logo search
Posob_po_samostoyat_rabote

Тема 7.Суммарная оценка критериев здоровья. Группы здоровья.

Практическое занятие по диагностике уровня здоровья ребенка с использованием карты индивидуального развития (ф 112/у), на приеме здорового ребенка. Составление индивидуального меню детям с различными заболеваниями. Составление индивидуального режима дня детям разных групп здоровья.

Цель занятия- комплексная оценка состояния здоровья позволяет провести более полное обследование ребёнка для выяснения и устранения причин, приводящих к изменениям в его развитии. Для сохранения здоровья и гармоничного развития ребёнка участковый врач должен уметь правильно оценить уровень здоровья и выставить группу здоровья.

Студент должен:

знать:

понимать:

уметь:

МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы для самоподготовки:

Содержание:

Схема исследования и оценки критериев здоровья.

Критерии

Способы определения

Оценка

Отклонения в антенатальном, интранатальном и раннем постнатальном онтогенезе.

Выкопировка сведений из истории развития.

Сбор анамнеза из беседы с родителями. При первичном осмотре сбор биологического, генеалогического, социального анамнеза; при повторном осмотре сведения о ребенке за период, предшествующий осмотру.

Неотягощенный анамнез. Отягощенный биологический анамнез.

Отягощенный социальный анамнез. Отягощенный социальный и биологический анамнез. Отягощенный генеалогический анамнез.

Физическое развитие и степень его гармоничности

Антропометрические измерения с оценкой по си-мальным отклонениям или центильным рядам.

Нормальное физическое развитие или с отклонениями. Нормальный уровень -1 группа здоровья. Начальные отклонения -II группа здоровья. Выраженные отклонения - III, IV,V группа здоровья.

Нервно-психическое развитие

Диагностика с определением уровня по группам развития.

Нормальный уровень - I группа развития. Начальные отклонения (на 1 эпикризный срок) -II группа развития. Выраженные отклонения (на 2, 3 эпикризных срока) - III, IV группы развития.

Резистентность организма

Кратность острых заболеваний по обращаемости за прошедший год.

Высокая - нет острых заболеваний. Средняя – 1-3 о.заболевания. Низкая - 4-7 острых заболеваний. Очень низкая - 8 раз и более острых заболеваний в год.

Функциональное состояние организма

Определение ЧСС и дыхания, АД, содержания НЬ, описание поведенческих реакций и др.

Нормальное - показатели соответствуют возрастной норме, поведение без отклонений. Ухудшение - уровень показателей на высшей или низшей границе возрастной нормы (зависит от показателя), есть незначительные отклонения в поведении. Плохое - уровень показателей за пределами возрастных норм; выраженные отклонения в поведении.

Хронические заболевания или врожденные пороки развития

Осмотр педиатром, врачом-специалистом, лабораторные исследования

Выявлены хронические заболевания или врожденные пороки развития (болен). Не выявлены хронические заболевания или врожденные пороки развития (здоров).

Группы здоровья ( Приказ 621 МЗ РФ)

I группа— здоровые дети, не имеющие отклонений по всем шести критериям, то есть здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем функций, не имеющих уродств, увечья, функциональных отклонений; дети с фактором риска 1-го вида в анамнезе с минимальной степенью риска формирования хронических заболеваний, к которым относятся:

а) в пренатальном периоде - экстрагенитальные заболевания матери, профессиональные вредности и алкоголизм родителей, острые заболевания и операционные вмешательства во время беременности, возраст матери к моменту рождения ребенка моложе 18 и старше 30 лет, токсикозы II и I половины беременности, угроза выкидыша, кровотечения, повышение или понижение АД во время беременности;

б) в интранатальном периоде - быстрые затяжные роды, длительный безводный период, инструментальное ведение родов, патология плаценты и пуповины, неправильное положение плода, кровотечение в родах;

в), отягощенный генеалогический анамнез - в родословной ребенка имеются моногенные болезни или мультифакториальные заболевания с определенной метаболической направленностью, а также на одного кровного родственника приходится 0,7 заболеваний.

II группа- здоровые дети с фактором риска возникновения патологии различных органов и систем (группа «высокого риска»), а также имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, измененную резистентность, у которых отсутствуют хронические заболевания.

Группа «высокого риска»- дети с факторами риска 2-го вида или одновременной отягощенностью факторами риска всех трех видов. К ним относят детей, родившихся от многоплодной беременности, недоношенных, переношенных, родившихся с большой массой тела (>4 кг), незрелых, с внутриутробным инфицированием; перенесших асфиксию, родовую травму, гемолитическую болезнь, острые тяжелые заболевания в ранний неонатальный период.

