2.9. Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии
Осанка: |
Осанкой принято называть привычное положение тела непринужденно стоящего человека, которое он принимает без излишнего мышечного напряжения. Ведущими факторами, определяющими осанку человека, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры, которая во многом определяет правильность физиологических изгибов позвоночника. Различают четыре физиологических изгиба позвоночника в сагиттальной плоскости: два обращены выпуклостью кпереди — шейный и поясничный лордозы; два обращены кзади — грудной и пояснично-копчиковый кифозы. Благодаря изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функции спинного и головного мозга, внутренних органов, увеличивается устойчивость и подвижность позвоночника.
Начало формирования физиологических изгибов позвоночника относится к периоду грудного возраста. У новорожденного ребенка имеется лишь крестцово-копчиковый кифоз, сформировавшийся на этапе внутриутробного развития ребенка, позвоночник новорожденного почти прямой. Приблизительно к 3 месяцам жизни у ребенка формируются шейный лордоз под влиянием работы мышц спины и шеи, когда он приподнимает голову лежа на животе и сохраняя данное положение. К 6 месяцам начинает формироваться грудной кифоз с развитием умения сидеть и длительно сохранять сидячую позу. К 9— 10 месяцам начинает формироваться поясничный лордоз под действием мышц, обеспечивающих вертикальное положение туловища и конечностей во время стояния и ходьбы. Формирование физиологических изгибов продолжается до 7 лет.
Выраженность физиологических изгибов позвоночника зависит также от угла наклона таза. При его увеличении позвоночный столб, неподвижно сочлененный с тазом, наклоняется вперед, одновременно увеличиваются поясничный лордоз и грудной кифоз позвоночника, компенсаторно сохраняющие вертикальное положение тела. При уменьшении угла наклона таза соответственно уплощаются физиологические изгибы позвоночника.
С позиции физиологических закономерностей осанка ребенка является динамическим стереотипом и в младшем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Неодновременное развитие костного, суставно-связочного аппарата и мышечной системы в этом возрасте служит основой неустойчивости осанки. Такая неравномерность развития уменьшается со снижением темпов роста, а с прекращением роста человека стабилизируется. Осанка зависит от состояния нервно-мышечного аппарата человека, психики и степени развития мышечного корсета, от функциональных возможностей мышц к длительному статическому напряжению, эластических свойств межпозвоночных дисков, хрящевых и соединительнотканых образований суставов и полусуставов позвоночника, таза и нижних конечностей. В различные возрастные периоды жизни ребенка осанка имеет свои особенности.
Правильная осанка для дошкольников: голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен кпереди, не выступая за уровень грудной клетки (в профиль), лопатки слегка выступают, линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1—2 см, физиологические изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелик и составляет 22—25° для мальчиков и девочек.
Для школьников с правильной осанкой голова незначительно наклонена вперед, плечи — на одном горизонтальном уровне, лопатки прижаты к спине, живот еще выпячен, но менее выражен но, чем у детей 6—7 лет, физиологические изгибы позвоночника умеренно выражены. Угол наклона таза увеличивается, приближаясь к таковому у взрослого человека, у девочек и девушек он больше (31°), чем у юношей и мальчиков (28°). Наиболее стабильная осанка отмечается у детей к 10 годам.
Для юношей и девушек правильной осанкой является вертикальное расположение головы и туловища при выпрямленных ногах, плечи опущены, лопатки прижаты к туловищу, грудная клетка симметрична. Молочные железы у девушек и околососковые кружки у юношей симметричны и находятся на одном уровне. Живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке, у девушек подчеркнут лордоз, у юношей — кифоз. Остистые отростки расположены по средней линии. Треугольники талии также хорошо выражены и симметричны. При осмотре сбоку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, выпрямленными нижними конечностями, умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника. Ось тела проходит через ухо, плечевой и тазобедренный сустав и середину стопы.
Наиболее простой и доступной методикой определения наличия или отсутствия нарушений осанки является тестовая карта (табл. 6).
