logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

5.1.3. Юность

Граница между подростковым возрастом и юностью условна. В одних схемах периодизации возраст от 14 до 17 лет рассматривают как завершение подростничества, в других – относят к юности.

Юность – пора взросления. Многие исследователи сходятся на том, что отнесение к юности связано со специфическим задачами развития. Р. Хавигхерс в период взросления выделил такие задачи развития:

В юности происходит принципиальное изменение в размышлениях о будущем. Теперь предметом обдумывания становится не конечный результат, а пути и способы достижения. Ведущей деятельностью признаётся учебно-профессиональная (Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев). И. В. Дубровина считает, что о профессиональном самоопределении говорить ещё рано, что в старших классах формируется лишь готовность к самоопределению, т. е. к участию в общественно полезном труде.

В интеллектуальном развитии преобладает формально-логическое и операциональное мышление. Интерес к учёбе в старших классах повышается.

Складывается более реалистичная Я-концепция. Положительная Я-концепция, чувство самоуважения, самоценности благоприятно сказываются на постановке перспективных целей и стремлении к их достижению. Отрицательная Я-концепция приводит к пассивности, одиночеству, деградации, асоциальному поведению.

Юность – это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Это период расцвета умственной деятельности, жизненных планов и ценностных ориентаций [15:261-282]. Вырабатываются научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические ориентации, появляется заинтересованное, личностное отношение к смыслу жизни.

Юность – противоречивая пора. Ощущение расцвета физических и интеллектуальных сил создают у юношей и девушек оптимистическое самочувствие. Но юности свойственны и противоречивые переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания.

Юношеская эмоциональность часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью оценок, с демонстративным отрицанием нравственных аксиом. Это отражение собственного морального поиска, стремление критически осмыслить «азбучные истины» и уже потом принять их как свои.

В трезвенном воспитании юность – благоприятная пора. Если юноше, девушке удалось к этому возрасту сохранить естественную трезвость, то им уже проще объяснить, для чего нужно оставаться трезвым. Ведь они мечтают о будущей карьере, любви, счастливой семейной жизни. Трезвый выбор, сделанный в юности – это устойчивый выбор.

К сожалению, если в детском и подростковом возрасте естественная трезвость была сломлена (как правило, в современной России это происходит через приобщение к пиву и табаку), то воспитать трезвое отношение к жизни уже гораздо труднее. Кроме того, к пиву и табаку нередко присоединяются наркотики.