2.8. Основные принципы реабилитации спортсменов при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата
Реабилитация спортсменов, в отличие от реабилитации обычных пострадавших, имеет ряд существенных особенностей. Это различие заключается в том, что спортсмен, помимо возвращенной способности выполнять трудовые и бытовые обязанности, должен быть в состоянии переносить большие физические нагрузки современного спорта, предъявляющие огромные требования к стабильности суставов, их подвижности, силе мышц; т.е. имеется существенное различие между понятием здоров для обычного человека и здоров — для спортсмена.
Травмы ОДА у спортсменов сопровождаются внезапным и резким прекращением тренировочных занятий, вызывают нарушения установившегося жизненного стереотипа, что влечет за собой болезненную реакцию всего организма. Внезапное прекращение занятий спортом способствует угасанию и разрушению выработанных многолетней систематической тренировкой условно-рефлекторных связей. Снижается функциональная способность организма и всех его систем, происходит физическая и психическая растренировка. Отрицательные эмоции, связанные с травмой, невозможностью выступать в соревнованиях, боязнь надолго утратить спортивную форму и работоспособность угнетающе действуют на психику, еще в большей степени усугубляя процессы детренированности. Особенно неблагоприятно сказывается прекращение занятий спортом на состоянии высококвалифицированных спортсменов.
Приоритет в разработке системы реабилитации спортивной работоспособности после травм ОДА принадлежит в нашей стране Л.А. Ласской. Задачей реабилитации спортсменов является восстановление психосоматического здоровья, общей и специальной работоспособности спортсменов после перенесенных заболеваний и травм. Сохраняя многие черты, свойственные реабилитации больных-неспортсменов и инвалидов, реабилитация спортсменов в то же время остро специфична, прежде всего, по конечным своим целям — восстановлению специфических двигательных качеств и навыков спортсменов, что требует иных форм организации, средств и методов восстановления.
В общем виде особенности реабилитации спортсменов являются следующими:
раннее начало реабилитационных мероприятий;
комплексность используемых методов и средств восстановления;
своеобразные этапы реабилитации;
система долгосрочного планирования, включающая реабилитационный прогноз и сроки восстановления пациента;
система точного дозирования, оперативного контроля и коррекции физической нагрузки;
экспертная оценка степени клинико-функционального состояния спортсмена и его возможности возобновить нормальный тренировочный процесс.
Рассмотрим принципиальные особенности реабилитации спортсменов:
1. Непременным условием эффективной реабилитации спортсмена является ее возможно более раннее начало (совпадение с началом подострой стадии болезни), т.е. активное воздействие различными лечебно-восстановительными средствами на организм спортсмена, пока еще не развились необратимые изменения. Раннее начало реабилитационных мероприятий можно рассматривать также как вторичную профилактику осложнений основного заболевания. Например, позднее начало специальных упражнений лечебной гимнастики после прекращения иммобилизации может вызвать серьезные осложнения в виде развития стойкой рубцово-спаечной контрактуры сустава, тромбофлебитические нарушения и т.д.
Особенностью реабилитации спортсменов является не только раннее начало, но и стремление с первых же дней после окончания острого периода болезни использовать наряду с традиционной лечебной гимнастикой (если позволяет состояние пациента) достаточно интенсивные общеразвивающие, а в ряде случаев специально-подготовительные и даже специальные упражнения тренировочной направленности. Именно раннее начало комплексной реабилитации — один из важнейших компонентов сокращения сроков реабилитации спортсменов.
2. Чрезвычайно важным в реабилитации спортсменов является разнообразие используемых методов и средств восстановления, объединяемых в виде комплексов. В процессе реабилитации спортсменов участвует коллектив специалистов-реабилитаторов медицинского и педагогического профиля, используются лечебно-восстановительные средства. Чем они разнообразнее, тем выше их эффективность, поскольку они действуют на различные механизмы регуляции организма спортсмена (гуморальные, иммунные, нервные, функциональные) и тем больше вероятность «попадания в цель». Сюда входит широкий спектр физиотерапевтических и бальнеологических средств, различные модификации массажа (пневмо-, гидро-, вибромассаж, ручной классический, точечный, сегментарно-рефлекторный), ортопедические средства (в том числе специальные ортезы), различные методы тракции позвоночника, лазеро- и рефлексотерапия, баротерапия, психорегуляция и пр. Основным же стержнем реабилитации спортсменов является кинезо- и гидротерапия, значение которых постоянно увеличивается. На заключительном этапе реабилитации наряду с традиционными средствами лечебной физической культуры используются разные группы физических упражнений, которые по своему объему, интенсивности и специфике приближаются к тренировочным.
