных точек зрения.
- Трезвый образ жизни
- Часть 1. Теория трезвости;
- Часть 2. Методика трезвенной работы;
- Часть 3. Практикум по теории и методике трезвенной работы (в разработке).
- Глава 1. Семья. Традиция и современность
- Семья в православной культуре
- Существует ли эволюционная предрасположенность к половым ролям?
- Кризис современной семьи
- Целомудрие
- Как воспитать будущего семьянина?
- Как воспитать будущую жену и мать?
- Как воспитать будущего мужа и отца?
- Как выбрать будущего супруга?
- Как создать крепкую семью?
- Трезвая семья
- Русские пословицы и поговорки
- Выводы к главе 1
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 2. Здоровье и здоровый образ жизни
- Отношение к здоровому образу жизни в древних цивилизациях
- Отношение к здоровому образу жизни в религиозных учениях
- Христианство
- Иудаизм
- Индуизм
- Понятие здоровья в наши дни
- Концепции здоровья
- Информационная медицина о проблеме сохранения здоровья
- Доктрина о здоровом образе жизни а. М. Карпова
- Педагогические концепции здоровья
- Здоровый образ жизни – это трезвый образ жизни!
- Как сохранить здоровье?
- Духовное здоровье
- Физическое здоровье
- Социальное здоровье
- Выводы к главе 2
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 3. История употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Алкоголь
- Наркотики
- Выводы к главе 3
- Основная литература
- Лава 4. История борьбы c пьянством, курением и наркоманией
- Естественная трезвость
- Религиозные запреты и ограничения
- Христианство
- Буддизм
- Индуизм
- Трезвые религии и страны, живущие трезво или в условиях строгих ограничений
- Из истории борьбы с пьянством и алкоголизмом Юридические меры
- Медицинские меры
- Педагогические (образовательные) меры
- Из истории борьбы с табаком
- Юридическая модель профилактики
- Информационно-педагогическая модель профилактики
- Медицинская модель профилактики
- Рамочная конвенция по борьбе против табака (ркбт)
- Борьба с курением в России
- Из истории борьбы с наркоманией
- Афганский героин
- Опыт борьбы с наркоманией в Швеции
- Выводы к главе 4
- Основная литература
- Глава 5. Борьба за трезвость
- Международное трезвенническое движение
- Первое трезвенническое движение в России
- Второе трезвенническое движение в России
- Третье трезвенническое движение
- Четвёртое трезвенническое движение
- Пятое трезвенническое движение
- Антиалкогольная кампания 1985–1987 гг.
- Борьба за трезвость в Липецкой области Святой Тихон Задонский
- Рождественское Аргамаченское общество трезвости
- Михаил Сергеевич Соломенцев
- «Сухие законы»
- Великие трезвенники
- Выводы к главе 5
- Основная литература
- Глава 6. Причины употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Что такое причина?
- Взгляд на причины потребления алкоголя и пьянства в традиционных религиях
- Научные представления о причинах употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Наркотические свойства атн – фактор
- Наркотические свойства атн – причина их употребления
- Факторы, способствующие приобщению к употреблению атн
- Мотивы употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Общая схема приобщения к атн
- Выводы к главе 6
- Основная литература
- Глава 7. Медицинские последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Что такое наркотики?