Таблица 6. Тестовая карта для выявления нарушений осанки | |||
| Содержание вопроса | Ответы | |
1 | Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью | Да | Нет |
2 | Голова, шея отклонена от средней линии, плечи, лопатки, таз установлены не симметрично | Да | Нет |
3 | Выраженная деформация грудной клетки — грудь - сапожника», впалая «куриная» (изменение диаметров грудной клетки, грудина и мечевидный отросток резко выступают вперед) | Да | Нет |
4 | Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника | Да | Нет |
5 | Сильное отставание лопаток («крыловидные» лопатки) | Да | Нет |
6 | Сильное выступание живота (более 2 см от линии грудной клетки) | Да | Нет |
7 | Нарушение осей нижних конечностей (О образные, X-образные) | Да | Нет |
8 | Неравенство треугольников талии | Да | Нет |
9 | Вальгусное положение пяток | Да | Нет |
10 | Явное отклонение в походке: прихрамывающая, «утиная» | Да | Нет |
Результаты данного тестирования оцениваются следующим образом: 1) нормальная осанка — все отрицательные ответы; 2) незначительные нарушения осанки: 0 положительных ответов на один или несколько вопросов в номерах 3, 5, 6, 7. Необходимо наблюдение в дошкольном учреждении; 3) выраженное нарушение осанки — положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 9, 10 (один или несколько явно). Необходима консультация ортопеда.
Нарушение осанки не является заболеванием, это состояние, которое при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее нарушение осанки постепенно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.
Нарушение осанки проявляется уже у детей раннего возраста: в ясельном возрасте у 2,1 %, в 4 года у 15—17% детей, в 7 лет у каждого третьего ребенка, в школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. По данным Д.А. Ивановой (с соавт.), нарушения осанки имеется у 67% школьников.
Различают 3 степени нарушения осанки.
I степень характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка.
II степень характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузке позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).
III степень характеризуется нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузке позвоночника.
Для детей дошкольного возраста наиболее характерны I— II степени нарушения осанки, для школьников — II—III степени. Различают нарушения осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях. В сагиттальной плоскости различают 5 видов нарушений осанки (рис. 20), вызванных уменьшением (2 вида) или увеличением (3 вида) физиологических изгибов (по И.Д. Ловейко, М.И. Фонареву, 1988).
|
Рис. 20. Виды нарушения осанки: а — правильная осанка; б — круглая спина; в — плоская спина; г — кругло-вогнутая спина; д — нарушение осанки во фронтальной плоскости |
При увеличении физиологических изгибов различают сутуловатость, круглую спину и Кругло-вогнутую спину. Для сутуловатости характерно увеличение грудного кифоза при одновременном уменьшении (сглаживании поясничного лордоза). Голова наклонена вперед. Плечи сведены вперед, лопатки выступают, ягодицы уплощены. Для круглой спины (кифоз) характерно увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Отсюда второе название — тотальный кифоз. Голова наклонена вперед. Плечи опущены и приведены, лопатки отстают, ноги согнуты в коленях. Отмечается западание грудной клетки и уплощение ягодиц, мышцы туловища ослаблены. Принятие правильной осанки возможно только на короткое время. Для кругло-вогнутой спины характерно увеличение всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза больше нормы, голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед, живот выступает вперед и свисает. Из-за недоразвития мышц брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов (висцероптоз). Колени максимально разогнуты, может наблюдаться переразгибание коленных суставов. Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и истончены. Данные виды нарушений осанки на фоне косметических дефектов вызывают уменьшение экскурсии грудной клетки и диафрагмы, снижение жизненной емкости и физиологических резервов дыхания и кровообращения. Резко ограничиваются ротационные движения, боковые сгибания и разгибания позвоночника.
При уменьшении физиологических изгибов определяют плоскую спину. Для плоской спины характерно сглаживание всех физиологических изгибов, особенно грудного кифоза. Грудная клетка смещена кпереди, наклон таза уменьшен, нижняя часть живота выступает вперед, мышцы туловища гипотоничны. При комбинированном изменении физиологических изгибов определяется плоско-вогнутая спина, характеризующаяся уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном лордозе. Грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом отмечается отставание ягодиц кзади и отвисание живота книзу. При менее выраженных косметических дефектах данные виды нарушения осанки приводят к ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь вызывает при движении постоянный микротравматизм головного мозга, отмечается повышенная утомляемость и головные боли. При уменьшении шейного и поясничного лордоза ограничиваются наклоны туловища кпереди, кзади (в меньшей степени), боковые наклоны.