ВСЭ. Другими словами, соблюдаются все этапы реабилитации: щадящий, функциональный и тренировочный. |
3. Заболевания и травмы у спортсменов протекают стадийно. Соответственно стадиям заболевания (острая, подострая, ремиссия, выздоровление) определяются задачи реабилитации и производится подбор средств восстановления. Это позволяет выделить этапы реабилитации (рис. 19): медицинской (МР), спортивной (СР), вслед за которым идет начальный этап спортивной тренировки (СТ).
|
Рис. 19. Этапы реабилитации спортсменов |
Этап МР характеризуется стиханием патологического процесса, развитием реституции, регенерации, компенсации, иммунитета. Например, при травмах к концу этапа МР завершается восстановление анатомической целостности поврежденных структур (сращение переломов костей, разрывов мышц, связок и пр.). Задачами этого этапа является ускорение саногенеза, адаптация спортсмена к бытовым нагрузкам и в то же время поддержание общей, а в ряде случаев — его специальной работоспособности. Поэтому наряду с физиотерапией, массажем, ортопедическими средствами и традиционной ЛФК в реабилитации спортсменов широко используют интенсивные общеразвивающие, а в ряде случаев специальные упражнения тренировочной направленности. Например, велосипедист в раннем периоде после операции остеосинтеза ключицы, если позволяет его состояние, приступает к тренировкам на велоэргометре. Гимнаст с травмой ноги при надежной иммобилизации и страховке может выполнять отдельные упражнения на гимнастических снарядах и т.д. К концу этапа МР спортсмен должен быть полностью адаптирован к бытовым и несложным профессиональным нагрузкам. В случае совместимости характера заболевания или травмы с занятиями спортом экспертным советом врачей-реабилитаторов принимается решение о переходе к этапу СР. В иных случаях продолжается реабилитация профессиональная (для лиц тяжелого физического труда).
Этап СР характеризуется отдельными функциональными нарушениями, остаточными явлениями перенесенной болезни или травмы (снижение функциональных показателей кардио-респираторной системы, остаточная контрактура, нарушение координации движений и пр.). Задачами этапа СР является полная ликвидация этих функциональных нарушений, восстановление общей и частично специальной работоспособности спортсмена. Специальными средствами этого этапа служат физические упражнения различной направленности.
На начальном отрезке этапа СР широко используются упражнения, развивающие гибкость и силу здоровых частей тела. Они должны быть достаточно велики по объему и интенсивности, чтобы вызвать заметные сдвиги в вегетативной сфере и стимулировать рост общей работоспособности спортсмена. Максимальная частота пульса на пике нагрузки должна быть не менее 150—180 уд/мин. Длительность выполнения физических упражнений в течение дня должна быть, как правило, не менее 3—4 ч. Вторую группу упражнений составляют циклические локомоции (ходьба, бег, плавание, бег на лыжах, на коньках, гребля, езда на велосипеде), работа на специальных тренажерах для пловцов, гребцов, лыжников.
Использование циклических локомоции позволяет довольно быстро восстановить общую работоспособность спортсменов. Эти простые по координации упражнения вначале выполняются в умеренном темпе, не требуют значительных мышечных усилий, малотравматичны. При травмах и заболеваниях ОДА они вместе с тем способствуют восстановлению функции его поврежденного звена. Универсальными видами циклических локомоции являются плавание, ходьба, бег, упражнения на велосипеде (велоэргометре), необходимые, как правило, всем категориям спортсменов-реконвалесцентов. Для спортсменов соответствующих специализаций с увеличением объема и темпа они постепенно переходят в тренировочные занятия.
