logo search
Трезвый образ жизни- книга Н

5.1.1. Младший школьный возраст

Переход в начальную школу – важнейший этап в развитии ребёнка. У него появляются новые серьёзные обязанности – учиться, соблюдать дисциплину на уроке и в школе; приходится выдерживать школьные нагрузки. Согласно концепции Э. Эриксона, в период от 6 до 12 лет происходит приобщение ребёнка к трудовой жизни общества, вырабатывается трудолюбие. В этой трудной ситуации нельзя бросать ребёнка в надежде, что он «сам справится», но следует избегать и излишней опеки.

Ведущей деятельностью младшего школьника является учёба. Важнейшей заботой учителя и родителей должно стать сохранение мотивации ребёнка к учению. В системе развивающего обучения, признанной современной отечественной школой, ученик – субъект обучения. Центральная задача младшей школы – формирование умения учиться. Это влечёт за собой смену методов обучения: учебная задача формулируется как поисково-исследовательская, меняется характер взаимодействия между учителем и учеником, между учащимися. Неуспешность в основном виде деятельности – учёбе – может обернуться рядом проблем: нарушением общения с одноклассниками, учителем, другими детьми, снижением самооценки, нарастанием агрессии или тревожности. Поэтому важно вовремя установить причины школьной дезадаптации и по возможности устранить их.

В 7-11 лет активно формируется мотивационно-потребностная сфера и самосознание ребёнка. Важнейшими новообразованиями возраста становятся стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников.

К концу этого периода снижается роль учёбы как основного вида деятельности и всё больше выходит на первый план общение с ровесниками. Если в учёбе накопились проблемы, то при переходе из начальной школы в основную статус неблагополучного ученика обычно сохраняется.

В психологической литературе существует несколько принципиальных позиций относительно возраста 7-11 лет. Одни исследователи считают этот возраст началом стабильного подросткового периода (Л. С. Выготский), другие – частью критического (Л. И. Божович). В периодизации Д. Б. Эльконина этот период рассматривается как кризис между стабильными младшим школьным и подростковым возрастами [15:224-238].

В начальной школе могут проявиться первые серьёзные проблемы дезадаптации личности: неблагополучная семья, неуспешность в учении, нарушение отношений с учителем и сверстниками. Именно они могут склонить ребёнка к асоциальному поведению, в том числе наркотическому. Поэтому так важно оказать необходимую психологическую и социальную помощь как можно раньше. На отношение к алкоголю и табаку в этом возрасте огромное влияние оказывает пример и авторитет значимых взрослых: родителей, учителей.