5.4.1.2. Трезвенное воспитание во внеурочной деятельности
Нужно заметить, что жёсткой границы между трезвенным воспитанием на уроках и во внеурочной деятельности нет. Урочная и внеурочная деятельность часто переплетаются. В данном случае речь идёт о том, какие формы, какие методы трезвенной работы являются предпочтительными.
На наш взгляд, ведущее место в трезвенном воспитании школьников во внеурочное время должна занять игра как форма освоения действительности. Рассмотрим потенциал некоторых видов игр.
Театрализованная игра может стать удобной формой проведения дискуссии. В отличие от драматического произведения, в театрализованной игре не существует готового сценария со всеми присущими ему атрибутами: завязкой, кульминацией, развязкой и т. д. Участники игры получают роли, ищут к ним соответствующий материал, а затем начинается коллективный поиск сценарного или сценарно-режиссерского хода и композиционного решения будущей игры, направляющей её в необходимое с педагогической точки зрения русло.
Главное, что характеризует театрализованную игру – это коллективное творчество и импровизация, в результате рождается сценическое произведение. Сценарий создаётся на основе спонтанной ролевой игры, но в отличие от обычной ролевой игры, эта игра тщательно записывается, шлифуется, отрабатывается руководителем. Так рождается сценарий будущего спектакля для неоднократного проигрывания. Последнее очень важно, так как готовых сценариев трезвенного содержания для школьной сцены не существует (или существует очень мало), а ролевое проигрывание даёт возможность писать свои сценарии на любом материале. Потом начинается подготовка спектакля для неоднократного публичного проигрывания, готовятся декорации, костюмы, бутафория. Распределяются роли, проводится застольная читка сценария, начинаются репетиции. Для маленького сценария достаточно двух-трёх репетиций, для сценария посложнее – 5-6.
Не следует увлекаться большим количеством репетиций, ведь дети – не профессиональные актёры, и их энтузиазма хватит ненадолго. Наличие дублёров на все роли – обязательно. Это позволяет расширить число участников, страхует будущий спектакль от случайных срывов. Репетиции проводятся по стандартному расписанию – так легче его помнить. Заучивание ролей – обязательно, но в дальнейшем импровизация не только допускается, но и поощряется. Обсуждение игры и подведение итогов после спектакля обязательны. Желательным является привлечение зрителей к обсуждению в конце игры.
Спектакль можно проиграть несколько раз: на общешкольном вечере, перед родителями на родительском собрании, «на гастролях» в соседней школе и т. д.
Таким образом, при проведении театрализованной игры следует выделить следующие этапы: 1) выбор темы и жанра будущей игры; распределение ролей и подборка материала, в том числе местного значения; 2) ролевая игра (2-3 проигрывания, как минимум) и первичная запись сценария руководителем; 3) тщательная запись сценария, его шлифовка руководителем; 4) утверждение на роли и застольная читка готового сценария; 5) подготовка костюмов, декораций, бутафории и репетиции; 6) заключительный спектакль с элементами импровизации и последующим обсуждением (театрализованная игра).
Для проведения театрализованной игры можно предложить следующие жанры:
1) сценка – маленькая пьеса на 5–20 минут сценического действия с двумя-тремя действующими лицами;
2) спектакль-суд. Суть этого жанра состоит в оценивании того или иного явления через форму суда со всеми необходимыми действующими лицами – судьями, адвокатами, прокурором, обвиняемым, свидетелями;
3) пресс-конференция – имитация реальной пресс-конференции с разыгрыванием ролей журналистов, специалистов разных профилей, родителей, учащихся и т. д.;
4) интермедия – жанр из группы разговорных номеров, суть которого – в противопоставлении двух точек зрения с юмором и спором;
5) парный конферанс – жанр из группы разговорных номеров. Термин употребляется в широком значении. Интермедия является подвидом этого жанра;
6) спектакль-шоу «Один на один» – имитация телевизионного шоу с одноимённым названием, где с помощью ведущего организуется аргументированная дискуссия двух идейных противников;
7) спектакль-съезд – спектакль в форме съезда со всеми необходимыми участниками и процедурой заседания. Суть жанра – в оценивании того или иного явления с точки зрения разных специалистов и действующих лиц, стоящих на единой идейной платформе.
