logo search
Popov_S_N_Fizreabilitatsia

2.9.4. Игры при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии

Особое место в комплексной программе физической реа­билитации детей, страдающих нарушениями осанки, сколиотической болезнью и плоскостопием, занимают подвижные игры. Хорошие результаты использования подвижных игр при заболеваниях опорно-двигательного аппарата отмечают мно­гие авторы. Выше уже отмечалось ведущее значение корри­гирующей гимнастики в физической реабилитации с наруше­ниями осанки и сколиозами. Однако стоит отметить, что эмо­циональность занятия снижается за счет тщательного выпол­нения упражнений, правильного размеренного дыхания, спе­циально многократно повторяемых упражнений, следствием чего может стать рассеянность детей, вялость, утомление. Во избежание этого на занятиях корригирующей гимнастикой значительное место должны занимать подвижные игры и эле­менты соревнования. Игры создают условия для коррекции дефектов осанки и сколиозов, а также помогают решать важ­ные задачи воспитания, обучения детей, умения правильно управлять своими движениями, дисциплинированного и со­знательного отношения детей к занятиям. Подвижные игры, применяемые в ортопедии, классифицируют по величине пси­хофизической нагрузки: незначительной, умеренной, тонизи­рующей и тренирующей.

Использование подвижных игр требует соблюдения сле­дующих методических принципов:

  1. Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры; тем большое значение имеет сюжетный, ролевой рисунок, постепенно усложняются пра­вила, значительнее становится роль личной инициативы.

  1. Подбор игр в соответствии с лечебно-педагогическими, лечебными и воспитательными задачами.

  1. Соблюдение физиологических закономерностей адап­тации к нагрузкам.

  1. Четкое объяснение правил игры и распределения ролей.

В подборе подвижных игр и элементов соревнования не­обходимо учитывать индивидуальные особенности физичес­кого развития и здоровья детей. Непременным условием по­беды в игре, соревновании должна быть хорошая осанка всех членов команды или ее большинства. Очень важное значе­ние в проведении подвижных игр на занятиях корригирую­щей гимнастики имеет соответствующий спортивный инвен­тарь. Правильный подбор подвижных игр и элементов со­ревнования поднимает интерес детей к систематическим за­нятиям корригирующей гимнастикой. Подвижные игры ор­топедической направленности подразделяются на игры в положении разгрузки позвоночника и игры без разгрузки позвоночника.

Игры в положении разгрузки позвоночника: «Пятнашки с мячом», «Хоккей», «Пятнашки», «Слепая лисица», «Лягушки и цапля», «Прыжок пантеры», «Кошка прячется» и т.д. На­пример, в игре «Слепая лисица» двое-трое детей стоят на чет­вереньках или по-пластунски проползают под руками «лисиц». Услышав шорох «лисицы», не открывая глаз, ловят ее на слух. «Запятнанный» заменяет одного из стоящих, а тот, в свою оче­редь, начинает ползти. Игра развивает внимание, слух, быст­роту и координацию.

Игры без разгрузки позвоночника: «Китайские пятнашки», «Мышеловка», «Живая мишень», «Переправа». Например, в игре «Китайские пятнашки» дети убегают от того, кто ловит. При этом надо присесть на носках, с хорошо прогнутой спи­ной. В этот момент лопатки сближены, руки согнуты в лок­тях, кисти с отставленным указательным пальцем прижаты к плечам. Голова поставлена прямо. Если игрок не выполняет какое-либо из перечисленных условий, его «пятнают». Усло­вия можно менять. Игра рассчитана на воспитание осанки, укрепление нижних конечностей, координацию, равновесие и быстроту реакции. Можно проводить самые разнообразные игры из раздела подвижных и даже спортивных, модифици­рованных и направленных на решение специальных задач кор­рекции.

Следует отметить, что только комплексное применение основных средств и форм физической реабилитации позволит достичь эффективной коррекции сколиотической болезни, на­рушений осанки и плоскостопия.