logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

Выводы к главе 5

  1. В школьный период развития человеку необходимо пройти путь от беззаботного ребёнка до возраста ответственности и профессионального самоопределения. Это – трудный путь даже для благополучных детей, поэтому так велика опасность рискованного поведения в целом и наркотического в частности.

  2. В основе трезвенного воспитания 2 концепции: концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, концепция безопасной/жизнеспособной личности.

  3. Стратегической целью трезвенного воспитания является преобладание в обществе нравственных, жизнеспособных личностей, для каждой из которых трезвость – нравственная категория. Перед учителем стоит три глобальные задачи: 1) дать объективную информацию о действии АТН соответственно возрастной ступени развития; 2) скорректировать психологические отклонения личности, мешающие нормальной социализации; сформировать навыки положительного общения; 3) помочь детям в обретении жизненных целей, в учёбе и организации полезного досуга, в профессиональной ориентации, в принятии ответственности за себя, за своё будущее, за своих близких, за всё, что происходит вокруг. Ответственность за собственное здоровье расценивается как проявление ответственности вообще.

  4. Цели и задачи трезвенного воспитания различаются на каждом из этапов развития. В младшей школе доля мировоззренческих знаний о последствиях употребления АТН невелика, упор делается на повышении психологических и социальных защитных факторов личности. В средней и старшей школе знания о последствиях употребления АТН также не являются определяющими.

  5. Cобриологические принципы профилактики: принципы системности, комплексности, возрастной и культурной адекватности, принцип информационной безопасности и практической целесообразности, социальной активности и аксиологичности.

  6. Модель трезвенного воспитания в школе состоит из следующих компонентов: 1) образовательный (информационно-педагогический) компонент (знания о вреде одурманивающих веществ, знания о себе, знание этических категорий); 2) психолого-коммуникативный компонент (коррекция определённых психологических отклонений личности, препятствующих нормальной социализации и формирование навыков общения); 3) социальный компонент (помощь в социальной адаптации подростка в школе, в семье, в обществе).

  7. Главных отличий отечественной профилактической модели от западной три: 1) отношение к трезвости как к нравственной категории является продолжением отечественной этической традиции. Акцент в трезвенном воспитании делается на духовно-нравственном содержании воспитания; 2) утверждается идея ориентации на трезвость, а не на концепцию «уменьшения вреда»; идея свободы выбора в подростковом возрасте неприёмлема, т. к. является провокационной: в этом возрасте запрещено пить и курить по закону, и ни о какой свободе выбора речи быть не должно. Это – возрастное ограничение; 3) важными в трезвенном воспитании являются социальная активность и общественно-полезная деятельность, восходящие к отечественной традиции соборности.