logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

5.4.1.2. Трезвенное воспитание во внеурочной деятельности

Нужно заметить, что жёсткой границы между трезвенным воспитанием на уроках и во внеурочной деятельности нет. Урочная и внеурочная деятельность часто переплетаются. В данном случае речь идёт о том, какие формы, какие методы трезвенной работы являются предпочтительными.

На наш взгляд, ведущее место в трезвенном воспитании школьников во внеурочное время должна занять игра как форма освоения действительности. Рассмотрим потенциал некоторых видов игр.

Театрализованная игра может стать удобной формой проведения дискуссии. В отличие от драматического произведения, в театрализованной игре не существует готового сценария со всеми присущими ему атрибутами: завязкой, кульминацией, развязкой и т. д. Участники игры получают роли, ищут к ним соответствующий материал, а затем начинается коллективный поиск сценарного или сценарно-режиссерского хода и композиционного решения будущей игры, направляющей её в необходимое с педагогической точки зрения русло.

Главное, что характеризует театрализованную игру – это коллективное творчество и импровизация, в результате рождается сценическое произведение. Сценарий создаётся на основе спонтанной ролевой игры, но в отличие от обычной ролевой игры, эта игра тщательно записывается, шлифуется, отрабатывается руководителем. Так рождается сценарий будущего спектакля для неоднократного проигрывания. Последнее очень важно, так как готовых сценариев трезвенного содержания для школьной сцены не существует (или существует очень мало), а ролевое проигрывание даёт возможность писать свои сценарии на любом материале. Потом начинается подготовка спектакля для неоднократного публичного проигрывания, готовятся декорации, костюмы, бутафория. Распределяются роли, проводится застольная читка сценария, начинаются репетиции. Для маленького сценария достаточно двух-трёх репетиций, для сценария посложнее – 5-6.

Не следует увлекаться большим количеством репетиций, ведь дети – не профессиональные актёры, и их энтузиазма хватит ненадолго. Наличие дублёров на все роли – обязательно. Это позволяет расширить число участников, страхует будущий спектакль от случайных срывов. Репетиции проводятся по стандартному расписанию – так легче его помнить. Заучивание ролей – обязательно, но в дальнейшем импровизация не только допускается, но и поощряется. Обсуждение игры и подведение итогов после спектакля обязательны. Желательным является привлечение зрителей к обсуждению в конце игры.

Спектакль можно проиграть несколько раз: на общешкольном вечере, перед родителями на родительском собрании, «на гастролях» в соседней школе и т. д.

Таким образом, при проведении театрализованной игры следует выделить следующие этапы: 1) выбор темы и жанра будущей игры; распределение ролей и подборка материала, в том числе местного значения; 2) ролевая игра (2-3 проигрывания, как минимум) и первичная запись сценария руководителем; 3) тщательная запись сценария, его шлифовка руководителем; 4) утверждение на роли и застольная читка готового сценария; 5) подготовка костюмов, декораций, бутафории и репетиции; 6) заключительный спектакль с элементами импровизации и последующим обсуждением (театрализованная игра).

Для проведения театрализованной игры можно предложить следующие жанры:

1) сценка – маленькая пьеса на 5–20 минут сценического действия с двумя-тремя действующими лицами;

2) спектакль-суд. Суть этого жанра состоит в оценивании того или иного явления через форму суда со всеми необходимыми действующими лицами – судьями, адвокатами, прокурором, обвиняемым, свидетелями;

3) пресс-конференция – имитация реальной пресс-конференции с разыгрыванием ролей журналистов, специалистов разных профилей, родителей, учащихся и т. д.;

4) интермедия – жанр из группы разговорных номеров, суть которого – в противопоставлении двух точек зрения с юмором и спором;

5) парный конферанс – жанр из группы разговорных номеров. Термин употребляется в широком значении. Интермедия является подвидом этого жанра;

6) спектакль-шоу «Один на один» – имитация телевизионного шоу с одноимённым названием, где с помощью ведущего организуется аргументированная дискуссия двух идейных противников;

7) спектакль-съезд – спектакль в форме съезда со всеми необходимыми участниками и процедурой заседания. Суть жанра – в оценивании того или иного явления с точки зрения разных специалистов и действующих лиц, стоящих на единой идейной платформе.