Третью группу составляют силовые упражнения для мышц зоны повреждения. Любая серьезная травма или заболевание ОДА сопровождается рефлекторным развитием дистрофических изменений мышечной ткани, уменьшением ее массы, снижением силовых возможностей, что порождает в мышечном ансамбле так называемое слабое звено, не выдерживающее интенсивных физических нагрузок. Кроме того, мышцы являются стабилизаторами позвоночных двигательных сегментов и суставов конечностей. Особенно велико значение мышц-стабилизаторов при нестабильности суставов. Все вышесказанное заставляет уделять значительное внимание восстановлению мышц. При этом используется преимущественно аналитический метод тренировки мышц, позволяющий точно дозировать физическую нагрузку и избегать травм.
Четвертую группу составляют имитационные упражнения. Сохраняя внешний рисунок соревновательных упражнений, они в то же время выполняются без выраженных усилий и в умеренном темпе, что делает их нетравматичными. Выполняя имитационные упражнения, спортсмен приобретает необходимую психическую устойчивость, восстанавливает специфические двигательные навыки, что особенно важно для видов спорта со сложной координацией. Имитационные упражнения выполняются не только в зале ЛФК, но и в бассейне. Наиболее сложными являются специально-подготовительные (специально-вспомогательные) и специальные упражнения. В основном это касается видов спорта скоростно-силовой и сложнокоординационной направленности, игровых видов и единоборств. При освоении указанных упражнений используются известные в спортивной педагогике приемы: метод подводящих упражнений, расчлененный метод, приемы облегчения при выполнении специальных упражнений в полной координации.
Сложные по координации и усилиям специальные упражнения расчленяются на несколько более простых и разучиваются спортсменом постепенно. Лишь при полном клинико-функциональном восстановлении специальное упражнение выполняется в полной координации, например, тяжелоатлет с травмой ноги вначале выполняет жим штанги руками лежа на спине или сидя, затем — стоя, снимая штангу с подставки. Более сложное упражнение — разножка — выполняется на заключительной стадии, вначале с одним грифом штанги и с умеренной скоростью. Величина отягощения возрастает строго постепенно. Наконец, при полном клинико-функциональном восстановлении атлет выполняет специальное упражнение (толчок штанги) уже в полной координации и с высокой скоростью. Простые по координации специальные упражнения могут выполняться с облегчением, например, частичным снятием весовой нагрузки. Так, спортсмен с остаточными явлениями травмы может приступить к бегу, используя специальную подвесную систему, смонтированную в манеже или над тредбаном.
Обычные условия облегчения при выполнении специально-подготовительных и специальных упражнений создаются в бассейне благодаря особым свойствам водной среды. С одной стороны, при достаточной степени погружения в воду почти полностью снимается его масса и таким образом резко уменьшается удельная нагрузка на суставные хрящи и межпозвонковые диски позвоночника, с другой — резко гасится скорость выполнения прыжковых и ударных упражнений, что делает их нетравматичными.
Таким образом, на протяжении периода СР соотношение различных групп физических упражнений существенно меняется от общеразвивающих и циклических локомоции на начальном отрезке к имитационным, специально-подготовительным и специальным на заключительном. Значение средств МР в период СР, как правило, невелико. Широко применяется массаж, а при перегрузочных синовиитах, миозитах, тендинитах — средства физиотерапии и фиксирующие повязки. К концу этапа СР удается полностью ликвидировать остаточные функции нарушения и подготовить атлета к начальным тренировочным нагрузкам. Полное восстановление спортивной работоспособности завершается в рамках этапа СТ, для чего при заболеваниях и травмах средней и большой тяжести требуется, как правило, несколько недель. Весь этот период спортсмен должен находиться под контролем уже врача команды, тренировка же носит индивидуальный характер (помимо временного ограничения объема и интенсивности физической нагрузки могут быть также временно исключены отдельные специальные упражнения и, наоборот, включены специальные упражнения из арсенала этапа СР).
В рамках этапа СТ вполне оправданно использование отдельных средств МР.
4. Первостепенное значение имеют вопросы долгосрочного планирования реабилитационных мероприятий, так как реабилитационный прогноз и сроки восстановления в профессиональном спорте весьма существенны: с ними связано формирование спортивных команд. Перспективное долгосрочное планирование должно дать ответ на вопрос, сможет ли пациент после болезни или травмы вернуться в спорт и, если сможет, через какой срок. Перспективное планирование охватывает все этапы реабилитации (МР, СР, СТ). На каждом из них определяются задачи, средства и сроки, что позволяет врачу-реабилитатору определить и общую длительность реабилитации при конкретном виде патологии.