8) спектакль-шоу «Круглый стол» – спектакль, имитирующий разговор участников круглого стола, специалистов разных профилей на злободневную тему. Разговор завершается выработкой коллективного решения;
9) спектакль-шоу «Процесс» – спектакль, имитирующий дискуссию двух и более действующих лиц, стоящих на противоположных точках зрения. Завершается дискуссия подведением итогов каждой из сторон.
В нашем опыте апробированы следующие театрализованные игры: «Первые трубки» (по роману М. Твена «Приключения Тома Сойера»), парный конферанс «Аргументы и факты против курения», спектакли-суды «Обвиняется Алкоголь», «Обвиняется Сигарета», спектакль-съезд «Союза борьбы за народную трезвость», спектакль-шоу «Один на один» на тему «Правда и ложь об алкоголе», спектакль-шоу «Круглый стол» на тему «Разговор о наркомании», спектакль-шоу «Процесс» на тему «За и против курения» [5].
Ценность школьных спектаклей значительно возрастёт, если они станут частью недели или месячника пропаганды трезвенных знаний и трезвого здорового образа жизни. В педагогике такие мероприятия получили название «длительной игры».
Длительная игра «Трезвость – лучший образ жизни». Это – система трезвенных мероприятий, охватывающих весь школьный коллектив и призванный переориентировать учащихся, а также педагогический коллектив школы в пользу трезвого здорового образа жизни. Длительная антинаркотическая игра – это авторская разработка [4:92-95], апробированная на практике. Главное отличие от обычного «месячника» или «недели» состоит в игровой атмосфере проведения всего комплекса мероприятий. Основные признаки длительной игры – протяженность во времени (до одного месяца и более), массовость (игра охватывает весь коллектив школы или отдельно начальную школу, средние классы, старшие классы), игровая атмосфера проведения игры, переплетение реального и игрового планов.
В длительной игре как нельзя лучше реализуется выдвигаемая в современной российской педагогике идея о том, что образование и воспитание держатся на трёх китах: знаниях, эмоциях и ценностях.
Сегодня уже никто не спорит о том, что важнейшей задачей на современном этапе развития образования является преодоление разобщения естественнонаучного и гуманитарного компонентов в содержании образования. Длительная игра сочетает в себе возможности формирования понятийного мышления и воспитания средствами искусства.
В длительной игре целесообразно воспользоваться преимуществами разновозрастного коллектива и привлечь старшеклассников для трезвенной работы с младшими школьниками.
Осуществление длительной игры требует педагогического руководства, желательно со стороны педагога, профессионально подготовленного к профилактической работе. Но может справиться любой учитель с трезвенными убеждениями, радеющий о нравственном и физическом здоровье детей.
Следует выделить следующие этапы проведения длительной антинаркотической игры: 1) организационный (подготовительный); 2) основной (собственно игра); 3) заключительный (подведение итогов).
На подготовительном этапе следует установить контакт с педагогическим коллективом школы и объяснить коллегам цели и задачи игры. Главными целями такой игры являются: просвещение и убеждение, массовая переориентация учащихся на трезвый здоровый образ жизни, создание информационной антинаркотической защиты для всех учащихся. Лучше, если учителя останутся в роли скрытых организаторов игры, главную инициативу следует передать старшеклассникам. Именно в этом возрасте многие подростки уже успевают не только познакомиться со вкусом алкоголя и табака, но и стать регулярными потребителями. Чтобы получить в их лице не противников, но союзников, самых активных из них следует привлечь к организации игры. Причём, для самих себя слово «игра» старшеклассники отвергают сразу. Для них это – ответственное поручение. Старшеклассников следует распределить по классам, а чтобы сплотить их вокруг единого дела, всему коллективу помощников также можно предложить постановку какого-нибудь спектакля посерьёзней. Сборы на репетиции будут одновременно и днями кратких отчётов и совещаний о ходе игры в целом.