Во фронтальной плоскости отсутствует видовое различие нарушений осанки. Такое нарушение осанки носит название асимметричная осанка и вызвано нарушением срединного расположения остистых отростков и смещением их от вертикальной оси. Для асимметричной осанки характерно отклонение головы вправо или влево, плечи установлены на разной высоте, лопатки на разных уровнях, отмечается неравенство треугольников талии, асимметрия мышечного тонуса, общая и силовая выносливость мышц снижена. В отличие от сколиоза, не имеется торсии позвонков и при разгрузке позвоночника все виды асимметрии устраняются.
Профилактика нарушений осанки — процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия в данном процессе. Ему необходимо многократно объяснять (на доступном уровне, с учетом психомоторного развития ребенка) и показывать, что такое правильная осанка и что необходимо делать для ее поддержания. Профилактика нарушений осанки у дошкольников осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т.д., у школьников — на занятиях по физической культуре. Большое внимание на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни выполняющие массаж и физические упражнения в соответствии с возрастом ребенка, в старших возрастных периодах осуществляющие контроль за навыками правильной осанки в быту и различных видах деятельности и отдыха.
Основой лечения нарушений осанки, особенно начальной степени, является общая тренировка мышц ослабленного ребенка. Она должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений опорно-двигательного аппарата ребенка, его возраста. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов.
Различают следующие задачи ЛФК при нарушениях осанки: нормализовать трофические процессы мышц туловища, создать благоприятные условия для увеличения подвижности позвоночника, осуществлять целенаправленную коррекцию имеющегося нарушения осанки, систематически закреплять навык правильной осанки, выработать общую и силовую выносливость мышц туловища и повысить уровень физической работоспособности. ЛФК показана всем детям с нарушением осанки, так как это единственный ведущий метод, позволяющий эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер. Занятия лечебной гимнастикой проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах 3—4 раза в неделю. Уменьшение количества занятий до 2 раз является неэффективным. Курс ЛФК длится для дошкольников 1—1,5, для школьников — 1,5—2 месяца, перерыв между курсами 1—2 месяца. В год ребенок с нарушением осанки должен пройти 2—3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки.
Выделяют подготовительную (1—2 недели), основную (4— 5 недель) и заключительную (1—2 недели) части курса ЛФК. В подготовительной части курса используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений упражнений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень общей физической подготовленности. В основной части курса ЛФК увеличивается количество повторений каждого упражнения. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки. В заключительной части курса ЛФК нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения — среднее. На протяжении всего курса применяются разгрузочные исходные положения лежа на спине, животе, боку, стоя, на четвереньках.
Через каждые 2—3 недели занятий обновляется 20—30% упражнений. Для дошкольников составляется 2—3, для школьников — 3—4 комплекса ЛГ на один курс ЛФК.
Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.
На занятиях с детьми, имеющими нарушения осанки, необходимо соблюдать два обязательных организационно-методических условия. Первое — наличие гладкой стены без плинтуса (желательно на противоположной от зеркала стороне), что позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения (рис. 21) — затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки и ощутить правильное
Аристотель выделял пять чувств, но в действительности у человека их десять: зрение, слух, два вида химический чувствительности (вкус и обоняние), четыре вида кожной чувствительности (тактильная, болевая, ощущения холода и тепла) и два проприоцептивных чувства (кинестетическое и вестибулярное). Всем органам чувств присуще наличие рецепторных клеток, которые преобразуют воздействие физических раздражителей в нервные импульсы. |
|
Рис. 21. Проверка положения правильности осанки: а — у стенки стоя; б — при приседании |
Основным средством ЛФК, используемым при нарушении осанки у детей, являются физические упражнения, а массаж и лечение положением — дополнительными. Лечение положением используют на занятиях лечебной гимнастикой во время пауз и при выполнении упражнений. С этой целью используются упругий валик высотой 2—3 см или подушка и чем старше ребенок, тем больше ее общие размеры. Так, детям с круглой спиной валик подкладывают под лопатку при выполнении упражнений на спине, при плоско-вогнутой спине — валик под живот при выполнении упражнений на животе; под голову — лежа на спине. Таким образом, позвоночник ребенка принимает правильное положение в течение 5—8 мин. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются при всех видах нарушения осанки и вызывают улучшение кровообращения и дыхания, улучшают трофические процессы. ОРУ используются в различных исходных положениях, для всех мышечных групп, выполняются с предметами и без них, с использованием тренажеров.
