Тема 5. Оценка нервно-психического развития детей 1-4 года жизни.
Оценка нервно-психического развития детей младшего возраста с использованием ведущих линий развития. Алгоритм оценки НПР детей. Отклонения в нервно-психическом развитии детей и группы диспансерного наблюдения.
Самостоятельная работа.Работа студентов на участке (активные и первичные вызовы на дом, работа на приеме участкового врача и специалистов узкого профиля, в кабинете здорового ребенка - по индивидуальному графику). Оценка уровня НПР детей.
Цель занятия- для управления формированием здоровья и контроля гармоничного развития ребёнка участковый врач должен уметь правильно оценить уровень нервно-психического развития ребенка.
В ходе занятия студент должен
знать:
Методы и способы оценки уровня НПР детей различного возраста
Эпикризные сроки, для оценки НПР детей различного возраста.
Ведущие линии развития. для оценки НПР детей различного возраста.
Группы НПР детей первых 3-х лет жизни
Показатели НПР детей первых 3-х лет жизни.
понимать:
Роль НПР, как критерия характеризующего уровень индивидуального здоровья ребенка.
Взаимосвязь уровня здоровья и уровня НПР
Основные закономерности НПР ребенка (по Щелованову).
Основные причины нарушения НПР у современных детей.
уметь:
Проводить оценку уровня НПР детей первых 3-х лет жизни.
Определять группу НПР первых 3-х лет жизни.
Проводить корректировочные мероприятия при нарушениях НПР ребенка.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Вопросы для самоподготовки:
Какие методы и способы оценки уровня НПР детей различного возраста применяются в современной педиатрии?
На основании каких принципов основан метод диагностики НПР по Щелованову?
Каковы эпикризные сроки, для оценки НПР детей различного возраста?
Перечислить ведущие линии развития. для оценки НПР детей различного возраста.
Какие группы НПР детей первых 3-х лет жизни вы знаете?
Перечислить показатели НПР детей первых 3-х лет жизни.
В чем заключается значение оценки НПР, как критерия характеризующего уровень индивидуального здоровья ребенка?
Физиологический смысл взаимосвязи уровня здоровья и уровня НПР
Каковы основные причины нарушения НПР у современных детей?
Содержание:
Ведущие линии НПР ребенка в различные эпикризные сроки.
Соотношение групп здоровья и групп НПР.
Группы НПР | Группы здоровья | |||
I | II | III | IV + V | |
I | встречается достаточно часто | встречается достаточно часто | встречается редко | не встречается |
II | встречается достаточно часто | встречается достаточно часто | встречается достаточно часто | встречается редко |
III | не встречается | встречается достаточно часто | встречается достаточно часто | встречается достаточно часто |
IV | не встречается | не встречается | встречается редко | встречается достаточно часто |
Количественная оценка НПР детей осуществляется:
до 1 месяца (оцениваются отдельные анализаторы: СА, ЗА, ДА); Группы развития не определяются у новорожденного ребенка.
от 1 месяца до 3-х лет (по четырем группам развития);
от 4-х до 7 лет и старше (без отклонений;с отклонениями: сомато-вегетативного, эмоционального или психомоторного характера).
Для выделения группы НПР необходимо:
1) определить, есть ли задержка в развитии;
2) если имеется задержка в развитии, найти показатель с самым низким уровнем развития и по нему определить группу развития;
3) посмотреть, равномерна ли задержка (или опережение) в развитии или нет;
4) если задержка (или опережение) равномерна, определить степень задержки (или опережения);
5) если задержка (или опережение) неравномерна, определить степень неравномерности.
Группы развития не определяются у новорожденного ребенка. При задержке в развитии ребенка в возрасте 1 месяц за эпикризный срок принимают 10 дней.
Формализованные результаты заносятся в историю развития ребенка (ф.112) при оформлении результатов комплексной оценки состояния здоровья.
Назначения по нервно-психическому развитиюдетям первых 3 лет жизни врач делает, исходя из их уровня по каждому показателю и задач, обозначенных в показателях развитияследующеговозрастного периода.
Показатели НПР детей первого года жизни
К 1 месяцу
Начинает улыбаться в ответ на разговор взрослого (Э); сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете и плавно прослеживает за движущимся предметом; прислушивается к голосу взрослого, слуховое сосредоточение (СА); лежа на животе пытается поднимать и удерживать головку (ДО).
К 2 месяцам
Быстро отвечает улыбкой на обращение, разговор (Э); длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (ЗА); ищущие повороты головы при длительном звуке (СА); лежа на животе поднимает и непродолжительно удерживает головку (ДО); произносит отдельные звуки (АР).
