logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

Факторы, способствующие приобщению к употреблению атн

Какие факторы способствуют употреблению алкоголя, табака и наркотиков? Обычно их путают с истинными причинами и называют «тяжёлые условия жизни», «стрессы», «недостатки воспитания», «умственную неполноценность» и т. п.

Нарколог С. Н. Зайцев (2006) причины алкоголизма, наркомании рассматривает как «чудище на трёх ногах»: неблагополучие личности самого страдающего; неблагополучие макросоциума с его не всегда здоровым укладом, с антигуманными, писанными и неписанными правилами и законами, с его, порой волчьими, отношениями между людьми; неблагополучие микросоциума, больная семья. Итак, прослеживается цепочка: личность – семья – общество. С точки зрения наркологии, автор совершенно прав. Но прежде чем стать алкоголиком и наркоманом, любой из наркологических пациентов прошёл стадию «культуропитейства», «культурного потребления». Не пробовал бы – не стал бы алкоголиком или наркоманом! Поэтому нельзя согласиться с тем, что три «неблагополучия» – «чудище на трёх ногах» – являются истинной причиной распространения пьянства и наркомании. Без сомнения, «три неблагополучия» – это условия, способствующие распространению пьянства. Но эти же три «неблагополучия» не приводят к пьянству в обществах, где живут по закону трезвости.

В книге «Уцелеть в семье» (2007), изданной Душепопечительским Православным Центром Св. прав. Иоанна Кронштадтского, авторы указывают, что нарушение функций семьи – главная причина возникновения алкогольной и наркотической зависимостей. Однако «культурное» приобщение к алкоголю или курению, которое со временем может привести к тяжёлым зависимостям, часто начинается во вполне благополучных семьях. Поэтому и деструктивная семья, в нашем понимании, это лишь фактор, способствующий более лёгкому приобщению к алкоголю и табаку, а не собственно причина их употребления.

В Православии все зависимости считаются пороками души. В «Основах социальной Концепции Православной Церкви» говорится, что «основная причина бегства многих наших соотечественников в царство алкогольных или наркотических иллюзий – это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров». Безусловно, бездуховность – мать всех пороков. Однако такая позиция не объясняет, почему начинают пить и курить вполне нравственные и благополучные люди в нашем обществе. И почему в странах, где действуют «сухие законы», где общество хорошо себя защищает от наркомании и где есть и бездуховные люди, и негодяи, и преступники, алкоголизма и наркомании как массового явления нет. В данном случае речь идёт конкретно об алкоголе, табаке и наркотиках. Когда они доступны и пропагандируются, наступает и следствие – их употребление. Поэтому в данном конкретном случае бездуховность мы расцениваем как фактор, способствующий распространению этих пороков.

Автор замечательной книги «Система мер по формированию у детей и взрослых отвращения к наркотикам, алкоголю, курению, ко всему аморальному и дурному» А. Т. Губанов (2002) считает, что «начало зла кроется в бестолковом воспитании». Обличая деструктивную роль современных СМИ, автор даёт подробную методику положительного семейного воспитания личности, способной противостоять алкогольно-табачно-наркотической агрессии. Безусловно, «бестолковое воспитание» не коренная причина, а фактор, способствующий приобщению к АТН в наркотизированном обществе.

Потенциал материнской любви для повышения защитных факторов личности раскрывает в своей книге «Материнская любовь – жизненная защита ребёнка» Б. З. Драпкин (2006).

И всё-таки семейное воспитание – это лишь фактор, который может привести или не привести к наркотизму, а главные специфические причины – за пределами семьи (доступность и социально-психологическая запрограммированность на АТН). 

На необходимость повышения защитных факторов личности в профилактической антинаркотической работе указывает в своей диссертации психолог В. В. Аршинова (2007). Она считает, что психологическая устойчивость ребёнка и взрослого так же важна, как и прочие меры профилактики. По её мнению, «только комплексный подход с учётом факторов влияния психологических закономерностей на развитие ребёнка может стать наиболее эффективным способом защиты от надвигающейся наркотической эпидемии». Иными словами, психологическая устойчивость-неустойчивость – это не собственно причина употребления АТН, а фактор, способствующий приобщению к ним.

Среди учёных делаются попытки и классифицировать теории о причинах употребления АТН. 

Так, в книге «Наркотики и яды» (1996) названы три основные группы теорий о причинах возникновения наркомании: 1) социальные теории (наркомания как протест против устоявшегося уклада; 2) теория взаимодействия (наркомания как результат общения с людьми, имеющими наркотический опыт в начале приобщения, которая затем перерастает в зависимость из-за химических свойств наркотиков) и 3) теория личности (наркомания как проблема невротических, социально незрелых личностей). Очевидно, что авторы говорят не о собственно причинах, а о факторах. И протест, и взаимодействие, и свойства личности проявятся в отношении к АТН только там, где они доступны и есть социально-психологическая запрограммированность на их употребление.

Попытка дать классификацию причин употребления АТН была сделана раньше автором в более ранних работах. Все теории о причинах мы делили на две большие группы: «теории социально-психологической запрограммированности на употребление АТН» (сюда мы включали и доступность) и «теории социально-педагогической запущенности и ущербной личности». Однако с позиций более позднего опыта следует признать, что социально-педагогическая запущенность и ущербность личности – это не причины базового уровня, а всего лишь условия (факторы), способствующие приобщению к АТН в наркотизированном обществе. А социально-психологическая запрограммированность на АТН и их доступность – это примерно равные причины. То, что доступно и на что есть социально-психологическая запрограммированность и используется для бегства от действительности.

Обобщая вышесказанное, можно выделить три группы факторов, способствующих употреблению алкоголя, табака и наркотиков.

1. Дефекты воспитания в семье, в учебном заведении, в обществе в целом.