Дети с рахитом I степени (начальный период), выраженными остаточными явлениями рахита; гипотрофией I степени, дефицитом или избытком массы тела I и II степени; аллергической предрасположенностью к пищевым продуктам, лекарственным и другим веществам; пилороспазмом без явлений гипотрофии; некоторыми врожденными аномалиями, не требующими оперативного вмешательства; расширением пупочного кольца, расхождением прямых мышц живота, недоопущением яичек в мошонку на 1 -2-м году жизни и др.; с малым размером большого родничка при рождении; дефектами осанки; уплощенной стопой;функциональными изменениями сердечно-сосудистой системы (шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению артериального давления, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой); с гипертрофией аденоидов, гипертрофией миндалин I-IIстепени, искривлением носовой перегородки при отсутствии нарушения носового дыхания, повторными заболеваниями бронхитами или пневмониями; частыми острыми респираторными заболеваниями; понижением содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы; тимомегалией; субкомпенсированным кариесом (6-8 кариозных зубов), аномалией прикуса, не требующей немедленной коррекции; с отдельными невротическими реакциями, патологическими привычками, задержкой психического развития, косноязычием; дисфункцией желудочно-кишечного тракта, с миопией слабой степени; дальнозоркостью средней степени, аккомодационным косоглазием без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушения бинокулярного зрения; с виражом туберкулиновой пробы; состоянием реконвалесценции после перенесенных острых заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в том числе после острой пневмонии, эпидемического гепатита, острых нейроинфекций и др

III, IV, V группы- больные дети, страдающие хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития с разной степенью компенсации (соответственно - компенсация, субкомпенсация и декомпенсация):

При наличии нескольких заболеваний оценка группы здоровья производится по наиболее тяжелому из них. Разделение на группы здоровья позволяет проводить оценку состояния ребенка, как на момент обследования, так и при динамическом его контроле, но только с врачебных позиций.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:

Содержание:

  1. Работа в кабинете участкового педиатра: проведение комплексной оценки уровня здоровья у детей младшего возраста.

  2. .По предложенным академическим историям развития определить группу здоровья ребенка (тренинг).

Задание к самостоятельной работе:

1.Оцените уровень здоровья ребенка:

Ф.И.О.____________________________________________________Возраст________

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

Основная литература:

1.Поликлиническая педиатрия: учебник / под ред. А.С.Калмыковой.- 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2011.- 706 с.

Поликлиническая педиатрия: учебник для вузов / под ред. А.С. Калмыковой. - 2-е изд., - М. : ГЭОТАР-Медиа. 2009. - 720 с.[Электронный ресурс] – Доступ из сети Интернет. ‑ //http://www.studmedlib.ru/disciplines/

2.Руководство по амбулаторной поликлинической педиатрии / под ред. А.А. Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2006.- 592 с.

Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / под ред. А.А.Баранова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа. 2009. - 592 с.[Электронный ресурс] – Доступ из сети Интернет. ‑ //http://www.studmedlib.ru/disciplines/

Дополнительная литература:

  1. Виноградов А.Ф., Акопов Э.С., Алексеева Ю.А., Борисова М.А. ДЕТСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004.

  2. Виноградов А.Ф. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ. – Тверь, 2004.

  3. Руководство участкового педиатра / под ред. Т.Г. Авдеевой. – М.: ГЭОТАР-Медиа. 2008.- 352 с.

  4. Участковый педиатр: справочное руководство: учебное пособие / под ред.Рзянкиной М.Ф., Молочный В.П. - издание 3-е. – Ростов на Дону: Феникс. 2006.- 313 с.

  5. Черная Н.Л. Участковый педиатр. Профилактическая медицинская помощь: учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс. 2006.- 284 с.

  6. Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков – Москва, 2006.

  7. [Электронный ресурс] Виноградов А.Ф. и др.: учебное пособие /Тверской гос. мед. акад.; Практические умения и навыки для студента, обучающегося по специальности «педиатрия», [Тверь]:; 2005 г. 1 эл.опт. д.(CD–ROM).

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1.Электронный ресурс: режим доступа: // www.Consilium-medicum.com.

каталог медицинских ресурсов INTERNET

2.«Медлайн»,

3.e-library,

4.Каталог «Корбис»,

5.Профессионально-ориентированный сайт: http://www.Medpsy.ru

6.Консультант студента: www.studmedlib.ru (имя – polpedtgma; пароль – polped2012; код – X042-4NMVQWYC)

Знание студентом основных положений темы занятия:

Примеры тестов исходного уровня :

1. К какой группе здоровья Вы отнесете ребенка 3-х лет имеющего следующие оценки критериев здоровья: Анамнез: неотягощен. Физическое развитие: среднее. НПР: 2 группа, задержка 1 степени. Резистентность: средняя. Функциональное состояние: ухудшенное. Хронических заболеваний нет.

ОТВЕТ: I группа.

2. К какой группе здоровья следует отнести ребенка 2-х лет, имеющего следующие оценки критериев здоровья: Анамнез: отягощен биологический. Физическое развитие: среднее. НПР: 2 группа, задержка 1 степени. Резистентность: средняя. Функциональное состояние: ухудшенное. Гипертрофия миндалин 2 степени.