Практическим выражением идей перспективного планирования являются лечебно-реабилитационные программы (ЛРП) при наиболее важных заболеваниях и травмах у спортсменов. Сравнение хода реабилитации конкретного спортсмена с ЛРП при данной патологии позволяет реабилитатору в ряде случаев выявить отставание темпа восстановления, проанализировать его причины и скорректировать ход реабилитации. Вместе с тем ЛРП помогают улучшить организационно-экономическую деятельность центров реабилитации спортсменов и служат ориентиром для составления индивидуальных программ их реабилитации. При этом используются различные каналы информации: 1) специфика заболевания или травмы. 2) стадия болезни, 3) биомеханические особенности зоны повреждения и вида спорта, 4) анамнестические данные, 5) индивидуальные особенности спортсмена (возраст, пол, профессия, психологические особенности и пр.), 6) спортивная конъюнктура (специализация, квалификация, роль в спортивной команде, календарь предстоящих соревнований и пр.).
5. Система точного дозирования, оперативного контроля и коррекции физических нагрузок используется в основном, начиная с этапа СР, когда общие и специальные физические нагрузки достигают значительного объема и интенсивности. В это время процессы саногенеза еще не завершены полностью, в частности, зона повреждения опорно-двигательного аппарата обладает еще повышенной реактивностью, сохраняются отдельные функциональные нарушения в работе других органов и систем. Бессистемное неконтролируемое использование физических нагрузок почти неизбежно приводит к различным осложнениям. Особенно опасно бесконтрольное использование различных тренажеров, все более широко внедряющихся в практику. В то же время длительное применение явно заниженных физических нагрузок без их увеличения и усложнения специальных упражнений, хотя и безопасно, но не дает тренирующего эффекта.
Оперативное планирование позволяет успешно решать вопросы подбора адекватной физической нагрузки, ее контроля, коррекции и быстрого выведения спортсмена на тренирующий режим, исключая при этом риск серьезных осложнений. С этой целью для каждого пациента составляется индивидуальный план-программа физической нагрузки с учетом специфики и стадии заболевания и травмы, функционального состояния, специфики избранного вида спорта и спортивной конъюнктуры. При определении специфики и первоначальной дозировки специальных упражнений реабилитатор, опираясь не только на общеклинические и инструментально-функциональные методы диагностики (гониометрию, тонусометрию, динамометрию, электромиографию и пр.), но также на ручные и двигательные тесты. При заболеваниях внутренних органов особую информационную ценность имеют тесты со ступенчато повышающейся физической нагрузкой и одновременным исследованием ЭКГ, состава мочи, крови, секреции желудка и т.д. Учет этих показателей позволяет реабилитатору с большой точностью определить возможность выполнения пациентом специальных упражнений, практически исключив при этом осложнения.
При ручном тестировании определяется устойчивость (стабильность) суставов, возможность развивать мышечные усилия без боли. Двигательные тесты позволяют определить не только принципиальную возможность выполнения специального упражнения, но и получить некоторые количественные характеристики. При выполнении упражнений с использованием тренажеров необходимо сопоставить индивидуальный максимум амплитуды работающего сустава с рабочей амплитудой специального упражнения. Например, при упражнении на велоэргометре рабочая амплитуда в коленном суставе составляет 75° (сгибание) и 175° (разгибание). Ясно, что если у данного пациента сохраняется остаточная контрактура и сгибание в коленном суставе достигает только 85°, а разгибание — лишь 160—165°, то попытка тренироваться на велоэргометре вызовет травмирование коленного сустава. При «разболтанности» коленного сустава во фронтальной плоскости неоправданно назначение имитации конькового хода или движений слаломиста на соответствующих тренажерах и т.д.