ВСЭ. Наиболее общей и совершенной на данный момент методикой тренировки осанки является методика Джозефа Пилатеса. |
Физические упражнения подбираются в соответствии с видами нарушения осанки. Упражнения, обеспечивающие коррекцию нарушений осанки, называются корригирующими (специальными), их выполнение приводит к устранению дефекта. Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применяются только симметричные упражнения. Выполнение данных упражнений способствует срединному положению линии остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. Упражнения выполняются лежа на спине, животе, без и с отягощением для мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей. Например: лежа на спине, руки за голову, согнуть и подтянуть ноги к туловищу. Лежа на животе, приподнять туловище, имитируя плавание брассом, ноги от пола не отрывать; лежа на спине, согнуть ноги, руки вдоль туловища, руками через стороны коснуться коленей, приподнимая туловище.
К специальным упражнениям при нарушении осанки относятся упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, на растяжение мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов). На занятиях лечебной гимнастикой обязательно сочетается ОРУ, ДУ, специальные упражнения, упражнения на расслабление.
Массаж в детском возрасте является эффективным методом профилактики и лечения нарушений осанки. Используются основные приемы: поглаживание, растирание, вибрация и их разновидности. Все приемы выполняются плавно и безболезненно. Детям первого года жизни, как правило, назначают общий массаж, старшим детям — массаж мышц спины, груди, брюшного пресса. Как правило, он предшествует занятиям лечебной гимнастикой. Дети дошкольного возраста и старше могут использовать приемы самомассажа, используя вспомогательные средства: роликовый массажер, массажные дорожки, массажные мячи в сочетании с физическими упражнениями.
Формы ЛФК для детей с нарушением осанки самые разнообразные: утренняя гигиеническая гимнастика, занятие ЛГ, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур, лечебное плавание. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки см. в приложении.
Гидрокинезотерапия при нарушении осанки. Занятия в воде — мощный положительный эмоциональный фактор. Большинство детей адаптируются к воде с раннего возраста. Гидрокинезотерапия позволяет решать две задачи: коррекция при нарушении осанки из разгрузочного положения позвоночника и закаливание. Вторая задача для ослабленных детей, большинство из которых имеют нарушение осанки, — важный фактор. Для достижения наибольшего эффекта температура воды должна быть комфортной, не ниже 28—30°С. Длительная разгрузка позвоночника в воде позволяет без ущерба выполнять самые различные упражнения в сочетании с освоенными навыками различных стилей плавания. Примерная схема занятия для лечебного плавания для детей школьного возраста 9—10 лет (с нарушением осанки), следующая: вводная часть занятий (5 мин) упражнения на суше и у бортика, общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп. Основная часть занятия (25—30 мин):
Скольжение на груди по ширине бассейна 5—6 м, выдох в воду. При окончании выдоха поднять голову, сделать вдох и, продолжая скольжение, повторить выдох в воду 2 раза.
Стоя на дне, уровень воды на уровне шеи (плечи в воде), руки в стороны, ладони вперед, равномерно преодолевать сопротивление воды. Соединить ладони, развернуть кисти тыльной поверхностью, выполнить разведение рук с полной амплитудой, руки назад в стороны. Повторить 6—8 раз. Стремиться стоять на дне на одном месте.
Стоя спиной к поручню, руки в стороны (руки могут скользить на поручне), шагнуть вперед, прогнуться, выпрямиться (4—6 раз каждой ногой).
Детям с нарушением осанки (особенно школьного возраста) целесообразно выполнять упражнения на тренажерах. При уменьшенных физиологических изгибах полезен гребной тренажер (академическая гребля), при увеличении физиологических изгибов — велотренажер (тренировка кардиореспираторной системы), с поднятыми (параллельно полу) руками, гимнастический комплекс «Здоровье». Этот вид тренировки доступен старшим школьникам. Позволяют добиться хороших результатов в профилактике и лечении нарушений осанки мячи больших размеров и другое оборудование фирмы «Аконит» — яркие, многофункциональные предметы.
Чистые висы не рекомендуется использовать в дошкольном возрасте и младшем школьном возрасте. За чрезмерным вытяжением позвоночника (на фоне общей слабости и диспропорции тонуса передней и задней поверхности мышц туловища) следует еще более сильное сокращение мышц, приносящее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской практике вытяжение должно всегда сопровождаться длительной разгрузкой позвоночника в положении лежа. В практике же лечебной гимнастики висы сочетаются с упражнениями, не разгружающими позвоночник, очень аккуратно следует относиться к прыжкам, подскокам и бегу, особенно в начале курса лечения. Данные виды движений ребенок использует на занятиях по физической культуре, поэтому на занятиях по лечебной гимнастике от них можно отказаться.