- Алкоголь и его свойства
- Медицинские последствия употребления алкоголя
- Влияние алкоголя на центральную нервную систему
- Влияние алкоголя на детородные органы и генофонд
- Влияние алкоголя на развитие сердечнососудистых заболеваний
- Прочие медицинские последствия употребления алкоголя
- Особенности влияния алкоголя на детей и подростков
- Особенности влияния алкоголя в зависимости от вида изделий
- Коктейли
- «Энергетические напитки»
- Малые дозы алкоголя
- Опасность приобщения к «культурному» употреблению алкоголя
- Выводы об алкоголе и последствиях его употребления
- Состав табака и табачного дыма
- Медицинские последствия употребления табака
- Сердечно-сосудистые заболевания, рак и бронхит
- Влияние табака на детородную функцию и генофонд
- Опасность пассивного курения
- Другие последствия курения
- «Альтернативные» табачные изделия
- Электронные сигареты
- Выводы о табаке и последствиях его употребления
- Виды нелегальных наркотиков
- Последствия употребления наркотиков Производные конопли – марихуана, гашиш
- Опиум и его производные
- Кокаин и другие психотропные вещества
- Наркомания и преступность
- Выводы о наркотиках и последствиях их употребления
- Выводы к главе 7
- Основная литература
- Глава 8. Теории зависимостей от алкоголя, табака и наркотиков
- Основные понятия и термины
- Виды зависимостей
- Зависимость от алкоголя
- Никотиновая зависимость
- Наркотическая зависимость
- Стадии развития зависимостей
- Алкогольная зависимость
- Первая стадия алкоголизма
- Вторая стадия алкоголизма
- Третья стадия алкоголизма
- Третья стадия никотинизма
- Наркотическая зависимость
- Первая стадия наркомании
- Вторая стадия наркомании
- Третья стадия наркомании
- Кризис современной наркологии
- Теория г. А. Шичко
- Другие теории химической зависимости
- Нехимические зависимости
- Созависимость
- Выводы к главе 8
- Основная литература
- Глава 9. Социально-политические последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Понятие ситуации
- Алкогольная ситуация Уровень употребления алкоголя
- Структура потребления алкогольных изделий
- Алкогольный капитал
- Возраст приобщения к алкоголю
- Распределение потребления алкоголя по возрастному, социальному и половому признакам
- Алкогольная смертность
- Прочие последствия
- Виноват ли суррогатный алкоголь?
- Смертность от табака
- Прочие последствия потребления табака
- Наркотическая ситуация Уровень потребления наркотиков
- Демографическая катастрофа в России
- Отрезветь или погибнуть?
- План Аллена Даллеса
- Социально-политические последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков в России
- Выводы к главе 9
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 10. Немедицинские методы и методики избавления от зависимостей
- Термины и понятия
- Метод и методика г. А. Шичко
- Сущность методики г. А. Шичко
- Принципы построения очных занятий по методике г. А. Шичко
- Структура занятия
- Содержание занятий
- Научные основы методики
- Организация занятий
- Результативность метода
- Опыт Елецкого учебного центра избавления от вредных привычек (методика в. И. Гринченко)
- Опыт клубной деятельности Фонда им. Г. А. Шичко (г. Екатеринбург)
- Теоретические основы деятельности клуба
- Программа реабилитации наркозависимых
- Рекомендации родителям наркомана:
- Притчи и выдержки из сочинений Притча о немилосердном заимодавце (для наркоманов)
- Боль, которую мне принесли (из дневника наркомана)
- Кому принёс боль я (из дневника наркомана)
- Притча о материнской любви (для родителей)
- Альтернативный подход в использовании метода г. А. Шичко
- Почему избавление от вредных привычек является платным?
- Зависимость – порок души
- Метод духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока на православной основе
- Опыт Душепопечительского Православного Центра реабилитации наркозависимых (г. Москва)
- Методика ю. М. Орлова (обучение саногенному мышлению)
- Метод г. Н. Сытина
- Метод избавления от курения с. Н. Зайцева
- Зарубежный опыт. Метод Аллена Карра
- Выводы к главе 10
- Основная литература
- Часть 2. Методика трезвенной работы
- Глава 1. Проблема профилактики употребления алкоголя, табака и наркотиков
- 1.1. Основные понятия и термины
- 1.2. Юридическая модель профилактики
- 1.2.1. Государственный уровень: основные документы
- 1.2.1.3. Федеральный Закон «Технический регламент на табачную продукцию» № 268-фз. Принят Государственной Думой 3 декабря 2008 г. Одобрен Советом Федерации 17 декабря 2008 г.