Непременным предварительным условием назначения ряда специальных упражнений является выполнение количественных двигательных тестов. Так, после оперативного лечения повреждений коленного сустава спортсмен может приступить к медленному бегу без риска осложнений, если отсутствуют воспалительные явления или дегенерация суставного хряща и успешно выполнен тест на длительную ходьбу (дистанция не менее 5—6 км, скорость — не менее 7—8 км/ч). Определив принципиальную возможность выполнения того или иного специального упражнения, реабилитолог планирует его дозировку. В фазе полной ремиссии возможен прямой подбор нагрузки (мощность, величина дополнительного отягощения, количество повторений и другие параметры), а при остаточных явлениях воспаления (стадия неполной ремиссии) назначается, как правило, минимальная дозировка упражнений.
Для каждого занятия, обычно на срок от 1—2 до 3—4 дней, составляется перечень специальных упражнений с указанием всех параметров физической нагрузки Руководствуясь этим планом-программой, методист ЛФК предлагает пациенту выполнять указанные упражнения в определенной последовательности, контролирует правильность их выполнения и заносит результаты в специальный протокол. Если спортсмен не может выполнять задание из-за усталости или болей, методист уменьшает физическую нагрузку или отменяет ее. При очередном осмотре реабилитатор сопоставляет состояние пациента с протоколом выполненной им физической нагрузки. При осложнениях, плохой переносимости нагрузки она уменьшается или даже временно отменяется. Такое решение принимается при появлении признаков воспаления, ухудшении клинико-функциональных показателей (появление эритроцитов и белка в моче, аритмии по данным ЭКГ, резкой тахикардии или артериальной гипертензии и пр.). Резервные возможности пациента позволяют увеличивать вначале объем, затем интенсивность физических упражнений, усложнять их. При отсутствии осложнений спортсмен быстро выводится на режим тренирующей нагрузки.
Таким образом, процесс физической тренировки становится управляемым, возможные осложнения быстро выявляются и купируются коррекцией нагрузки и специальными методами лечения.
6. Непременным условием эффективности системы РС является экспертная оценка готовности к тренировочно-соревновательным нагрузкам. Квалифицированная экспертиза предупреждает осложнения и рецидивы заболеваний у спортсменов, недостаточно подготовленных к началу спортивной тренировки. В состав экспертной комиссии входят врачи-специалисты и педагоги, участвовавшие в реабилитации спортсменов. Заключительная экспертиза проводится после завершения этапа СР. При вынесении вердикта принимаются во внимание различные факторы (анамнестические данные, клинико-функциональные показатели, в том числе ручные и двигательные тесты, спортивная конъюнктура), которые сопоставляются со специфическими требованиями, предъявляемыми организму спортсмена занятиями спортом.
Немаловажное значение имеют данные анамнеза. Указания на перенесенные заболевания и травмы, частоту а количество обострений хронических заболеваний, осложнения при лечении основного заболевания влияют на принятие экспертного решения. Тщательной оценке подлежат клинико-функциональные показатели спортсмена. Помимо общеклинических учитываются функциональные показатели (пневмотахометрия, ЭМГ, гониометрия, динамометрия, РН-метрия, тонусометрия и пр.). Ручные тесты помогают оценить силовые возможности отдельных мышечных групп, устойчивость суставов. Двигательные тесты, в основу которых положены физические упражнения, наиболее информативны: они наилучшим способом выявляют силовые и амплитудные возможности, координацию движений спортсмена при нагрузках, приближенных к тренировочным. Для правильной оценки двигательных тестов их результаты сравнивают с нормативными (или сравнивают результаты травмированной и симметричной конечностей).
Подлежат оценке также возраст, пол, социальный статус спортсмена и спортивная конъюнктура (специализация, квалификация, спортивный стаж, роль пациента в команде, календарь предстоящих соревнований и пр.). Все полученные данные сопоставляются с предстоящими спортсмену спортивными нагрузками. Оценке подлежат координационная и эмоциональная сложность, объем, мощность нагрузок, режим мышечной деятельности и другие параметры. Для спортсменов с последствиями травм опорно-двигательного аппарата и черепно-мозговых травм важно оценить конкретное воздействие специфических спортивных нагрузок на тот или иной сустав, отдел позвоночного столба и др.
Сопоставляя все вышеназванные факторы, экспертная комиссия выносит свое решение:
о возобновлении спортивной тренировки (возможно с некоторым ограничением);
сроках возможного участия в соревнованиях;
продолжении реабилитации;
спортивной переориентации;
переход на оздоровительную физическую культуру.