После реабилитационного курса ЛФК врач может рекомендовать ребенку занятия различными видами спорта.
- 1. Организационно-методические основы реабилитации.
- 1.1. Понятие о реабилитации. Ее задачи, принципы и средства
- 1.1.1. Задачи медицинской реабилитации
- 1.1.2. Принципы медицинской и физической реабилитации
- 1.1.3. Средства медицинской и физической реабилитации
- 1.1.4. Составление реабилитационных программ
- 1.2. Общая характеристика средств физической реабилитаци
- 1.2.1. Общие основы лечебной физической культуры
- Методика расчета алгоритмов физической нагрузки при использовании тренажеров нового поколения
- 1.2.2. Основы физиотерапии
- 1.2.3. Основы лечебного массажа
- 2. Физическая реабилитация в травматологии и ортопедии
- 2.1. Понятие о травме и травматической болезни
- 2.2. Физическая реабилитация при переломах длинных трубчатых костей и костей плечевого пояса
- 2.2.1. Переломы
- 2.2.2. Переломы костей верхнего плечевого пояса
- 2.2.3. Переломы костей нижних конечностей
- 2.2.4. Массаж и физиотерапия при переломах длинных трубчатых костей и костей плечевого пояса
- 2.3. Физическая реабилитация при повреждениях суставов
- 2.3.2. Вывихи в плечевом суставе
- 2.3.3. Физическая реабилитация при привычном вывихе плеча (пвп)
- 2.4.1. Переломы позвоночника
- 2.4.2. Переломы таза
- 2.5. Физическая реабилитация при травмах кисти и стоп
- 2.5.2. Повреждения стопы
- 2.5.3. Повреждения ахиллова сухожилия
- 2.6. Физическая реабилитация при челюстно-лицевых травмах, повреждениях лор-органов и глаз
- 2.6.2. Повреждения лор-органов
- 2.7. Физическая реабилитация больных при ожогах и отморожениях
- 2.7.2. Отморожения
- 2.8. Основные принципы реабилитации спортсменов при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата
- 2.9. Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии
- 2.9.2. Реабилитация при сколиозах
- 2.9.4. Игры при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии
- 3. Физическая реабилитация при заболеваниях сердечнососудистой системы
- 3.1. Общие данные о заболеваниях сердечно-сосудистой системы
- 3.1.1. Механизмы лечебного и реабилитационного действия физических упражнений
- 3.1.2. Основы методики занятий физическими упражнениями при лечении и реабилитации больных сердечно-сосудистыми заболеваниями
- 3.2. Физическая реабилитация при атеросклерозе
- 3.3. Физическая реабилитация при ишемической болезни сердца
- 3.3.1. Определение толерантности к физической нагрузке (тфн) и функционального класса больного ибс
- 3.3.2. Методика физической реабилитации больных ибс на санаторном этапе
- 3.3.3. Физическая реабилитация больных ибс IV функционального класса
- 3.4. Физическая реабилитация при инфаркте миокарда
- 3.4.1. Этапы реабилитации больных инфарктом миокарда
- 3.4.2. Стационарный этап реабилитации больных
- 3.4.3. Санаторный этап реабилитации больных
- 3.4.4. Диспансерно-поликлинический этап реабилитации больных
- 3.5. Физическая реабилитация при гипертонической болезни (гб)
- 3.5.1. Этиология и патогенез гб
- 3.5.2. Степени и формы гб, клиническое течение
- 3.5.3. Механизмы лечебного действия физических упражнений
- 3.5.4. Основные принципы лечения и реабилитации больных гб
- 3.6.1. Понятие о гипотонической болезни
- 3.6.2. Понятие о нейроциркулярной дистонии (нцд)
- 3.6.3. Методика физической реабилитации
- 3.7. Физическая реабилитация при приобретенных пороках сердца
- 3.8. Физическая реабилитация при облитерирующем эндартериите и варикозном расширении вен
- 4. Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания.
