logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

5.5.1.4. Метод «незаконченный рассказ»

Метод «незаконченный рассказ» – это изложение реальной жизненной ситуации, направленной на выявление установок подростков. Например:

  1. Рассказ «У нас были гости». Гости разошлись, стол был неубран, на столе остались грязные тарелки, рюмки с недопитым вином, а я остался/лась один. И тогда я решил/а: «Дай-ка я… Попробую? Помогу маме вымыть посуду? Уберу со стола? Вылью остатки в раковину, чтобы маленькая сестрёнка/братишка не взял/а» и т. д.

  2. Рассказ «Папа забыл сигареты». Папа оставил сигареты на столе и ушёл на роботу. Я сразу же решил, что… «Позвоню ему? Выброшу сигареты в урну, чтобы он больше не курил? Попробую закурить? Дам сигареты другу, потому что он курит» и т. д.

  3. «Каждый вечер мы собирались с друзьями во дворе, чтобы пообщаться, покурить вместе. Однажды к нам во двор пришёл новенький, он курил какое-то необычное вещество и называл его наркотой. Предложил и мне попробовать. Я отказался. Тогда он стал рассказывать о том, какие необычные ощущения даёт это вещество и что после одного раза ничего не будет…» (запишите свою версию концовки рассказа)…

Главное в методе «Незаконченный рассказ» – не предлагать готовые варианты ответов, а попытаться услышать самую первую реакцию детей на ситуацию, в которой кроется существенный элемент неосознанности, спонтанности возможного поступка, хотя с выбором вариантов ответов можно помочь, но позже.

Технология составления ситуаций для этого метода простая: нужны действующие лица, время, место события, проблема, которую нужно решить. Каждый воспитатель может составлять аналогичные рассказы сам. Он лучше знает своих детей, кроме того, жизнь всё время предлагает всё новые и новые ситуации, нужно только научиться их подмечать и работать с ними.