8) спектакль-шоу «Круглый стол» – спектакль, имитирующий разговор участников круглого стола, специалистов разных профилей на злободневную тему. Разговор завершается выработкой коллективного решения;

9) спектакль-шоу «Процесс» – спектакль, имитирующий дискуссию двух и более действующих лиц, стоящих на противоположных точках зрения. Завершается дискуссия подведением итогов каждой из сторон.

В нашем опыте апробированы следующие театрализованные игры: «Первые трубки» (по роману М. Твена «Приключения Тома Сойера»), парный конферанс «Аргументы и факты против курения», спектакли-суды «Обвиняется Алкоголь», «Обвиняется Сигарета», спектакль-съезд «Союза борьбы за народную трезвость», спектакль-шоу «Один на один» на тему «Правда и ложь об алкоголе», спектакль-шоу «Круглый стол» на тему «Разговор о наркомании», спектакль-шоу «Процесс» на тему «За и против курения» [5].

Ценность школьных спектаклей значительно возрастёт, если они станут частью недели или месячника пропаганды трезвенных знаний и трезвого здорового образа жизни. В педагогике такие мероприятия получили название «длительной игры».

Длительная игра «Трезвость – лучший образ жизни». Это – система трезвенных мероприятий, охватывающих весь школьный коллектив и призванный переориентировать учащихся, а также педагогический коллектив школы в пользу трезвого здорового образа жизни. Длительная антинаркотическая игра – это авторская разработка [4:92-95], апробированная на практике. Главное отличие от обычного «месячника» или «недели» состоит в игровой атмосфере проведения всего комплекса мероприятий. Основные признаки длительной игры – протяженность во времени (до одного месяца и более), массовость (игра охватывает весь коллектив школы или отдельно начальную школу, средние классы, старшие классы), игровая атмосфера проведения игры, переплетение реального и игрового планов.

В длительной игре как нельзя лучше реализуется выдвигаемая в современной российской педагогике идея о том, что образование и воспитание держатся на трёх китах: знаниях, эмоциях и ценностях.

Сегодня уже никто не спорит о том, что важнейшей задачей на современном этапе развития образования является преодоление разобщения естественнонаучного и гуманитарного компонентов в содержании образования. Длительная игра сочетает в себе возможности формирования понятийного мышления и воспитания средствами искусства.

В длительной игре целесообразно воспользоваться преимуществами разновозрастного коллектива и привлечь старшеклассников для трезвенной работы с младшими школьниками.

Осуществление длительной игры требует педагогического руководства, желательно со стороны педагога, профессионально подготовленного к профилактической работе. Но может справиться любой учитель с трезвенными убеждениями, радеющий о нравственном и физическом здоровье детей.

Следует выделить следующие этапы проведения длительной антинаркотической игры: 1) организационный (подготовительный); 2) основной (собственно игра); 3) заключительный (подведение итогов).

На подготовительном этапе следует установить контакт с педагогическим коллективом школы и объяснить коллегам цели и задачи игры. Главными целями такой игры являются: просвещение и убеждение, массовая переориентация учащихся на трезвый здоровый образ жизни, создание информационной антинаркотической защиты для всех учащихся. Лучше, если учителя останутся в роли скрытых организаторов игры, главную инициативу следует передать старшеклассникам. Именно в этом возрасте многие подростки уже успевают не только познакомиться со вкусом алкоголя и табака, но и стать регулярными потребителями. Чтобы получить в их лице не противников, но союзников, самых активных из них следует привлечь к организации игры. Причём, для самих себя слово «игра» старшеклассники отвергают сразу. Для них это – ответственное поручение. Старшеклассников следует распределить по классам, а чтобы сплотить их вокруг единого дела, всему коллективу помощников также можно предложить постановку какого-нибудь спектакля посерьёзней. Сборы на репетиции будут одновременно и днями кратких отчётов и совещаний о ходе игры в целом.