- 4.1. Физическая реабилитация при бронхиальной астме
- 4.1.1. Клинико-физиологическое обоснование применения средств физической реабилитации
- 4.1.2. Средства физической реабилитации
- 4.2. Физическая реабилитация при эмфиземе легких
- 4.3. Физическая реабилитация при бронхите и бронхоэктатической болезни
- 4.4. Физическая реабилитация при пневмонии
- 4.5. Физическая реабилитация при плевритах
- 4.6. Физическая реабилитация при пневмосклерозе
- 5. Физическая реабилитация при заболеваниях органов пищеварения, обмена веществ, суставов и органов мочевыделения
- 5.1. Физическая реабилитация при гастритах и язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки
- 5.1.1. Физическая реабилитация при гастритах
- 5.1.2. Физическая реабилитация при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки
- 5.2. Физическая реабилитация при дисфункциях кишечника и желчевыводящих путей, энтероколитах и опущениях органов брюшной полости
- 5.2.1. Воспалительные заболевания
- 5 2.2. Дискинезии кишечника
- 5.2.3. Дискинезии желчевыводящих путей
- 5.2.4. Физическая реабилитация при опущении органов брюшной полости
- 5.3. Физическая реабилитация при расстройствах обмена веществ
- 5.3.1. Физическая реабилитация при ожирении
- 5.3.2. Физическая реабилитация при подагре и сахарном диабете
- 5.4. Физическая реабилитация при заболеваниях суставов
- 5.5. Физическая реабилитация при заболеваниях органов мочевыделения
- 5.6. Игры при заболеваниях внутренних органов (дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем)
- 6. Физическая реабилитация при оперативных вмешательствах на органах грудной клетки и брюшной полости.
- 6.1. Физическая реабилитация при оперативных вмешательствах на сердце, крупных сосудах и легких
- 6.1.1. Лфк при хирургических вмешательствах по поводу пороков сердца
- 6.1.2. Лфк при аортокоронарном шунтировании и резекции постинфарктной аневризмы левого желудочка
- 6.1.3. Лфк при оперативных вмешательствах на крупных сосудах
- 6.1.4. Физическая реабилитация при оперативных вмешательствах на легких
- 6.2. Физическая реабилитацияпри оперативных вмешательствах на органах брюшной полости
- 6.2.1. Клинико-физиологическое обоснование применения лфк
- 7. Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях нервной системы.
- 7.1. Характеристика изменений при заболеваниях и повреждениях нервной системы
- 7.2. Физическая реабилитация при церебро-васкулярной патологии
- 7.2.1. Система поэтапной реабилитации больных с церебро-васкулярной патологией
- 7.3. Физическая реабилитация при травматической болезни спинного мозга (тбсм)
- 7.3.1. Клиника травматической болезни спинного мозга (тбсм)
- 7.3.2. Механизмы реабилитационного действия физических упражнений и особенности методики их применения
- 7.3.3. Физическая реабилитация до 12 месяцев
- 7.3.4. Принципы реабилитации в позднем периоде тбсм
- 7.3.5. Методика физической реабилитации в позднем периоде тбсм
- 7.3.6. Особенности физической реабилитации лиц с травмой шейного отдела в позднем периоде тбсм
- 7.4. Физическая реабилитация при остеохондрозе позвоночника
- 7.4.1. Клиническая картина остеохондрозов
- 7.4.2. Лечение и реабилитация больных при остеохондрозах
- 7.5. Физическая реабилитация при заболеваниях и травмах периферической нервной системы
- 7.5.1. Реабилитация больных при невритах
- 7.5.2. Неврит лицевого нерва
- 7.5.3. Поражение плечевого сплетения
- 7.5.4. Неврит локтевого нерва
- 7.5.5. Неврит большеберцового и малоберцового нервов
- 7.7. Физическая реабилитация при неврозах
- 7.8. Игры для больных при заболеваниях и повреждениях нервной системы
- 8. Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях у детей и подростков
- 8.1. Анатомо-физиологическая характеристика детского организма в разные возрастные периоды
- 8.2. Реабилитация детей с врожденной аномалией развития
- 8.2.1. Врожденный вывих бедра
- 8.2.2. Врожденная мышечная кривошея (вмк)
- 8.2.3. Врожденная косолапость
- 8.2.4. Пупочная грыжа
- 8.3. Реабилитация детей при возрастных инфекционных заболеваниях и их профилактика
- 8.4. Реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы у детей
- 8.4.1. Ревматизм
- 8.4.2. Миокардит
- 8.4.3. Функциональные нарушения (изменения) в работе сердца у детей
- 8.5. Реабилитация детей с заболеваниями органов дыхания
- 8.5.1. Лфк при бронхите у детей
- 8.5.2. Хронический (рецидивирующий) бронхит.
