Тема 6. Оценка функционального состояния и резистентности. Хронические заболевания и пороки развития, как критерии, характеризующие здоровье.
Оценка поведения ребенка. Оценка резистентности детей по данным карты индивидуального развития (ф 112/у). Оценка функционального состояния и влияние данных критериев на уровень здоровья.
Самостоятельная работа.Работа студентов на участке (активные и первичные вызовы на дом, работа на приеме участкового врача и специалистов узкого профиля, в кабинете здорового ребенка - по индивидуальному графику).
Цель занятия- для управления формированием здоровья и контроля гармоничного развития ребёнка участковый врач должен уметь правильно оценить уровень резистентности, функционального состояния и наличие хронического заболевания или порока развития.
В ходе занятия студент должен
знать:
Методы и способы оценки уровня резистентности детей различного возраста.
Методы и способы оценки уровня функционального состояния детей различного возраста.
Методы и способы выявления хронических заболеваний или пороков развития детей различного возраста.
Показатели ЧСС детей различного возраста.
Показатели ЧДД детей различного возраста.
Показатели АД детей различного возраста.
Показатели гемоглобина у детей различного возраста.
Показатели поведенческих реакций у детей различного возраста.
понимать:
Роль резистентности, как критерия характеризующего уровень индивидуального здоровья ребенка.
Роль функционального состояния, как критерия характеризующего уровень индивидуального здоровья ребенка.
Роль хронических заболеваний и пороков развития, как критерия характеризующего уровень индивидуального здоровья ребенка.
Основные причины снижения резистентности и показателей функционального состояния у современных детей.
Проблему «часто болеющих детей».
уметь:
Проводить оценку уровня резистентности детей до года.
Проводить оценку уровня резистентности детей старше года.
Проводить оценку уровня функционального состояния детей.
Проводить оценку уровня компенсированности хронических заболеваний или пороков развития.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Вопросы для самоподготовки:
Современные методы и способы оценки уровня резистентности детей различного возраста.
Современные методы и способы оценки уровня функционального состояния детей различного возраста.
Современные методы и способы выявления хронических заболеваний или пороков развития детей различного возраста.
Знать показатели ЧСС детей различного возраста.
Знать показатели ЧДД детей различного возраста.
Знать показатели АД детей различного возраста.
Знать показатели гемоглобина у детей различного возраста.
Перечислить показатели поведенческих реакций у детей различного возраста.
Какова роль резистентности, как критерия характеризующего уровень индивидуального здоровья ребенка?
Перечислить основные причины снижения резистентности и показателей функционального состояния у современных детей.
Понятие о группе «часто болеющих детей».
Содержание:
Резистентность считается:
1) высокой (0 заболеваний в год, Иоз - 0);
2) средней (1–3 заболевания в год, Иоз < 0.33);
3) низкой (4–7 заболеваний в год, Иоз – 0.33-0.6);
4) очень низкой (8 и более раз в год, Иоз > 0.65).
В случае, если наблюдение было менее продолжительным, оценка резистентности проводится по индексу частоты острых заболеваний (Иоз). Он равен отношению количества перенесенных острых заболеваний к числу месяцев наблюдения:
Количество острых заболеваний
Иоз = ----------------------------------------------
Число месяцев наблюдения
Ребенок считается часто болеющим, если он переносит в течение года 4 и более острых заболеваний и индекс частоты острых заболеваний 0,33 и выше.
Критерии включения детей в группу часто болеющих (В.Ю.Альбицкий, А.А.Баранов, 1986)
Возраст ребенка | Частота эпизодов ОРЗ в год |
До 1 года 1-3 года 4-5 лет Старше 5 лет | 4 и более 6 и более 5 и более 4 и более
|
Уровень функционального состоянияоценивается по данным клинического осмотра, лабораторных и инструментальных исследований, на основании анализа поведения и адаптационных возможностей организма, при проведении функциональных проб, а так же путем сравнения показателей основных функциональных систем с нормативными параметрами (частота сердечных сокращений, частота дыхания, уровень артериального давления, содержание гемоглобина крови и др.).
При комплексной оценке состояния здоровья этот критерий в обязательном порядке включает определение следующих функциональных параметров:
ЧСС,
ЧДД,
уровень АД,
уровень Нb в периферической крови,
описание поведенческих реакций в раннем возрасте (до 7 лет).
Функциональное состояние оценивается как:
нормальное, когда показатели соответствует возрастной норме, а поведение без отклонений;
ухудшенное, когда показатели на границах возрастной нормы и/или имеются незначительные отклонения в поведении;
плохое, когда показатели за пределами возрастной нормы и/или имеются выраженные отклонения в поведении.
Частота сердечных сокращений у здоровых детей.