- 1. Организационно-методические основы реабилитации.
- 1.1. Понятие о реабилитации. Ее задачи, принципы и средства
- 1.1.1. Задачи медицинской реабилитации
- 1.1.2. Принципы медицинской и физической реабилитации
- 1.1.3. Средства медицинской и физической реабилитации
- 1.1.4. Составление реабилитационных программ
- 1.2. Общая характеристика средств физической реабилитаци
- 1.2.1. Общие основы лечебной физической культуры
- Методика расчета алгоритмов физической нагрузки при использовании тренажеров нового поколения
- 1.2.2. Основы физиотерапии
- 1.2.3. Основы лечебного массажа
- 2. Физическая реабилитация в травматологии и ортопедии
- 2.1. Понятие о травме и травматической болезни
- 2.2. Физическая реабилитация при переломах длинных трубчатых костей и костей плечевого пояса
- 2.2.1. Переломы
- 2.2.2. Переломы костей верхнего плечевого пояса
- 2.2.3. Переломы костей нижних конечностей
- 2.2.4. Массаж и физиотерапия при переломах длинных трубчатых костей и костей плечевого пояса
- 2.3. Физическая реабилитация при повреждениях суставов
- 2.3.2. Вывихи в плечевом суставе
- 2.3.3. Физическая реабилитация при привычном вывихе плеча (пвп)
- 2.4.1. Переломы позвоночника
- 2.4.2. Переломы таза
- 2.5. Физическая реабилитация при травмах кисти и стоп
- 2.5.2. Повреждения стопы
- 2.5.3. Повреждения ахиллова сухожилия
- 2.6. Физическая реабилитация при челюстно-лицевых травмах, повреждениях лор-органов и глаз
- 2.6.2. Повреждения лор-органов
- 2.7. Физическая реабилитация больных при ожогах и отморожениях
- 2.7.2. Отморожения
- 2.8. Основные принципы реабилитации спортсменов при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата
- 2.9. Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии
- 2.9.2. Реабилитация при сколиозах
- 2.9.4. Игры при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии
- 3. Физическая реабилитация при заболеваниях сердечнососудистой системы
- 3.1. Общие данные о заболеваниях сердечно-сосудистой системы
- 3.1.1. Механизмы лечебного и реабилитационного действия физических упражнений
- 3.1.2. Основы методики занятий физическими упражнениями при лечении и реабилитации больных сердечно-сосудистыми заболеваниями
- 3.2. Физическая реабилитация при атеросклерозе
- 3.3. Физическая реабилитация при ишемической болезни сердца
- 3.3.1. Определение толерантности к физической нагрузке (тфн) и функционального класса больного ибс
- 3.3.2. Методика физической реабилитации больных ибс на санаторном этапе
- 3.3.3. Физическая реабилитация больных ибс IV функционального класса
- 3.4. Физическая реабилитация при инфаркте миокарда
- 3.4.1. Этапы реабилитации больных инфарктом миокарда
- 3.4.2. Стационарный этап реабилитации больных
- 3.4.3. Санаторный этап реабилитации больных
- 3.4.4. Диспансерно-поликлинический этап реабилитации больных
- 3.5. Физическая реабилитация при гипертонической болезни (гб)
- 3.5.1. Этиология и патогенез гб
- 3.5.2. Степени и формы гб, клиническое течение
- 3.5.3. Механизмы лечебного действия физических упражнений
- 3.5.4. Основные принципы лечения и реабилитации больных гб
- 3.6.1. Понятие о гипотонической болезни
- 3.6.2. Понятие о нейроциркулярной дистонии (нцд)
- 3.6.3. Методика физической реабилитации
- 3.7. Физическая реабилитация при приобретенных пороках сердца
- 3.8. Физическая реабилитация при облитерирующем эндартериите и варикозном расширении вен
- 4. Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания.