Проблема современной семьи и современного общества состоит в том, что даже у генетически здоровых детей не формируются прочные жизненные установки и возвышенные потребности, не приобретает отчётливые очертания такое понятие как «смысл жизни». Юношам не хватает мужского воспитания – в результате вырастают инфантильные личности, не способные к преодолению жизненных трудностей, девушкам – женского, последние не сориентированы на создание и сохранение семьи, материнство как главный смысл брака. В обществе утвердилась идея обогащения «любой ценой», девальвированы национальные традиции, нарушена преемственность поколений. Современные дети нередко склонны к получению суррогатных видов удовольствий. Питейные и курительные установки формируются и в нормальных семьях, и у мужественных мальчиков, и у имеющих возвышенные потребности девочек, потому, что «пьют все», «курят почти все», потому что бокал шампанского на праздник в обществе в целом ассоциируются с праздником, а курение «лёгких» сигарет в России начала третьего тысячелетия стало восприниматься почти как нормальное явление даже среди подростков, девушек и женщин. В частности, согласно исследованиям, 2009 году семь из десяти человек в России воспринимали женское курение как норму! Поэтому дефекты воспитания следует понимать в широком смысле – относить к ним не только девальвацию традиционных ценностей, но и всеобщее попустительски-либеральное отношение к употреблению алкоголя и табака, к одурманенному образу жизни вообще. Оно тоже – дефект воспитания!

Таким образом, дефекты воспитания – это лишь фактор, условия, способствующие приобщению к АТН, причина второго уровня, которая не будет запущена, если не будет собственно причин – социально-психологической запрограммированности на одурманивание и доступности АТН с их наркотическими свойствами.

2. Генетическая и приобретённая психическая и умственная ослабленность населения как фактор, способствующий распространению алкоголизма, курения, наркомании. По оценкам специалистов Всемирной организации здравоохранения в России в середине 90-х годов ХХ столетия 30% населения имели умственные дефекты, 13% детей отставали в умственном развитии от среднего уровня, 25% не могли полностью усвоить школьную программу.17

Следствиями такой ослабленности следует считать стандартность мышления, психическую неустойчивость, нежелание учиться, склонность к агрессии и деструктивным формам поведения, неразвитость эмоциональной сферы, трудности социальной адаптации, снижение влечения к возвышенным потребностям, склонность к стадному поведению, низкую способность получать удовольствие от положительных источников – общения с природой, творческого труда, возвышенной любви, эстетического наслаждения жизнеутверждающей музыкой, живописью. Генетически и умственно ослабленные люди, также как люди с дефектами воспитания, больше других подвержены социально-психологическому программированию на употребление одурманивающих веществ. А если есть ещё и доступность, то риск значительно увеличивается. Однако и генетическую или приобретённую умственную ослабленность следует отнести к причинам не первого, а второго уровня, потому что следствие – употребление алкоголя, табака, наркотиков – появляется только там, где есть истинные причины – доступность одурманивающих веществ с их наркотическими свойствами и социально-психологическая запрограммированность на их употребление.

3. Экономическое и социальное неблагополучие, «тяжёлая жизнь», трудные жизненные условия. На трудную жизнь большинства россиян как причину пьянства указывают многие исследователи, политики, общественные деятели. Но это – лишь факторы, которые способствуют распространению пьянства, курения, наркомании, но не первопричина. Во многих странах Азии и Африки жизнь намного тяжелее, чем в России, но отношение к алкоголю, табаку и наркотикам там зависит от религии, культурной традиции, политики. Например, Афганистан – очень бедная страна, но там не употребляют алкоголь, а производство наркотиков – выгодный бизнес, ориентированный на экспорт. Сами афганцы героин практически не употребляют.

Под тяжёлой жизнью также нередко понимают трудную профессию, тяжёлый труд. Например, рабочий после тяжёлого трудового дня пьёт «с устатку». Артист после спектакля «расслабляется» с помощью рюмки коньяка и т. п. Однако поведение конкретного рабочего, артиста зависит от того, какие установки ему были внушены, т. е. от запрограммированности на конкретные способы расслабления. Но ведь расслабиться можно и с хорошей книгой, фильмом, музыкой, и занимаясь физкультурой, и в общении с близкими людьми, природой и т. д. Так что трудная жизнь или профессия ещё не причина, чтобы употреблять одурманивающие вещества.

Нередко к причинам употребления одурманивающих веществ относят трудные жизненные условия. Казалось бы, это так. Однако известно немало случаев, когда люди, вопреки жизненным обстоятельствам, находят в себе силы оставаться свободными от одурманивающих веществ. В этом проявляется, прежде всего, итог их воспитания и самовоспитания, представленный повышенной устойчивостью к стрессам, самоуважением и стремлением к созиданию. Обречённые на полную неподвижность из-за полученных травм знаменитые спортсмены Юрий Власов и Валентин Дикуль нашли в себе силы не только встать сами и вернуться к полноценной жизни, но и помогать другим.

В странах, где живут по закону трезвости, тоже есть и безработные, и несчастные люди, но для них это не повод становиться пьяницами или наркоманами, если одурманивающие вещества не пропагандируются и не доступны.

Таким образом, дефекты воспитания, генетическая и приобретённая психическая и умственная ослабленность, экономическое и социальное неблагополучие, «трудная жизнь», трудные жизненные условия – это не собственно причины, но факторы, способствующие приобщению к одурманивающим веществам и формированию зависимостей. Они важны, но не имеют самостоятельного значения. Их можно отнести к причинам второго уровня, которые могут быть запущены только при наличии причин первого уровня.

Наконец, есть ещё и реализаторский этап или причины третьего уровня, которые действуют только при наличии причин соответственно первого и второго уровней. И это – мотивы.