Возраст
| Средняя частота ударов в норме (в мин.)
| Возраст
| Средняя частота ударов в норме (в мин.)
|
0-30 дней
| 120-145
| 8 лет
| 80-85
|
1-3 мес
| 124-190
| 9 лет
| 80-85
|
6 мес
| 130-135
| 10лет
| 78-85
|
12 мес
| 120-125
| 11 лет
| 78-84
|
2 года
| 110-115
| 12 лет
| 75-82
|
3 года
| 105-110 | 13 лет | 72-80 |
4 года
| 100-105 | 14 лет | 72-78 |
5 лет
| 98-100 | 15 лет | 70-76 |
6 лет | 90-95 | 16 лет | 70-75 |
7 лет
| 85-90 | 17-18 лет | 68-75 |
Показатели внешнего дыхания в состоянии относительного покоя у детей.
Возраст
| Частота дыхания в 1 мин
| Возраст
| Частота дыхания в 1 мин
|
Новорожденный
| 45-60
| 7 лет
| 23
|
1 мес.
| 48
| 10 лет | 20 |
6 мес. | 35 | 13 лет
| 18-20
|
1 год
| 30
| 16 лет
| 16-18
|
3 года
| 28
| Взрослые
| 16-18
|
5 лет | 25 |
|
|
Нормальные показатели гемоглобина у здоровых детей разных возрастов.
Возраст (дни)
| Гемоглобин (г/л)
| Возраст (дни)
| Гемоглобин (г/л)
|
1 час | 208 ± 23 | 6 | 195 ± 17 |
1 | 212 ± 20 | 7 | 197 ± 22 |
2 | 204 ± 19 | 8 | 195 ± 21 |
3 | 208 ± 22 | 9 | 188 ± 20 |
4 | 204 ± 20 | 10 | 188 ± 20 |
5 | 194 ± 19 | 11-15 | 188 ± 20 |
Возраст (мес)
| Гемоглобин (г/л)
| Возраст (лет)
| Гемоглобин (г/л)
|
1-2
| 142,8
| 3-4
| 129,2
|
2-3
| 132,6
| 4-5
| 136,0
|
3-4
| 129,2
| 5-6
| 139,4
|
4-5
| 129,2
| 6-7
| 136,0
|
5-6
| 132,6
| 7-8
| 132,6
|
6-7
| 129,2
| 8-9
| 137,7
|
7-8
| 130,9
| 9-10
| 136,0
|
8-9
| 127,5
| 10-11
| 144,5
|
9-10
| 134,3
| 11-12
| 141,1
|
10-11
| 125,8
| 12-13
| 132,4
|
11-12
| 129,2
| 13-14
| 144,5
|
1-2 года
| 127,5
| 15 | 130-145 |
2-3 года
| 132,2
| 16-18 | 128-140 |
Величина АД у здоровых детей.
Возраст
| Систолическое (мм.рт.ст.)
| Диастолическое (мм.рт.ст.)
| ||
мальчики
| девочки
| мальчики
| девочки
| |
1 год
| 89+15,2
| 95 ±11,9
| 66 ±12,3
| 65± 15
|
2 года
| 99+12,4
| 92 ±12,2
| 34 ±12,3
| 60±11,7
|
3 года
| 100+12,4
| 100 ±12,4
| 67 ±11,7
| 64 ±8,3
|
4 года
| 99+10,1
| 99± 10,6
| 65±5,1
| 36± 9,8
|
5 лет
| 92 +6,0
| 92± 6,5
| 62± 7,5
| 67± 7,5
|
6 лет
| 94 +6,5
| 94 ±7,0
| 64 ±7,5
| 64 ±7,0
|
7 лет
| 97 ±6,5
| 97 ±7,0
| 65 ±7,5
| 65 ±7,0
|
8 лет
| 100+6,5
| 100 ±7,0
| 67 ±7,0
| 67 ±7,5
|
9 лет
| 101+6,5
| 101 ±7,0
| 68 ±6,5
| 69 ±7,0
|
10 лет
| 103 +6,5
| 103 ±7,0
| 69 ±6,0
| 70 ±6,5
|
11 лет
| 104+6,5
| 104 ±7,0
| 70 ±5,5
| 71 ±6,5
|
12 лет
| 106+6,5
| 106 ±7,0
| 71 ±5,0
| 72 ±7,0
|
13 лет
| 108+6,5
| 108 ±6,5
| 72 ±5,0
| 73 ±7,5
|
14 лет
| 110+6,5
| 110 ±6,5
| 73 ±5,0
| 74 ±7,5
|
15 лет
| 112 +7,0
| 112 ±7,0
| 73 ±10,0
| 72 ±9,6
|
16 лет
| 118+12,0
| 116 ±12,0
| 73 ±10,0
| 72 ±9,6
|
Оценка поведения и группы риска:
Без отклонений. Если все параметры поведения имеют положительную характеристику, ставится оценка «поведение без отклонений»
Незначительные отклонения (группа внимания) – отклонения в поведении по 1 показателю.
Умеренные отклонения (группа риска) – отклонения в поведении по 2-3 показателям.
Выраженные отклонения (группа высокого риска) – отклонения в поведении по 4-5 показателям.
Значительные отклонения (диспансерная группа) – отклонения по 6 и более показателям.