К 3 месяцам
«Комплекс оживления» в ответ на эмоциональное обращение (Э); ищет источник звука (СА); сосредоточивает взгляд на лице говорящего с ним или игрушке, находясь в вертикальном положении на руках взрослого (ЗА); наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью на высоте 10–15 см (ДР); лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову, при поддержке под мышки крепко опирается о твердую опору ногами; длительно удерживает голову в вертикальном положении (ДО).
К 4 месяцам
Громко смеется в ответ на общение с ним (Э, СП); поворачивает голову в сторону источника звука и находит его глазами, по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии (СА); узнает мать или другого близкого человека (ЗА); рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью предметы (ДР); гулит (АР); во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку. Совершенствуются навыки, приобретенные ранее (Н).
К 5 месяцам
Узнает голос матери или другого близкого человека; различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи (СА, СП); по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека (ЗА, СП); четко берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее (ДР); долго лежит на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук; переворачивается со спины на живот; ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки (ДО); подолгу певуче гулит (АР); ест с ложки (Н), радуется ребенку, берет из его рук игрушку (Э).
К 6 месяцам
Начинает реагировать на свое имя (СА, СП); свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается ею (ДР); переворачивается с живота на спину; немного передвигается, начинает ползать (ДО); начинает лепетать (АР); хорошо ест с ложки, снимает пищу губами (Н).
К 7 месяцам
Разнообразно и долго занимается игрушкой (ДР); хорошо ползает (ДО); на вопрос «где?» находит взглядом предмет, расположенный в определенном месте (ПР); подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги (АР); пьет из чашки, которую держит взрослый (Н).
К 8 месяцам
Игрушками занимается долго и разнообразно, при этом подражает действиям взрослого (ДР); встает, держась за барьер, стоит и опускается; сам садится, сидит и ложится; переступает, держась за опору (ДО); смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет (Э, СП); на вопрос «где?» находит несколько предметов, расположенных в определенных местах; по просьбе взрослого выполняет разученные движения «ладушки» и др. (ПР); сам держит и ест корочку хлеба, пьет из чашки, которую держит взрослый (Н); громко и четко повторно произносит различные слоги (АР).
Группы НПР:
К 9 месяцам
Передвигается, слегка придерживаясь руками за предметы (ДО); действует с предметами по-разному, в зависимости от их местоположения и свойств — катает, открывает, гремит, нажимает (ДР); на вопрос «где?» находит знакомые предметы независимо от их постоянного месторасположения, знает свое имя, оборачивается на зов (ПР); подражает слогам, имеющимся в лепете (АР); пьет из чашки, слегка придерживая ее руками; спокойно относится к высаживанию на горшок (Н); делает плясовые движения под плясовую мелодию (СА), догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям и движениям другого ребенка (Э, СП).
К 10 месяцам
Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним (Э, СП); длительно занимается игрушками; самостоятельно и по просьбе выполняет разученные действия с игрушками и предметами (ДР); держась за опору, поднимается на невысокую поверхность и спускается с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки (ДО); по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, во время игры с ним выполняет разученные действия (догоню-догоню; сорока-воровка и т.д.) (ПР); подражая взрослому произносит новые слоги, которых не было в лепете (АР).
К 11 месяцам
Радуется приходу детей, избирательно относится к детям (Э, СП); овладевает новыми разученными действиями с предметами и начинает выполнять их по команде взрослого: накладывает кубик на кубик, надевает кольца на пирамидку и др. (ДР); делает первые самостоятельные шаги; стоит без поддержки (ДО); по просьбе взрослого приносит определенную игрушку, отыскивая ее среди других, выполняет разученные действия — кормит куклу, водит собачку (ПР); произносит первые слова-обозначения — кис-кис, ав-ав, дай (АР).
К 12 месяцам
Самостоятельно выполняет разученные действия с предметами: водит куклу, кормит, баюкает; переносит разученные действия с одного предмета на другой (начало сюжетной игры) (ДР); ходит самостоятельно (ДО); протягивает другому ребенку игрушку, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком (Э, СП); различает предметы по форме, узнает на фотографии знакомого взрослого (ЗА); понимает названия предметов, игрушек, имена некоторых взрослых, названия действий и предметов; понимает слово «нельзя»; выполняет поручения: принеси, найди и пр. (ПР); легко подражает новым слогам; произносит 8–10 облегченных слов (АР); самостоятельно пьет из чашки, берет ее руками (Н).
