logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

5.1.2. Подростковый возраст/отрочество

Анализ подросткового возраста – одна из самых спорных проблем возрастной психологии. Неоднозначно толкуется содержание ведущей деятельности, перечень новообразований. Единство мнений исследователей состоит лишь в том, что подростковый возраст – это период наиболее интенсивного развития личности.

Обычно этот период соотносится с возрастом от 10-11 до 14-15 лет. Способность к рефлексии направляется на самого себя. Основные психологические потребности ребёнка – стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости («эмансипации»).

Для подростков характерны неустойчивость настроения, противоречивость, ранимость, депрессивные переживания. Важнейшим новообразованием является чувство взрослости. Появляется выраженный интерес к своей внешности. Интенсивно усваиваются формы поведения, связанные с половой принадлежностью.

«Чувство взрослости» – это психологический симптом начала подросткового возраста, «новообразование сознания» (Д. Б. Эльконин). Это период полового созревания, появления полового влечения.

В примитивных культурах подростковый кризис и связанные с ним проблемы отсутствуют, т. к. в этих культурах нет поляризации поведения взрослого и ребёнка, переход к статусу взрослого переходит постепенно, что опровергает гипотезу о биологической обусловленности кризиса полового созревания. Главные причины – социальные: период учёбы в индустриальном обществе затягивается. Социальная взрослость не совпадает с моментом полового созревания.

Подростковый возраст характеризуется как возраст завышенных притязаний: не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят подростка к многочисленным конфликтам с окружающими и протестному поведению. Ведущей деятельностью остаётся учебная, но в психологическом плане она отступает на второй план.

Д. Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей в этом возрасте является общение со сверстниками. Если ребёнок не может занять своего места в системе общения ровесников, он «уходит» со школы и психологически, и часто буквально. В интимно-личном общении со сверстниками усваиваются моральные нормы и ценности.

Согласно точке зрения Д. И. Фельдштейна, ведущей деятельностью подросткового возраста является общественно-полезная, социально признаваемая и одобряемая деятельность. По мнению исследователя, групповой характер общения преобладает в том случае, если социально значимая деятельность отсутствует.

Переходность психики подростка состоит в том, что сохраняется склонность к реакциям, присущим для детей помладше:

  1. Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения – в отказе от общения, домашних обязанностей, учёбы.

  2. Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому – прогулах, побегах, нелепых поступках.

  3. Реакция имитации. Объектом для подражания становится взрослый, соответствующий представлению подростка об идеале – любимый актёр, музыкант.

  4. Реакция компенсации. Несостоятельность в одной области компенсируется успехами в другой. В качестве компенсации могут быть выбраны асоциальные поступки.

  5. Реакция гиперкомпенсации. Она обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой обнаруживается наибольшая несостоятельность.

Собственно подростковые реакции:

  1. Реакция эмансипации – стремление к самостоятельности, к освобождению от опеки взрослых.

  2. Реакция «отрицательной имитации». Она проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагополучному поведению членов семьи.

  3. Реакция группирования. Стремление к формированию спонтанных подростковых групп с определённым стилем поведения.

  4. Реакция увлечения (хобби-реакция). Увлечение спортом, азартные игры больше характеризуют мальчиков; участие в самодеятельности, увлечения одеждой, литературой, музыкой, изобразительным искусством больше наблюдаются у девочек.

  5. Реакции, обусловленные формирующимся половым влечением – повышенный интерес к половым проблемам, ранняя половая жизнь.

Важным направлением психического развития является формирование стратегий или способов преодоления проблем. Эти способы могут быть конструктивными и неконструктивными.

Конструктивные способы решения проблем направлены на активное преобразование ситуации, на преодоление трудностей, а именно:

Неконструктивные способы решения проблем направлены не на причину, а на уход от проблемы. Это:

Познавательное развитие характеризуется тем, что формируется теоретическое дискурсивное (рассуждающее) мышление.

Л. С. Выготский считал проблему интересов «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка» и выделял несколько групп интересов («доминант»):

Почему в этом возрасте так важны жизненные цели, выходящие за пределы текущих интересов?

Представление о себе самом («Я-концепция») – центральное новообразование старшего подросткового возраста. Многие переживания, связанные с отношением к себе как личности, отрицательные. Поэтому так важно учить подростка находить в себе сильные стороны [15:242-261].

Именно в подростковом возрасте могут состояться первые «дебюты» с пробами алкоголя и табака. Подростка толкают к этому и стремление следовать «моде», и поиски сомнительной романтики, но чаще всего – стремление к самоутверждению любой ценой, в частности, когда не удаётся самоутвердиться в чём-то значительном: в учёбе, в общении, в общественно значимой деятельности, в спорте. Подростковый возраст – пора активного взросления. Значит, нужно помочь подростку стать взрослым, но в чём-то положительном, посредством формирования истинной, а не ложной системы ценностей.