- 4.1. Физическая реабилитация при бронхиальной астме
- 4.1.1. Клинико-физиологическое обоснование применения средств физической реабилитации
- 4.1.2. Средства физической реабилитации
- 4.2. Физическая реабилитация при эмфиземе легких
- 4.3. Физическая реабилитация при бронхите и бронхоэктатической болезни
- 4.4. Физическая реабилитация при пневмонии
- 4.5. Физическая реабилитация при плевритах
- 4.6. Физическая реабилитация при пневмосклерозе
- 5. Физическая реабилитация при заболеваниях органов пищеварения, обмена веществ, суставов и органов мочевыделения
- 5.1. Физическая реабилитация при гастритах и язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки
- 5.1.1. Физическая реабилитация при гастритах
- 5.1.2. Физическая реабилитация при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки
- 5.2. Физическая реабилитация при дисфункциях кишечника и желчевыводящих путей, энтероколитах и опущениях органов брюшной полости
- 5.2.1. Воспалительные заболевания
- 5 2.2. Дискинезии кишечника
- 5.2.3. Дискинезии желчевыводящих путей
- 5.2.4. Физическая реабилитация при опущении органов брюшной полости
- 5.3. Физическая реабилитация при расстройствах обмена веществ
- 5.3.1. Физическая реабилитация при ожирении
- 5.3.2. Физическая реабилитация при подагре и сахарном диабете
- 5.4. Физическая реабилитация при заболеваниях суставов
- 5.5. Физическая реабилитация при заболеваниях органов мочевыделения
- 5.6. Игры при заболеваниях внутренних органов (дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем)
- 6. Физическая реабилитация при оперативных вмешательствах на органах грудной клетки и брюшной полости.
- 6.1. Физическая реабилитация при оперативных вмешательствах на сердце, крупных сосудах и легких
- 6.1.1. Лфк при хирургических вмешательствах по поводу пороков сердца
- 6.1.2. Лфк при аортокоронарном шунтировании и резекции постинфарктной аневризмы левого желудочка
- 6.1.3. Лфк при оперативных вмешательствах на крупных сосудах
- 6.1.4. Физическая реабилитация при оперативных вмешательствах на легких
- 6.2. Физическая реабилитацияпри оперативных вмешательствах на органах брюшной полости
- 6.2.1. Клинико-физиологическое обоснование применения лфк
- 7. Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях нервной системы.
- 7.1. Характеристика изменений при заболеваниях и повреждениях нервной системы
- 7.2. Физическая реабилитация при церебро-васкулярной патологии
- 7.2.1. Система поэтапной реабилитации больных с церебро-васкулярной патологией
- 7.3. Физическая реабилитация при травматической болезни спинного мозга (тбсм)
- 7.3.1. Клиника травматической болезни спинного мозга (тбсм)
- 7.3.2. Механизмы реабилитационного действия физических упражнений и особенности методики их применения
- 7.3.3. Физическая реабилитация до 12 месяцев
- 7.3.4. Принципы реабилитации в позднем периоде тбсм
- 7.3.5. Методика физической реабилитации в позднем периоде тбсм
- 7.3.6. Особенности физической реабилитации лиц с травмой шейного отдела в позднем периоде тбсм
- 7.4. Физическая реабилитация при остеохондрозе позвоночника
- 7.4.1. Клиническая картина остеохондрозов
- 7.4.2. Лечение и реабилитация больных при остеохондрозах
- 7.5. Физическая реабилитация при заболеваниях и травмах периферической нервной системы
- 7.5.1. Реабилитация больных при невритах
- 7.5.2. Неврит лицевого нерва
- 7.5.3. Поражение плечевого сплетения
- 7.5.4. Неврит локтевого нерва
- 7.5.5. Неврит большеберцового и малоберцового нервов
- 7.7. Физическая реабилитация при неврозах
- 7.8. Игры для больных при заболеваниях и повреждениях нервной системы
- 8. Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях у детей и подростков
- 8.1. Анатомо-физиологическая характеристика детского организма в разные возрастные периоды
- 8.2. Реабилитация детей с врожденной аномалией развития
- 8.2.1. Врожденный вывих бедра
- 8.2.2. Врожденная мышечная кривошея (вмк)
- 8.2.3. Врожденная косолапость
- 8.2.4. Пупочная грыжа
- 8.3. Реабилитация детей при возрастных инфекционных заболеваниях и их профилактика
- 8.4. Реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы у детей
- 8.4.1. Ревматизм
- 8.4.2. Миокардит
- 8.4.3. Функциональные нарушения (изменения) в работе сердца у детей
- 8.5. Реабилитация детей с заболеваниями органов дыхания
- 8.5.1. Лфк при бронхите у детей
- 8.5.2. Хронический (рецидивирующий) бронхит.