В начале игры желательно провести диагностику антинаркотической устойчивости (например, методом АТН – см. ниже).
Для обеспечения педагогического коллектива школы необходимой информацией в школьной библиотеке следует устроить выставку трезвенной литературы, в том числе из личных фондов педагога-организатора игры, сообщить адреса интернет-сайтов, на которых можно найти трезвенную информацию.
С учителями-предметниками следует обсудить темы и содержание диктантов, изложений, сочинений, тематику рефератов и докладов, практических и лабораторных работ, предложить конкурсы рисунков и плакатов и т. д.
В конце организационного этапа, накануне объявления о начале длительной антинаркотической игры, следует заготовить письма-задания для каждого класса-участника, например, такого содержания:
«Коллективу 7-го класса поручается:
1) написать сочинение о любимом увлечении или преимуществах трезвого здорового образа жизни для себя сегодня, сейчас;
2) подготовить рефераты и доклады на уроках истории (трезвенные движения) и литературы (трезвенная деятельность Л. Н. Толстого; взгляд на образ жизни в России через зеркало классической русской литературы); составить трезвенную литературную или историческую викторину;
3) принять участие в конкурсе рисунков и плакатов «Трезвый образ жизни»;
4) провести опыты с алкоголем и табаком на уроках химико-биологического цикла;
5) подготовить антинаркотический спектакль с помощью старшеклассников;
6) провести дискуссию о необходимости трезвого образа жизни и принять программу оздоровления в своём классе: например, мальчики и девочки могут взять на себя обязательства бросить курить (зароки) или не начинать курить (обеты), либо брать групповые и индивидуальные обязательства не употреблять алкоголь до окончания школы, либо обязательства никогда не пробовать наркотики;
7) принять участие в заключительном общешкольном вечере трезвости».
Основной этап начинается с объявления о предстоящей игре по общешкольному радио. Старшеклассники разносят поручения по «своим» классам и работа начинается: диктанты, изложения и сочинения на уроках русского языка, рисунки на уроках изобразительного искусства, опыты на уроках биологии и химии, подготовка спектаклей и т. д. Педагог-организатор осуществляет главное педагогическое руководство, координирует всю игру в едином центре. Для этого желательно выделить специальное время и место. Лучше всего для этого подойдет репетиционное время старшеклассников – главных помощников организатора. Все готовятся к заключительному общешкольному вечеру трезвости.
Заключительный этап – это проведение общешкольного вечера с постановкой спектаклей и их последующим обсуждением, отчётами классов о проделанной работе, с подведением итогов. Главное – не увлечься разоблачением зла, а показать побольше положительных трезвых альтернатив.
Заключительная игра помогает найти добровольцев, готовых вести трезвенную пропаганду среди сверстников.
Вскоре после проведения игры следует провести повторную диагностику, отметить положительные сдвиги в отношении учащихся к проблеме употребления АТН и наметить коррекционную работу на будущее.
Массовые акции. Школьников можно привлечь к участию во внешкольных мероприятиях, таких как организация массовых детских и молодёжных акций. Акция – это единичное мероприятие, подготовленное при взаимодействии ряда учреждений. Примерами могут быть: организация сбора подписей за запрет рекламы пива и табака, организация общегородской выставки детских рисунков на темы трезвого здорового образа жизни, организация конкурса на лучшее школьное сочинение на темы здорового образа жизни, проведение общегородских дней здоровья, дней отказа от курения и т. д.
Акция тщательно готовится: пишется сценарий, назначаются ответственные, строго определяются сроки, изыскиваются источники финансирования, привлекаются спонсоры из числа местных предпринимателей.
- Трезвый образ жизни
- Часть 1. Теория трезвости;
- Часть 2. Методика трезвенной работы;
- Часть 3. Практикум по теории и методике трезвенной работы (в разработке).
- Глава 1. Семья. Традиция и современность
- Семья в православной культуре
- Существует ли эволюционная предрасположенность к половым ролям?
- Кризис современной семьи
- Целомудрие
- Как воспитать будущего семьянина?