Параметры поведения детей 1-го года жизни:
- Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Порядок оказания педиатрической помощи
- Правила организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала кабинета врача-педиатра участкового
- Стандарт оснащения кабинета врача-педиатра участкового
- Правила организации деятельности детской поликлиники (отделения)
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала детской поликлиники (отделения)
- Стандарт оснащения детской поликлиники (отделения)
- 1. Кабинет здорового ребенка детской поликлиники (отделения)
- Разделы работы участкового педиатра:
- Дети, подлежащие обязательной консультации заведующего педиатрическим отделением:
- Основная медицинская документация в поликлинике (амбулатории).
- Примерная схема годового отчета участкового врача:
- Тема 2. Экспертиза временной нетрудоспособности в педиатрической практике. Биоэтика в педиатрии.
- Форма №095/у, справка о временной нетрудоспособности
- Освобождение от физкультуры
- Медицинская справка в бассейн (справка формы 1)
- Заключение клинико-экспертной комиссии (кэк)
- Академический отпуск
- Форма №027/у, выписной эпикриз, медицинская выписка из истории болезни амбулаторная и/или стационарная (из поликлиники и/или из больницы)
- Персона врача
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Организация работы детской поликлиники.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 3. Оценка факторов, определяющих здоровье.
- Тема 4. Оценка физического развития
- Общий порядок (алгоритм) определения физического развития (фр):
- 2.Определение биологического возраста ребенка по зубной формуле (до 8 лет) и по уровню полового развития (с 10 лет).
- 3.Освоение практических умений
- 4.Перечень тем рефератов для студентов
- Тема 5. Оценка нервно-психического развития детей 1-4 года жизни.
- 1.Оценить нервно-психическое развитие ребенка:
- 2.Освоение практических умений:
- Тема 6. Оценка функционального состояния и резистентности. Хронические заболевания и пороки развития, как критерии, характеризующие здоровье.
- 1. Преобладающее эмоциональное состояние:
- Тема 7.Суммарная оценка критериев здоровья. Группы здоровья.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Основы формирования здоровья детей.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 8. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники.
- Дородовый врачебный патронаж
- Социальный анамнез
- Генеалогический анамнез Заключение по генеалогическому анамнезу
- Биологический анамнез
- Заключение по антенатальному анамнезу: (подчеркнуть)
- Общее заключение по дородовому патронажу
- Рекомендации
- Листок первичного врачебно-сестринского патронажа новорожденного
- Тема 9. Диспансерный метод в работе педиатра. Диспансерное наблюдение здоровых детей от рождения до 18 лет.
- Диспансерное наблюдение за ребенком на первом году жизни
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров
- 2.Понимание студентом полученных знаний по теме занятия:
- Тема 10. Принципы диспансеризации детей с хроническими заболеваниями.
- Тема 11. Задачи и работа врача отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях (дшо).
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении предварительных медицинских осмотров
- Подготовка детей к поступлению в школу.
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении
- Приложения основная медицинская документация в дду и школе.
- Факторы, определяющие готовность детей к обучению в школе, следующие:
- Тема 12.Реабилитация детей, общие принципы организации и частные вопросы.
- Организация санаторно-курортной помощи детям.
- Стационарзамещающие технологии в современной педиатрии.
- Штаты дневного стационара детской поликлиники:
- Дневной стационар детской поликлиники (оснащение)
- Задача №1
- Задача №2
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Профилактическая работа участкового врача.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 13.Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний в условиях первичного звена.
- Национальный календарь профилактических прививок
- Тема 14. Диагностика, лечение и профилактика воздушно-капельных инфекций на педиатрическом участке.
- Тема 15. Лечение и профилактика острых респираторно - вирусных инфекций у детей.
- Клиническая классификация орз (в.Ф.Учайкин, 1999)
- Общие положения о лечении орви
- Алгоритм (протокол) лечения орз у детей
- 3.Дифференциальная диагностика острой пневмонии – с бронхитами, бронхиолитами, респираторными аллергозами, нарушениями проходимости дыхательных путей, туберкулезом.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Противоэпидемическая работа участкового врача:
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 16. Основные методы неотложной терапии на догоспитальном этапе.
- Первичная сердечно-легочная реанимация у детей
- Тема 17. Диагностика, первичная врачебная помощь, тактика педиатра при ургентных состояниях.
- Лихорадка и гипертермический синдром
- Судорожный синдром
- Острый стенозирующий ларинготрахеит
- 3.При I степени стеноза:
- 4.При нарастании явлений стеноза (I-II степень, II-III степени):
- 5. При III-IV степени стеноза:
- Задача №1
- Задача №2
- В. 1.Инвагинация кишечника.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Неотложная терапия на догоспитальном этапе.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 18. Проведение промежуточного контроля знаний и умений студентов по дисциплине «поликлиническая педиатрия».
- Критерии допуска студента к курсовому зачету:
- Примеры заданий курсового зачета по поликлинической педиатрии.
- Критерии оценки студента на практическом занятии и по результатам самостоятельной работы
- Методические указания для самостоятельной работы студентов
- I. Требования к составлению реферата
- II. Требования к проведению лекции
- III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
- IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
- V.Санитарно- просветительная работа в учреждениях образования (по теме реферата)