Показатели НПР детей второго года жизни
К 1 году 3 месяцам
Запас понимаемых слов быстро растет (ПР); легко подражает часто слышимым обычным словам; сопровождает свои действия лепетом, эмоциональными возгласами, пользуется облегченными словами би-би, ав-ав (РА); воспроизводит в игре действия (И), различает два разных по величине предмета (СР); ходит не присаживаясь, длительно; меняет положение (приседает, поворачивается, наклоняется) (ДО); самостоятельно ест густую пищу ложкой (Н).
К 1 году 6 месяцам
Понимает смысл целых предложений о событиях, часто повторяющихся; понимает изображения предметов и действий; обобщает предметы по существенным признакам (находит два однородных предмета, внешне отличных) (ПР); словом пользуется в момент наибольшей заинтересованности (АР); в своей деятельности ориентируется в двух контрастных формах предметов (шар, куб); двух контрастных величинах предметов (матрешки), подбирает к образцу предмет такой же формы — кубик к кубику (СР); отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия (причесывает куклу, моет ее и пр.) (И); перешагивает через препятствие приставным шагом (ДО); самостоятельно ест густую и жидкую пищу ложкой (Н).
К 1 году 9 месяцам
Понимает рассказ о знакомых событиях без показа картинок; понимает несложный сюжет по картинке; отвечает на вопросы «кто это?», «что это?» (ПР); легко повторяет слова и фразы; во время игры обозначает свои действия словами, употребляя при этом предложения из 2–3 слов (АР); строит ворота, скамейку (И); в своей деятельности ориентируется в 4 контрастных формах и 3 величинах, играя различает 3 разных по величине предмета (СР); ходит по ограниченной поверхности шириной 20–40 см, высотой 15–20 см (ДО); частично раздевается с небольшой помощью взрослого (Н).
К 2 годам
Понимает несложный сюжет по картинке, отвечая на вопросы взрослого «что здесь нарисовано?», понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку по опыту (ПР); обобщает предметы по существенным признакам в активной речи (называет однородные предметы, внешне отличные); речь становится средством общения со взрослыми; ребенок использует предложения из 3–4 слов (АР); подбирает по образцу предметы, отличая от других сходных по форме; ориентируется в 3–4 величинах предметов; подбирает по образцу 3 контрастных цвета (СР); в игре воспроизводит ряд последовательных действий ( начало сюжетной игры ) (И); перешагивает через препятствие чередующимся шагом; поднимается на высоту 15–20 см и спускается с нее (ДО); контролирует свои физиологические отправления; ест довольно аккуратно; частично одевается (Н).
Показатели НПР детей третьего года
К 2 годам 6 месяцам
Предложения становятся многословными из 3 и более слов (АР). Подбирает к образцу разнообразные предметы 4-х цветов (СР). Игра носит сюжетный характер; ребенок отражает взаимосвязь и последовательность действий; самостоятельно делает простые постройки при игре со строительным материалом и называет их (И); полностью одевается, но не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки (Н); перешагивает через палку или веревку, поднятую над полом на 20–30 см, приставным шагом (ДО).
К 3 годам
Начинает употреблять сложные предложения (АР); появляются элементы ролевой игры; в игре со строительным материалом появляются сюжетные постройки (И); называет 4 основных цвета (СР); перешагивает через препятствие в 10–15 см чередующимся шагом; поднимается на скамейку высотой 25 см и спускается с нее (ДО); одевается самостоятельно, начинает застегивать пуговицы с помощью взрослого, завязывает шнурки; пользуется салфеткой по мере надобности.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ:
Содержание:
1.Работа в кабинете участкового педиатра: оценка НПР у детей младшего возраста
Задание к самостоятельной работе:
- Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Порядок оказания педиатрической помощи
- Правила организации деятельности кабинета врача-педиатра участкового
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала кабинета врача-педиатра участкового
- Стандарт оснащения кабинета врача-педиатра участкового
- Правила организации деятельности детской поликлиники (отделения)
- Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала детской поликлиники (отделения)
- Стандарт оснащения детской поликлиники (отделения)
- 1. Кабинет здорового ребенка детской поликлиники (отделения)
- Разделы работы участкового педиатра:
- Дети, подлежащие обязательной консультации заведующего педиатрическим отделением:
- Основная медицинская документация в поликлинике (амбулатории).
- Примерная схема годового отчета участкового врача:
- Тема 2. Экспертиза временной нетрудоспособности в педиатрической практике. Биоэтика в педиатрии.
- Форма №095/у, справка о временной нетрудоспособности
- Освобождение от физкультуры
- Медицинская справка в бассейн (справка формы 1)
- Заключение клинико-экспертной комиссии (кэк)
- Академический отпуск
- Форма №027/у, выписной эпикриз, медицинская выписка из истории болезни амбулаторная и/или стационарная (из поликлиники и/или из больницы)
- Персона врача
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Организация работы детской поликлиники.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 3. Оценка факторов, определяющих здоровье.