- Как воспитать будущую жену и мать?
- Как воспитать будущего мужа и отца?
- Как выбрать будущего супруга?
- Как создать крепкую семью?
- Трезвая семья
- Русские пословицы и поговорки
- Выводы к главе 1
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 2. Здоровье и здоровый образ жизни
- Отношение к здоровому образу жизни в древних цивилизациях
- Отношение к здоровому образу жизни в религиозных учениях
- Христианство
- Иудаизм
- Индуизм
- Понятие здоровья в наши дни
- Концепции здоровья
- Информационная медицина о проблеме сохранения здоровья
- Доктрина о здоровом образе жизни а. М. Карпова
- Педагогические концепции здоровья
- Здоровый образ жизни – это трезвый образ жизни!
- Как сохранить здоровье?
- Духовное здоровье
- Физическое здоровье
- Социальное здоровье
- Выводы к главе 2
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 3. История употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Алкоголь
- Наркотики
- Выводы к главе 3
- Основная литература
- Лава 4. История борьбы c пьянством, курением и наркоманией
- Естественная трезвость
- Религиозные запреты и ограничения
- Христианство
- Буддизм
- Индуизм
- Трезвые религии и страны, живущие трезво или в условиях строгих ограничений
- Из истории борьбы с пьянством и алкоголизмом Юридические меры
- Медицинские меры
- Педагогические (образовательные) меры
- Из истории борьбы с табаком
- Юридическая модель профилактики
- Информационно-педагогическая модель профилактики
- Медицинская модель профилактики
- Рамочная конвенция по борьбе против табака (ркбт)
- Борьба с курением в России
- Из истории борьбы с наркоманией
- Афганский героин
- Опыт борьбы с наркоманией в Швеции
- Выводы к главе 4
- Основная литература
- Глава 5. Борьба за трезвость
- Международное трезвенническое движение
- Первое трезвенническое движение в России
- Второе трезвенническое движение в России
- Третье трезвенническое движение
- Четвёртое трезвенническое движение
- Пятое трезвенническое движение
- Антиалкогольная кампания 1985–1987 гг.
- Борьба за трезвость в Липецкой области Святой Тихон Задонский
- Рождественское Аргамаченское общество трезвости
- Михаил Сергеевич Соломенцев
- «Сухие законы»
- Великие трезвенники
- Выводы к главе 5
- Основная литература
- Глава 6. Причины употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Что такое причина?
- Взгляд на причины потребления алкоголя и пьянства в традиционных религиях
- Научные представления о причинах употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Наркотические свойства атн – фактор
- Наркотические свойства атн – причина их употребления
- Факторы, способствующие приобщению к употреблению атн
- Мотивы употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Общая схема приобщения к атн
- Выводы к главе 6
- Основная литература
- Глава 7. Медицинские последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Что такое наркотики?
- Алкоголь и его свойства
- Медицинские последствия употребления алкоголя
- Влияние алкоголя на центральную нервную систему
- Влияние алкоголя на детородные органы и генофонд
- Влияние алкоголя на развитие сердечнососудистых заболеваний
- Прочие медицинские последствия употребления алкоголя
- Особенности влияния алкоголя на детей и подростков
- Особенности влияния алкоголя в зависимости от вида изделий
- Коктейли
- «Энергетические напитки»
- Малые дозы алкоголя
- Опасность приобщения к «культурному» употреблению алкоголя
- Выводы об алкоголе и последствиях его употребления
- Состав табака и табачного дыма
- Медицинские последствия употребления табака
- Сердечно-сосудистые заболевания, рак и бронхит
- Влияние табака на детородную функцию и генофонд
- Опасность пассивного курения
- Другие последствия курения
- «Альтернативные» табачные изделия
- Электронные сигареты
- Выводы о табаке и последствиях его употребления
- Виды нелегальных наркотиков
- Последствия употребления наркотиков Производные конопли – марихуана, гашиш
- Опиум и его производные
- Кокаин и другие психотропные вещества
- Наркомания и преступность
- Выводы о наркотиках и последствиях их употребления
- Выводы к главе 7
- Основная литература
- Глава 8. Теории зависимостей от алкоголя, табака и наркотиков
- Основные понятия и термины
- Виды зависимостей
- Зависимость от алкоголя
- Никотиновая зависимость
- Наркотическая зависимость
- Стадии развития зависимостей
- Алкогольная зависимость
- Первая стадия алкоголизма
- Вторая стадия алкоголизма
- Третья стадия алкоголизма
- Третья стадия никотинизма
- Наркотическая зависимость
- Первая стадия наркомании
- Вторая стадия наркомании
- Третья стадия наркомании
- Кризис современной наркологии
- Теория г. А. Шичко
- Другие теории химической зависимости
- Нехимические зависимости
- Созависимость
- Выводы к главе 8
- Основная литература
- Глава 9. Социально-политические последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков
- Понятие ситуации
- Алкогольная ситуация Уровень употребления алкоголя
- Структура потребления алкогольных изделий
- Алкогольный капитал
- Возраст приобщения к алкоголю
- Распределение потребления алкоголя по возрастному, социальному и половому признакам
- Алкогольная смертность
- Прочие последствия
- Виноват ли суррогатный алкоголь?