В начале игры желательно провести диагностику антинаркотической устойчивости (например, методом АТН – см. ниже).

Для обеспечения педагогического коллектива школы необходимой информацией в школьной библиотеке следует устроить выставку трезвенной литературы, в том числе из личных фондов педагога-организатора игры, сообщить адреса интернет-сайтов, на которых можно найти трезвенную информацию.

С учителями-предметниками следует обсудить темы и содержание диктантов, изложений, сочинений, тематику рефератов и докладов, практических и лабораторных работ, предложить конкурсы рисунков и плакатов и т. д.

В конце организационного этапа, накануне объявления о начале длительной антинаркотической игры, следует заготовить письма-задания для каждого класса-участника, например, такого содержания:

«Коллективу 7-го класса поручается:

1) написать сочинение о любимом увлечении или преимуществах трезвого здорового образа жизни для себя сегодня, сейчас;

2) подготовить рефераты и доклады на уроках истории (трезвенные движения) и литературы (трезвенная деятельность Л. Н. Толстого; взгляд на образ жизни в России через зеркало классической русской литературы); составить трезвенную литературную или историческую викторину;

3) принять участие в конкурсе рисунков и плакатов «Трезвый образ жизни»;

4) провести опыты с алкоголем и табаком на уроках химико-биологического цикла;

5) подготовить антинаркотический спектакль с помощью старшеклассников;

6) провести дискуссию о необходимости трезвого образа жизни и принять программу оздоровления в своём классе: например, мальчики и девочки могут взять на себя обязательства бросить курить (зароки) или не начинать курить (обеты), либо брать групповые и индивидуальные обязательства не употреблять алкоголь до окончания школы, либо обязательства никогда не пробовать наркотики;

7) принять участие в заключительном общешкольном вечере трезвости».

Основной этап начинается с объявления о предстоящей игре по общешкольному радио. Старшеклассники разносят поручения по «своим» классам и работа начинается: диктанты, изложения и сочинения на уроках русского языка, рисунки на уроках изобразительного искусства, опыты на уроках биологии и химии, подготовка спектаклей и т. д. Педагог-организатор осуществляет главное педагогическое руководство, координирует всю игру в едином центре. Для этого желательно выделить специальное время и место. Лучше всего для этого подойдет репетиционное время старшеклассников – главных помощников организатора. Все готовятся к заключительному общешкольному вечеру трезвости.

Заключительный этап – это проведение общешкольного вечера с постановкой спектаклей и их последующим обсуждением, отчётами классов о проделанной работе, с подведением итогов. Главное – не увлечься разоблачением зла, а показать побольше положительных трезвых альтернатив.

Заключительная игра помогает найти добровольцев, готовых вести трезвенную пропаганду среди сверстников.

Вскоре после проведения игры следует провести повторную диагностику, отметить положительные сдвиги в отношении учащихся к проблеме употребления АТН и наметить коррекционную работу на будущее.

Массовые акции. Школьников можно привлечь к участию во внешкольных мероприятиях, таких как организация массовых детских и молодёжных акций. Акция – это единичное мероприятие, подготовленное при взаимодействии ряда учреждений. Примерами могут быть: организация сбора подписей за запрет рекламы пива и табака, организация общегородской выставки детских рисунков на темы трезвого здорового образа жизни, организация конкурса на лучшее школьное сочинение на темы здорового образа жизни, проведение общегородских дней здоровья, дней отказа от курения и т. д.

Акция тщательно готовится: пишется сценарий, назначаются ответственные, строго определяются сроки, изыскиваются источники финансирования, привлекаются спонсоры из числа местных предпринимателей.