- Тема 4. Оценка физического развития
- Общий порядок (алгоритм) определения физического развития (фр):
- 2.Определение биологического возраста ребенка по зубной формуле (до 8 лет) и по уровню полового развития (с 10 лет).
- 3.Освоение практических умений
- 4.Перечень тем рефератов для студентов
- Тема 5. Оценка нервно-психического развития детей 1-4 года жизни.
- 1.Оценить нервно-психическое развитие ребенка:
- 2.Освоение практических умений:
- Тема 6. Оценка функционального состояния и резистентности. Хронические заболевания и пороки развития, как критерии, характеризующие здоровье.
- 1. Преобладающее эмоциональное состояние:
- Тема 7.Суммарная оценка критериев здоровья. Группы здоровья.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Основы формирования здоровья детей.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 8. Организация лечебно-профилактической помощи новорожденным в условиях поликлиники.
- Дородовый врачебный патронаж
- Социальный анамнез
- Генеалогический анамнез Заключение по генеалогическому анамнезу
- Биологический анамнез
- Заключение по антенатальному анамнезу: (подчеркнуть)
- Общее заключение по дородовому патронажу
- Рекомендации
- Листок первичного врачебно-сестринского патронажа новорожденного
- Тема 9. Диспансерный метод в работе педиатра. Диспансерное наблюдение здоровых детей от рождения до 18 лет.
- Диспансерное наблюдение за ребенком на первом году жизни
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении профилактических медицинских осмотров
- 2.Понимание студентом полученных знаний по теме занятия:
- Тема 10. Принципы диспансеризации детей с хроническими заболеваниями.
- Тема 11. Задачи и работа врача отделения организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях (дшо).
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении предварительных медицинских осмотров
- Подготовка детей к поступлению в школу.
- Раздел 2. Перечень исследований при проведении
- Раздел 1. Перечень исследований при проведении
- Приложения основная медицинская документация в дду и школе.
- Факторы, определяющие готовность детей к обучению в школе, следующие:
- Тема 12.Реабилитация детей, общие принципы организации и частные вопросы.
- Организация санаторно-курортной помощи детям.
- Стационарзамещающие технологии в современной педиатрии.
- Штаты дневного стационара детской поликлиники:
- Дневной стационар детской поликлиники (оснащение)
- Задача №1
- Задача №2
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Профилактическая работа участкового врача.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 13.Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний в условиях первичного звена.
- Национальный календарь профилактических прививок
- Тема 14. Диагностика, лечение и профилактика воздушно-капельных инфекций на педиатрическом участке.
- Тема 15. Лечение и профилактика острых респираторно - вирусных инфекций у детей.
- Клиническая классификация орз (в.Ф.Учайкин, 1999)
- Общие положения о лечении орви
- Алгоритм (протокол) лечения орз у детей
- 3.Дифференциальная диагностика острой пневмонии – с бронхитами, бронхиолитами, респираторными аллергозами, нарушениями проходимости дыхательных путей, туберкулезом.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Противоэпидемическая работа участкового врача:
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 16. Основные методы неотложной терапии на догоспитальном этапе.
- Первичная сердечно-легочная реанимация у детей
- Тема 17. Диагностика, первичная врачебная помощь, тактика педиатра при ургентных состояниях.
- Лихорадка и гипертермический синдром
- Судорожный синдром
- Острый стенозирующий ларинготрахеит
- 3.При I степени стеноза:
- 4.При нарастании явлений стеноза (I-II степень, II-III степени):
- 5. При III-IV степени стеноза:
- Задача №1
- Задача №2
- В. 1.Инвагинация кишечника.
- Рубежный контроль по дисциплине «Поликлиническая педиатрия» Модуль: Неотложная терапия на догоспитальном этапе.
- Примеры тестов рубежного контроля
- Тема 18. Проведение промежуточного контроля знаний и умений студентов по дисциплине «поликлиническая педиатрия».
- Критерии допуска студента к курсовому зачету:
- Примеры заданий курсового зачета по поликлинической педиатрии.
- Критерии оценки студента на практическом занятии и по результатам самостоятельной работы
- Методические указания для самостоятельной работы студентов
- I. Требования к составлению реферата
- II. Требования к проведению лекции
- III. Основные требования к оформлению и выпуску типового санитарного бюллетеня
- IV.Работа в фокус-группах по выбранной теме
- V.Санитарно- просветительная работа в учреждениях образования (по теме реферата)