- Смертность от табака
- Прочие последствия потребления табака
- Наркотическая ситуация Уровень потребления наркотиков
- Демографическая катастрофа в России
- Отрезветь или погибнуть?
- План Аллена Даллеса
- Социально-политические последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков в России
- Выводы к главе 9
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Глава 10. Немедицинские методы и методики избавления от зависимостей
- Термины и понятия
- Метод и методика г. А. Шичко
- Сущность методики г. А. Шичко
- Принципы построения очных занятий по методике г. А. Шичко
- Структура занятия
- Содержание занятий
- Научные основы методики
- Организация занятий
- Результативность метода
- Опыт Елецкого учебного центра избавления от вредных привычек (методика в. И. Гринченко)
- Опыт клубной деятельности Фонда им. Г. А. Шичко (г. Екатеринбург)
- Теоретические основы деятельности клуба
- Программа реабилитации наркозависимых
- Рекомендации родителям наркомана:
- Притчи и выдержки из сочинений Притча о немилосердном заимодавце (для наркоманов)
- Боль, которую мне принесли (из дневника наркомана)
- Кому принёс боль я (из дневника наркомана)
- Притча о материнской любви (для родителей)
- Альтернативный подход в использовании метода г. А. Шичко
- Почему избавление от вредных привычек является платным?
- Зависимость – порок души
- Метод духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока на православной основе
- Опыт Душепопечительского Православного Центра реабилитации наркозависимых (г. Москва)
- Методика ю. М. Орлова (обучение саногенному мышлению)
- Метод г. Н. Сытина
- Метод избавления от курения с. Н. Зайцева
- Зарубежный опыт. Метод Аллена Карра
- Выводы к главе 10
- Основная литература
- Часть 2. Методика трезвенной работы
- Глава 1. Проблема профилактики употребления алкоголя, табака и наркотиков
- 1.1. Основные понятия и термины
- 1.2. Юридическая модель профилактики
- 1.2.1. Государственный уровень: основные документы
- 1.2.1.3. Федеральный Закон «Технический регламент на табачную продукцию» № 268-фз. Принят Государственной Думой 3 декабря 2008 г. Одобрен Советом Федерации 17 декабря 2008 г.