- 8.5.3. Лфк при пневмонии
- 8.5.4. Бронхиальная астма у детей
- 8.6.1. Детский церебральный паралич (дцп)
- 8.6.2. Лечебная физкультура при миопатии
- 9. Особенности занятий физическими упражнениями в период беременности, в родах и послеродовой период. Лечебная физкультура при гинекологических заболеваниях.
- 9.1. Основные изменения в организме женщины в период беременности.
- 9.2. Гимнастика в период беременности.
- 9.4. Гимнастика в послеродовой период
- 9.5. Лфк при гинекологических заболеваниях
- 10. Реабилитация инвалидов.
- 10.1. Понятие инвалидности. Различные категории инвалидов
- 10.3. Реабилитация инвалидов с повреждениями и дефектами опорно-двигательного аппарата.
- 10.3.1. Ампутация
- 10.3.2. Полиомиелит
- 10.4. Реабилитация инвалидов с нарушениями интеллекта .
- 10.5. Реабилитация инвалидов с сенсорно-речевыми нарушениями.
- 10.5.1. Нарушения слуха
- 10.5.2. Нарушения зрения
- Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
- Раздел 1, глава 1. «Организационно-методические основы реабилитации»
- Раздел 2, глава 2. «Общая характеристика средств физической реабилитации».
- 2.1. «Общие основы лфк»
- 1.2.3.Основы лечебного массажа.
- Раздел 2, главы 1,2.
- Раздел 2, глава 3. «Физическая реабилитация при повреждениях суставов».
- Раздел 2, глава 4. «Физическая реабилитация при переломах позвоночника и таза».
- Раздел 2, глава 9. «Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии».
- Раздел 3, глава 1. «Общие данные о заболеваниях сердечнососудистой системы».
- Раздел 3, глава 2. «Физическая реабилитация при атеросклерозе».
- Раздел 3, глава 3. «Физическая реабилитация при ишемической болезни сердца (ибс)».
- Раздел 3, глава 4. «Физическая реабилитация при инфаркте миокарда (им)».
- Раздел 3, глава 5. «Физическая реабилитация при гипертонической болезни».
- Раздел 3, глава 6. «Физическая реабилитация при гипотонической болезни и нейроциркуляторной дистонии».
- Раздел 3, глава 7. «Физическая реабилитация при приобретенных пороках сердца».
- Раздел 3, глава 8. «Физическая реабилитация при облитерирующем эндартериите и варикозном расширении вен».
- Раздел 5, глава 2. «Физическая реабилитация при дисфункциях кишечника и желчевыводящих путей, энтероколитах и опущениях органов брюшной полости».
- Раздел 5, глава 3. «Физическая реабилитация при расстройствах обмена веществ».
- Раздел 7, глава 1. «Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях нервной системы».
- Раздел 7, глава 2. «Физическая реабилитация при церебро-васкулярной патологии»
- Раздел 7, глава 3. «Физическая реабилитация при травматической болезни спинного мозга (тбсм)».
- Раздел 7, глава 4. «Физическая реабилитация при остехондрозе позвоночника».
- Раздел 7, глава 5. «Физическая реабилитация при заболеваниях и травмах периферической нервной системы».
- Раздел 7, главы 6, 7.
- Раздел 8, главы 1—7.
- Раздел 10, глава 1. «Понятие инвалидности, различные категории инвалидов».
- Раздел 10, глава 2. «Психолого-педагогические особенности работы по реабилитации инвалидов».
- Раздел 10, глава 3. «Реабилитация инвалидов с повреждениями и дефектами опорно-двигательного аппарата».
- Раздел 10, глава 4. «Реабилитация инвалидов с нарушениями интеллекта».
- Раздел 10, глава 5. «Реабилитация инвалидов с сенсорными нарушениями».
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- 1. Организационно-методические основы
- 4. Физическая реабилитация при заболеваниях
- 5. Физическая реабилитация при заболеваниях органов пищеварения, обмена веществ, суставов
- 9. Особенности занятий физическими упражнениями в период беременности, в родах н послеродовой