ОТВЕТ: II группа.

3. К какой группе здоровья следует отнести ребенка в возрасте 1-го года имеющего следующие оценки критериев здоровья: Анамнез: отягощен генеалогический, индекс = 1.6. Физическое развитие: выше среднего. НПР: 3 группа, задержка 1 степени. Резистентность: средняя. Функциональное состояние: ухудшенное. Хронических заболеваний нет.

ОТВЕТ: II группа.

4. К какой группе здоровья следует отнести ребенка 2 лет 6 мес. имеющего следующие оценки критериев здоровья: Анамнез: не отягощен. Физическое развитие: выше среднего. НПР: 2 группа, негармоничное развитие. Резистентность: средняя. Функциональное состояние: хорошее. Имеется искривление носовой перегородки без нарушения внешнего дыхания.

ОТВЕТ: I группа.

5. К какой группе здоровья следует отнести ребенка 1 года 3 мес. имеющего следующие оценки критериев здоровья: Анамнез: отягощен социальный. Физическое развитие: среднее. НПР: 2 группа, негармоничное развитие. Резистентность: низкая. Функциональное состояние: хорошее. Сколиоз 1 степени.

ОТВЕТ: III группа.

Вопросы и типовые задачи заключительного уровня :

Задача №1

Вы участковый педиатр. К Вам в поликлинику на диспансерный прием пришла мама с ребенком. При осмотре: мальчику 1 год, масса тела 11000 г, рост 77 см, окружность головы 47 см, окружность грудной клетки 52 см, 8 зубов. Родители ребенка здоровы. Мальчик от второй беременности, протекавшей с токсикозом второй половины, срочных благополучных родов. Первая беременность закончилась медицинским абортом по желанию матери. Масса тела при рождении 3450 г, длина тела 52 см. Течение неонатального периода не осложнено. К груди приложен в первые сутки. Пуповинный остаток отпал на 5 сутки. БЦЖ привит в роддоме на 5 сутки жизни. Выписан из роддома на 7 сутки в удовлетворительном состоянии. В течение первого года жизни болел 4 раза ОРВИ. Привит трехкратно от дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита. Осмотрен в положенные сроки невропатологом, ортопедом и офтальмологом - патологии не выявлено. Ребенок активен, хорошо кушает, приучен к соблюдению режима сна и бодрствования. Различает предметы по форме, ищет спрятанную игрушку, кормит собачку, мишку, катает машинку, идет вперед с поддержкой за обе руки, понимает слово «нельзя»; подражая взрослым, повторяет за ними новые слоги, самостоятельно пьет из чашки. При физикальном обследовании патологических изменений со стороны деятельности основных органов и систем не выявлено. ЧСС - 118 уд/мин, ЧД - 36 в мин, артериальное давление - 90/45 мм рт. ст., Нв - 124 г/л.

Задание:

Оцените уровень здоровья ребенка.

Ответ: 2 группа здоровья

Генеалогический и социальный анамнез не отягощены, отягощенный биологический (акушерский) анамнез - мед.аборт, предшествующий первой беременности; нормальная длина при нормальной массе тела; 3 группа НПР, задержка развития 1 степени; низкая резистентность; хорошее функциональное состояние. Группа здоровья 2.

Задача №2

Из анамнеза известно, что мальчику 1 год, масса тела 11200 г, длина тела 72,5 см, окружность головы 47 см, окружность грудной клетки 50 см, 7 зубов. Мать ребенка страдает сахарным диабетом, отец здоров. Ребенок от первой благополучной беременности, срочных родов в ягодичном предлежании. Масса тела при рождении 3100 г, длина тела 49 см. Течение неонатального периода не осложненное. К груди приложен в первые сутки. Пуповина отпала на 4 сутки. БЦЖ привит в роддоме. Выписан из роддома на 7 cутки в удовлетворительном состоянии. В течение первого года жизни болел 4 раза ОРВИ. Привит трехкратно вакциной АКДС. Осмотрен ортопедом, невропатологом, офтальмологом, эндокринологом - патологии не выявлено. Сахар крови - 4,1 ммоль/л. Ребенок активный, приучен к соблюдению режима сна и бодрствования, самостоятельно ходит, говорит до 10 облегченных слов, много и разноообразно действует с предметами, выполняет с ними разученные действия, узнает маму по фотографии, сам пьет из чашки. ЧСС – 120 уд/мин, ЧД - 36 д/мин.

Задание:

Оцените уровень здоровья ребенка.

Ответ:2 группа здоровья

Социальный анамнез не отягощен, отягощенный генеалогический (сахарный диабет у матери) и биологический анамнез (роды в ягодичном предлежании), физическое развитие среднее, высокая масса при нормальной длине тела, 1-я группа НПР, низкая резистентность, хорошее функциональное состояние.

Группа здоровья 2 .