- 1.2.1.6. Указ Президента Российской Федерации №690 от 9 июня 2010 года «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»
- Раздел IV. Совершенствование системы мер по сокращению спроса на наркотики:
- 1.2.2. Региональный уровень профилактики
- 1.3. Медицинская модель профилактики (наркологическая служба)
- 1.4. Психосоциальная модель профилактики
- 1.4.1. Центры психологической и социальной помощи
- 1.5. Образовательная (педагогическая) модель профилактики
- 1.5.1. «Концепция антинаркотической профилактики в образовательной среде»
- 1.5.1.1. Цели и задачи профилактики
- 1.5.1.2. Принципы активной профилактики в образовательной среде
- 1.5.1.3. Этапы системы профилактики:
- 1.5.1.4. Показатели эффективности профилактики
- 1.5.2. Профилактика употребления пав в образовательной среде на региональном уровне
- 1.5.2.1. Профилактика употребления пав в образовательных учреждениях
- 1.5.2.2. Профилактика употребления пав в семье
- 1.5.2.3. Профилактика употребления пав в сфере досуга
- Выводы к главе 1
- Основная литература
- Глава 2. Подходы к трезвенному воспитанию в образовательном процессе
- 2.1. Методологические подходы к образовательному процессу
- 2.2. Общепедагогические подходы
- 2.2.1. Формирующий подход
- 2.2.2. Культурологический подход
- 2.2.3. Социализирующий подход
- 2.2.4. Синергетический подход
- 2.2.5. Герменевтический подход
- 2.2.6. Аксиологический (ценностный) подход
- 2.2.7. Антропологический подход
- 2.2.9. Личностно-ориентированный подход
- 2.2.10. Деятельностный подход
- 2.2.11. Гуманистический подход
- 2.2.12. Компетентностный подход
- 2.2.13. Другие подходы
- 2.3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
- 2.3.1. Кризис духовности и национальная русская идея
- 2.3.2. Религиозный компонент духовно-нравственного воспитания
- 2.3.3. Особенности православного воспитания
- 2.3.4. Ценностный компонент духовно-нравственного воспитания
- 2.3.5. Условия усвоения духовно-нравственных ценностей
- 2.3.6. Концепция развития и воспитания безопасной/жизнеспособной личности
- 2.4. Специальный (профилактический) подход к трезвенному воспитанию
- 2.4.1. Зарубежные модели школьных профилактических программ
- 2.4.1.1. Подходы к предупреждению табакокурения учащихся
- 2.4.2. Отечественные модели школьных профилактических программ
- 2.4.2.1. Дореволюционный этап
- 2.4.2.2. Ранний послереволюционный этап
- 2.4.2.3. Современный этап
- 2.4.2.3.1. Модель «свободы выбора»
- 2.4.2.3.2. Модель нравственного здоровья
- 2.4.2.3.3. Модель личностной и социальной компетентности
- 2.4.2.3.4. Эко-психотерапевтическая модель
- 2.4.2.3.5. Модель улучшения нравственного и физического здоровья
- Выводы к главе 2
- Основная литература
- Глава 3. Концепции профилактики употребления алкоголя, табака и наркотиков
- 3.1. Аддиктология, превентология или собриология?
- 3.2. Подходы к профилактике употребления алкоголя, табака и наркотиков
- 3.2.1. Религиозный подход
- 3.2.2. Научное обоснование трезвости
- 3.2.2.1. Превентивный подход (стратегия «уменьшения вреда»)
- 3.2.2.2. Собриологический подход
- 3.3.Собриологическая концепция профилактики
- 3.3.1. Актуальность собриологической концепции профилактики
- 3.3.2. Отказ плюс запрет плюс профилактика в образовательной среде
- 3.3.3. Профилактическая деятельность по ограничению доступности
- 3.3.4. Пропаганда трезвого здорового образа жизни
- 3.3.5. Профилактика в семейной среде
- 3.3.5.1. Зарубежный опыт
- 3.3.5.2. Отечественный опыт
- 3.3.6. Профилактика в системе образовательных учреждений
- 3.3.6.1. Деятельность образовательного учреждения по формированию трезвенного мировоззрения
- 3.3.6.2. Деятельность образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию
- 3.3.6.3. Деятельность образовательного учреждения по воспитанию безопасной/жизнеспособной личности
- 3.3.6.4. Формирование трезвой воспитательной среды в образовательном учреждении
- 3.3.7. Профилактика в досуговой среде
- 3.3.7.1. Эффективные формы и методы работы в сфере досуга
- Выводы к главе 3
- Основная литература
- Лава 4. Трезвенное воспитание детей на ранних ступенях развития
- 4.1. Возрастные особенности развития
- 4.1.1. Младенчество
- 4.1.2 Раннее детство (от 1 года до 3 лет)
- 4.1.3 Дошкольное детство
- 4.2. Цель, задачи, принципы и содержание раннего трезвенного воспитания
- 4.2.1. Актуальность раннего трезвенного воспитания
- 4.2.2. Цель и задачи раннего трезвенного воспитания
- 4.2.3. Принципы раннего трезвенного воспитания детей
- 4.2.4. Содержание раннего трезвенного воспитания
- 4.3. Диагностика ранней антинаркотической устойчивости
- 4.3.1. Методы опроса дошкольников
- 4.3.2. Методы опроса родителей дошкольников
- 4.4. Методы раннего трезвенного воспитания
- 4.4.1. Общие методы воспитания
- 4.4.2. Трезвенное воспитание в младенческом и преддошкольном возрасте
- 4.4.2.1. Трезвая воспитательная среда
- 4.4.2.2. Метод условного рефлекса
- 4.4.3. Методы трезвенного воспитания дошкольников (старше 3 лет)
- 4.4.3.1. Метод активной трезвости
- 4.4.3.2. Программа «Борьба со злом»
- 4.4.4. Рекомендации родителям дошкольников
- 4.4.4.1. Классификация заботливых родителей
- 4.4.4.2. Рекомендации родителям, которые позволяют себе выпить и закурить
- 4.4.4.3. Рекомендации родителям, которые живут трезво
- Выводы к главе 4
- Основная литература
- Глава 5. Трезвенное воспитание в школе
- 5.1. Возрастные особенности развития в школьном возрасте
- 5.1.1. Младший школьный возраст
- 5.1.2. Подростковый возраст/отрочество
- 5.1.3. Юность
- 5.1.4. Половые особенности развития в школьном возрасте
- 5.2. Цели, задачи и содержание трезвенного воспитания в школе
- 5.2.1. Начальная школа (1-4 классы)
- 5.2.2. Основная школа (5-9 классы)
- 5.2.3. Старшая школа (10-11 классы)
- 5.3. Принципы профилактической работы в школе
- 5.3.1. Обзор отечественных и зарубежных источников
- 5.3.2. Собриологические принципы построения профилактических образовательных программ
- 5.4. Методы трезвенного воспитания
- 5.4.1. Образовательная (информационно-педагогическая) модель трезвенного воспитания
- 5.4.1.1. Трезвенное воспитание на уроках
- 5.4.1.2. Трезвенное воспитание во внеурочной деятельности
- 5.4.2. Психолого-коммуникативная модель трезвенного воспитания
- 5.4.2.1. Упражнения на коррекцию эмоционально-волевых качеств
- 5.4.2.2. Игры-активаторы
- 5.4.2.3. Другие психологические и коммуникативные упражнения и игры
- 5.4.3. Социальная модель трезвенного воспитания
- 5.5. Диагностика антинаркотической устойчивости
- 5.5.1. Методы диагностики
- 5.5.1.1. Наблюдение
- 5.5.1.2. Устный опрос
- 5.5.1.3. Анкетирование
- 5.5.1.4. Метод «незаконченный рассказ»
- 5.5.1.5. Метод незаконченных предложений
- 5.5.1.6. Метод рисуночных тестов
- 5.5.1.7. Метод «баллотирования»
- 5.5.1.8. Метод атн
- 5.5.2. Анализ и обработка результатов исследования
- 5.5.3. Диагностика на разных ступенях развития
- Выводы к главе 5
- Основная литература
- Глава 7. Организация профессиональной собриологической подготовки будущего учителя
- 7.1. Цели, задачи и содержание подготовки будущего учителя к трезвенной деятельности
- 7.2. Понятие готовности. Основные компоненты и уровни готовности
- 7.3. Диагностика и самодиагностика готовности будущего учителя к трезвенной деятельности
- 7.3.1. Мотивационно-волевой компонент готовности
- 7.3.2. Содержательный компонент готовности
- 7.3.3. Процессуальный компонент готовности
- 7.3.4. Рефлексивный компонент готовности
- Выводы к главе 7
- Основная литература