- 8.5.3. Лфк при пневмонии
- 8.5.4. Бронхиальная астма у детей
- 8.6.1. Детский церебральный паралич (дцп)
- 8.6.2. Лечебная физкультура при миопатии
- 9. Особенности занятий физическими упражнениями в период беременности, в родах и послеродовой период. Лечебная физкультура при гинекологических заболеваниях.
- 9.1. Основные изменения в организме женщины в период беременности.
- 9.2. Гимнастика в период беременности.
- 9.4. Гимнастика в послеродовой период
- 9.5. Лфк при гинекологических заболеваниях
- 10. Реабилитация инвалидов.
- 10.1. Понятие инвалидности. Различные категории инвалидов
- 10.3. Реабилитация инвалидов с повреждениями и дефектами опорно-двигательного аппарата.
- 10.3.1. Ампутация
- 10.3.2. Полиомиелит
- 10.4. Реабилитация инвалидов с нарушениями интеллекта .
- 10.5. Реабилитация инвалидов с сенсорно-речевыми нарушениями.
- 10.5.1. Нарушения слуха
- 10.5.2. Нарушения зрения
- Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
- Раздел 1, глава 1. «Организационно-методические основы реабилитации»
- Раздел 2, глава 2. «Общая характеристика средств физической реабилитации».
- 2.1. «Общие основы лфк»
- 1.2.3.Основы лечебного массажа.
- Раздел 2, главы 1,2.
- Раздел 2, глава 3. «Физическая реабилитация при повреждениях суставов».
- Раздел 2, глава 4. «Физическая реабилитация при переломах позвоночника и таза».
- Раздел 2, глава 9. «Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии».
- Раздел 3, глава 1. «Общие данные о заболеваниях сердечнососудистой системы».
- Раздел 3, глава 2. «Физическая реабилитация при атеросклерозе».
- Раздел 3, глава 3. «Физическая реабилитация при ишемической болезни сердца (ибс)».
- Раздел 3, глава 4. «Физическая реабилитация при инфаркте миокарда (им)».
- Раздел 3, глава 5. «Физическая реабилитация при гипертонической болезни».
- Раздел 3, глава 6. «Физическая реабилитация при гипотонической болезни и нейроциркуляторной дистонии».
- Раздел 3, глава 7. «Физическая реабилитация при приобретенных пороках сердца».
- Раздел 3, глава 8. «Физическая реабилитация при облитерирующем эндартериите и варикозном расширении вен».
- Раздел 5, глава 2. «Физическая реабилитация при дисфункциях кишечника и желчевыводящих путей, энтероколитах и опущениях органов брюшной полости».
- Раздел 5, глава 3. «Физическая реабилитация при расстройствах обмена веществ».
- Раздел 7, глава 1. «Физическая реабилитация при заболеваниях и повреждениях нервной системы».
- Раздел 7, глава 2. «Физическая реабилитация при церебро-васкулярной патологии»
- Раздел 7, глава 3. «Физическая реабилитация при травматической болезни спинного мозга (тбсм)».
- Раздел 7, глава 4. «Физическая реабилитация при остехондрозе позвоночника».
- Раздел 7, глава 5. «Физическая реабилитация при заболеваниях и травмах периферической нервной системы».
- Раздел 7, главы 6, 7.
- Раздел 8, главы 1—7.
- Раздел 10, глава 1. «Понятие инвалидности, различные категории инвалидов».
- Раздел 10, глава 2. «Психолого-педагогические особенности работы по реабилитации инвалидов».
- Раздел 10, глава 3. «Реабилитация инвалидов с повреждениями и дефектами опорно-двигательного аппарата».
- Раздел 10, глава 4. «Реабилитация инвалидов с нарушениями интеллекта».
- Раздел 10, глава 5. «Реабилитация инвалидов с сенсорными нарушениями».
- Рекомендуемая литература
- Приложения
- 1. Организационно-методические основы
- 4. Физическая реабилитация при заболеваниях
- 5. Физическая реабилитация при заболеваниях органов пищеварения, обмена веществ, суставов
- 9. Особенности занятий физическими упражнениями в период беременности, в родах н послеродовой