- 1.2.1.6. Указ Президента Российской Федерации №690 от 9 июня 2010 года «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»
- Раздел IV. Совершенствование системы мер по сокращению спроса на наркотики:
- 1.2.2. Региональный уровень профилактики
- 1.3. Медицинская модель профилактики (наркологическая служба)
- 1.4. Психосоциальная модель профилактики
- 1.4.1. Центры психологической и социальной помощи
- 1.5. Образовательная (педагогическая) модель профилактики
- 1.5.1. «Концепция антинаркотической профилактики в образовательной среде»
- 1.5.1.1. Цели и задачи профилактики
- 1.5.1.2. Принципы активной профилактики в образовательной среде
- 1.5.1.3. Этапы системы профилактики:
- 1.5.1.4. Показатели эффективности профилактики
- 1.5.2. Профилактика употребления пав в образовательной среде на региональном уровне
- 1.5.2.1. Профилактика употребления пав в образовательных учреждениях
- 1.5.2.2. Профилактика употребления пав в семье
- 1.5.2.3. Профилактика употребления пав в сфере досуга
- Выводы к главе 1
- Основная литература
- Глава 2. Подходы к трезвенному воспитанию в образовательном процессе
- 2.1. Методологические подходы к образовательному процессу
- 2.2. Общепедагогические подходы
- 2.2.1. Формирующий подход
- 2.2.2. Культурологический подход
- 2.2.3. Социализирующий подход
- 2.2.4. Синергетический подход
- 2.2.5. Герменевтический подход
- 2.2.6. Аксиологический (ценностный) подход
- 2.2.7. Антропологический подход
- 2.2.9. Личностно-ориентированный подход
- 2.2.10. Деятельностный подход
- 2.2.11. Гуманистический подход
- 2.2.12. Компетентностный подход
- 2.2.13. Другие подходы
- 2.3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
- 2.3.1. Кризис духовности и национальная русская идея
- 2.3.2. Религиозный компонент духовно-нравственного воспитания
- 2.3.3. Особенности православного воспитания
- 2.3.4. Ценностный компонент духовно-нравственного воспитания
- 2.3.5. Условия усвоения духовно-нравственных ценностей
- 2.3.6. Концепция развития и воспитания безопасной/жизнеспособной личности
- 2.4. Специальный (профилактический) подход к трезвенному воспитанию
- 2.4.1. Зарубежные модели школьных профилактических программ
- 2.4.1.1. Подходы к предупреждению табакокурения учащихся
- 2.4.2. Отечественные модели школьных профилактических программ
- 2.4.2.1. Дореволюционный этап
- 2.4.2.2. Ранний послереволюционный этап
- 2.4.2.3. Современный этап
- 2.4.2.3.1. Модель «свободы выбора»
- 2.4.2.3.2. Модель нравственного здоровья
- 2.4.2.3.3. Модель личностной и социальной компетентности
- 2.4.2.3.4. Эко-психотерапевтическая модель
- 2.4.2.3.5. Модель улучшения нравственного и физического здоровья
- Выводы к главе 2
- Основная литература
- Глава 3. Концепции профилактики употребления алкоголя, табака и наркотиков
- 3.1. Аддиктология, превентология или собриология?
- 3.2. Подходы к профилактике употребления алкоголя, табака и наркотиков
- 3.2.1. Религиозный подход
- 3.2.2. Научное обоснование трезвости
- 3.2.2.1. Превентивный подход (стратегия «уменьшения вреда»)
- 3.2.2.2. Собриологический подход
- 3.3.Собриологическая концепция профилактики
- 3.3.1. Актуальность собриологической концепции профилактики
- 3.3.2. Отказ плюс запрет плюс профилактика в образовательной среде
- 3.3.3. Профилактическая деятельность по ограничению доступности
- 3.3.4. Пропаганда трезвого здорового образа жизни
- 3.3.5. Профилактика в семейной среде
- 3.3.5.1. Зарубежный опыт
- 3.3.5.2. Отечественный опыт
- 3.3.6. Профилактика в системе образовательных учреждений
- 3.3.6.1. Деятельность образовательного учреждения по формированию трезвенного мировоззрения
- 3.3.6.2. Деятельность образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию
- 3.3.6.3. Деятельность образовательного учреждения по воспитанию безопасной/жизнеспособной личности
- 3.3.6.4. Формирование трезвой воспитательной среды в образовательном учреждении
- 3.3.7. Профилактика в досуговой среде
- 3.3.7.1. Эффективные формы и методы работы в сфере досуга
- Выводы к главе 3
- Основная литература
- Лава 4. Трезвенное воспитание детей на ранних ступенях развития
- 4.1. Возрастные особенности развития
- 4.1.1. Младенчество
- 4.1.2 Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
- 4.1.3 Дошкольное детство
- 4.2. Цель, задачи, принципы и содержание раннего трезвенного воспитания
- 4.2.1. Актуальность раннего трезвенного воспитания
- 4.2.2. Цель и задачи раннего трезвенного воспитания
- 4.2.3. Принципы раннего трезвенного воспитания детей
- 4.2.4. Содержание раннего трезвенного воспитания
- 4.3. Диагностика ранней антинаркотической устойчивости
- 4.3.1. Методы опроса дошкольников
- 4.3.2. Методы опроса родителей дошкольников
- 4.4. Методы раннего трезвенного воспитания
- 4.4.1. Общие методы воспитания
- 4.4.2. Трезвенное воспитание в младенческом и преддошкольном возрасте
- 4.4.2.1. Трезвая воспитательная среда
- 4.4.2.2. Метод условного рефлекса
- 4.4.3. Методы трезвенного воспитания дошкольников (старше 3 лет)
- 4.4.3.1. Метод активной трезвости
- 4.4.3.2. Программа «Борьба со злом»
- 4.4.4. Рекомендации родителям дошкольников
- 4.4.4.1. Классификация заботливых родителей
- 4.4.4.2. Рекомендации родителям, которые позволяют себе выпить и закурить
- 4.4.4.3. Рекомендации родителям, которые живут трезво
- Выводы к главе 4
- Основная литература
- Глава 5. Трезвенное воспитание в школе
- 5.1. Возрастные особенности развития в школьном возрасте
- 5.1.1. Младший школьный возраст
- 5.1.2. Подростковый возраст/отрочество
- 5.1.3. Юность
- 5.1.4. Половые особенности развития в школьном возрасте
- 5.2. Цели, задачи и содержание трезвенного воспитания в школе
- 5.2.1. Начальная школа (1-4 классы)
- 5.2.2. Основная школа (5-9 классы)
- 5.2.3. Старшая школа (10-11 классы)
- 5.3. Принципы профилактической работы в школе
- 5.3.1. Обзор отечественных и зарубежных источников
- 5.3.2. Собриологические принципы построения профилактических образовательных программ
- 5.4. Методы трезвенного воспитания
- 5.4.1. Образовательная (информационно-педагогическая) модель трезвенного воспитания
- 5.4.1.1. Трезвенное воспитание на уроках
- 5.4.1.2. Трезвенное воспитание во внеурочной деятельности
- 5.4.2. Психолого-коммуникативная модель трезвенного воспитания
- 5.4.2.1. Упражнения на коррекцию эмоционально-волевых качеств
- 5.4.2.2. Игры-активаторы
- 5.4.2.3. Другие психологические и коммуникативные упражнения и игры
- 5.4.3. Социальная модель трезвенного воспитания
- 5.5. Диагностика антинаркотической устойчивости
- 5.5.1. Методы диагностики
- 5.5.1.1. Наблюдение
- 5.5.1.2. Устный опрос
- 5.5.1.3. Анкетирование
- 5.5.1.4. Метод «незаконченный рассказ»
- 5.5.1.5. Метод незаконченных предложений
- 5.5.1.6. Метод рисуночных тестов
- 5.5.1.7. Метод «баллотирования»
- 5.5.1.8. Метод атн
- 5.5.2. Анализ и обработка результатов исследования
- 5.5.3. Диагностика на разных ступенях развития
- Выводы к главе 5
- Основная литература
- Глава 7. Организация профессиональной собриологической подготовки будущего учителя
- 7.1. Цели, задачи и содержание подготовки будущего учителя к трезвенной деятельности
- 7.2. Понятие готовности. Основные компоненты и уровни готовности
- 7.3. Диагностика и самодиагностика готовности будущего учителя к трезвенной деятельности
- 7.3.1. Мотивационно-волевой компонент готовности
- 7.3.2. Содержательный компонент готовности
- 7.3.3. Процессуальный компонент готовности
- 7.3.4. Рефлексивный компонент готовности
- Выводы к главе 7
- Основная литература